Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К. Изард. (классификиция эмоций)






Основа – отчетливы, возникли в рез-е эволюции, мотив-е влияние, адаптация.

Выделяет фундаментальные (имеют специфический нервный субстрат) эмоции – важны в жизни чел-ка, но отдельно, не в сочетании с др. эмоциями, они существуют лишь в течении очень короткого времени.

10 фундаментальных эмоций:

· интерес-волнение – положительная эмоция, мотивирующая обучение, разв-е навыков и творческие стремления

· радость – максимально желательная эмоция, связанная с озможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность

· удивление (5-6 мес, тормозит др.эмоц) – способствует направлению всех познавательных процессов на вызвавший его объект

· горе-страдание – отрицательное эмоц. сост-е, связанное с достоверной или кажущейся такой инф-ей о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей

· гнев (с млад. вместе с фрустрацией) – отрицательное эмоц. сост-е, вызывается внезапным возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения важной для субъекта потребности

· отвращение (с рождения) – вызывает желание избавиться от чего/кого-либо

· презрение – желание чувствовать свое превосходство в каком-то отношении; «холодная» эмоция

· страх – весть о реальной или мнимой опасности, сопровождает неуверенность

· стыд (2-3года) – отрицательное сост-е, выражающееся в осознании несоотв-я собственных помыслов/поступков/внешности не только ожиданиям окр-их, но и собственным представл-ям о подобающем поведении/внешнем облике

· вина (4-5 осознание своих поступков с т.зр нрав.) – возникает при нарушении морального или этического характера в ситуациях, где субъект чувствует свою личную ответственность

Основные эмоциональные черты (проявляющиеся фундаментальные эмоции в комплексе): тревожность – страх, горе, гнев, вина, +/- интерес-волнение; депрессия – горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вина; любовь – в зависимости от вида любви аффекты будут различаться; враждебность – гнев, отвращение, презрение.

7. Б.И. Додонов – считает, что отрицательные эмоции играю более важную роль, чем положительные. Отрицательные - сигнал опасности, положительные – сигнал возвращенного благополучия.

Альтруистические эмоции – переживания, возникающие на основе потребности и содействии, помощи, покровительстве другим людям: желание приносить другим людям радость и счастье; чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота о нем; сопереживание удачи и радости другого; чувство надежности или умиления; чувство преданности; чувство участия, жалости.

Коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик; чувство симпатии, расположения; чувство уважения к кому-либо; чувство признательности, благодарности; чувство обожания кого-либо; желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе: стремление завоевать признание, почет; чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш; приятное щекотание самолюбия; чувство гордости; чувство превосходства; чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности.

Праксические эмоции, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, её успешностью или неуспешностью, трудностями ее осуществления и завершения: желание добиться успеха в работе; чувство напряжения; увлеченность, захваченность работой; любование результатами своего труда, его продуктами; приятная усталость; приятное удовлетворение, что дело сделано, что день прошел не зря.

Пугнические эмоции, происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: жажда острых ощущений; упоение опасностью, риском; чувство спортивного азарта; решительность; спортивная злость; чувство волевого и эмоционального напряжения; предельной мобилизации своих физических и умственных способностей.

Романтические эмоции: стремление ко всему необыкновенному, таинственному; стремление к необычайному, неизведанному; ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда; манящее чувство дали; волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны; чувство особой значительности происходящего; чувство зловеще-таинственного.

Гностические эмоции, связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения; чувство ясности или смутности мысли; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины.

Эстетические эмоции, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение красотой чего-либо или кого-либо; чувство изящного, грациозного; чувство возвышенного или величественного; наслаждение звуками; чувство волнующего драматизма; чувство светлой грусти и задумчивости; поэтически-созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, растроганности; чувство родного, милого, близкого; сладость воспоминания о давнем; горько-приятное чувство одиночества.

Гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте: наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т.д.; чувство беззаботности, безмятежности; нега (сладкая лень); чувство веселья; приятная бездумная возбужденность (на танцах, вечеринках и т. д); сладострастие.

Акизитивные эмоции, возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию: стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать; радость по случаю увеличения своих накоплений; приятное чувство при обозрении своих накоплений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.