Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы проявления аффективных образований.






Эмоциональные реакции (эмоции) – психическое отражение непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного потребностями человека.

Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Различия между эмоциями и чувствами. (Ч-эволюц позже, присущи только человеку, устойчивы и длительны, привязаны к объектам, а не к ситуациям и событиям и тд.) Деление на моральные, интеллектуальные, эстетические и практические (связанные с деят-стью, ее успехом/неуспехом).

Настроение – сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. Зависит от самооценки. Ильин: это след от пережитой эмоции.

Аффект – наиб. бурная, интенсивная, кратковрем реакция, вызванная крайне значимой для чел. ситуацией. «+» восторг, безуд смех, веселье, воодушевление, энтузиазм, «-» ярость, гнев, ужас, отчаяние. Афф шок, ступор

Стресс – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма. «общий адаптационный синдром» Теория стресса Селье: у всех есть баланс (гомеостаз); есть внешние раздражители, нарушающие баланс; несколько стадий стресса; есть только лишь определенный запас сил, потом – истощение. Стадии: тревога, сопротивление, истощение.

Фрустрация – эмоц-реакция на помеху к достижению осознанной цели.

Теории эмоций

Аристотель - и сточник эмоц вне события. Представления об этих событиях разворачиваются вну. +свободное протеканеи телесных процессов, стардание-наоборот. Аффект, но его нельзя подавлять-героев не было бы. Театр-как форма терапии. Выделял любовь и ненависть, желание и отвращение, надежду и отчаяние, робость и смелость, радость и печаль, гнев.

Спиноза – э моции – это система динамических сил, подчиняющихся логическим законам, которые могут быть выведены из трех первичных эмоций (удовольствия, неудовольствия, желания). Идея о том, что эмоциональная жизнь подчинена логике, а эмоции – не просто иррациональные силы, которые должны быть подавлены, или каким-то образом преодолены.

Кант – сводил все эмоции к двум группам, в основе которых лежала причина возникновения эмоций: эмоции сенсуальные и интеллектуальные. При этом аффекты и страсти он относил к волевой сфере.

В XVIII – XIX вв. не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений (В. Вундт, Гебарт)

В. Вундт: эмоции — это прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций.

По мнению Вундта всю систему чувств можно опр-ть как многообразие 3х измерений, каждое из кот. имеет 2 противоположных направления, исключающих друг друга. Классификация характериз. знак эмоций, степень возбуждения и напряжения.

Ч. Дарвин «Выражение эмоций у человека и животных» (1872).

Эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования.

Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на предыдущей стадии эволюции

1. «Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. Периферические органические изменения рассматривались как первопричина эмоций

2. Теория Кэнона-Барда. У.Кэннон: телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, т.к. служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. Эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения, возникают в одном и том же мозговом центре — таламусе. П. Бард: и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан гипоталамус и центральные части лимбической системы.

3. Активационная теория Линдсея-Хебба. Эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга, поскольку эта структура отвечает за уровень активности организма. Эмоциональные проявления есть не что иное, как изменение уровня активности нервной системы в ответ на какой-либо раздражитель.

1. Психоанализ. Реакции связаны с влечениями. Причина возникновения – рассогласованность желаемой ситуации действительной.

2. Бихевиоризм. Сопутствующая реакция на определенный стимул. Представления об эмоциях обеднены тем, что не рассматривается центральное звено, а рассматриваются подкрепления. Они могут быть положительными и отрицательными, соответственно эмоции бывают тоже как положительные так и отрицательные. Не воспринимаются как внутренние переживания (горе от тоски ничем не отличается).

3. Когнитивная психология – открывают природу эмоций через механизмы мышления, есть нормальная экспериментальная база.

§ Шехтер. 2х факторная теория эмоций (развитие теории Джемса-Ланге). Эмоции возникают как когнитивная оценка физиологического сдвига. Оказывают влияние два фактора: когнитивный, психол.

§ Лазарус. 3х компонентная теория. Влияют следующие компоненты: когнитивный, психологический, поведенческий. Оценивается не только физиологический сдвиг, но и возможность поведения в данной ситуации, возможность интерпретировать: эмоции возникают, если мы все воспринимаем как реально происходящее. Если подвергать все рациональному анализу – эмоции отсутствуют.

§ Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В эмоциях большую роль играют когнитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда ожидания человека подтверждаются, то есть как реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом.

4. Рубинштейн. Эмоция – это нечто связанное с определенным возбуждением определенных участков в подкорковых структурах – реакция на стимул, чувства – до стимула, то что может быть вербализовано, или уже вербализовано, раз вербализовано, значит осознано. Эмоции и потребности. Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей человека. Эмоции – конкретная форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью – «+» или «-».

5. Леонтьев. Теория эмоций строится на Деятельности. В ней утверждается, что поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Цель всегда сознательна, такая единица активности как действие возникает только у человека, цель это то, что представляет результат действия. Мотив – это предмет потребности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.