Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Средние века в свете основных концепций развития человечестваСтр 1 из 77Следующая ⇒
Введение
В основах лекционного курса по истории стран Азии и Африки в средние века содержится обширный проблемный и фактический материал, позволяющий студентам исторического факультета лучше ориентироваться в сложных процессах развития средневекового Востока. В первой, вводной части лекционного курса анализируются проблемы общего характера, свойственные в той или иной степени всем средневековым восточным обществам (природный фактор в истории, типы хозяйствования, " азиатский способ производства", деспотия и корпоративность, роль духовно-культурного фактора). Во второй, основной, части курса анализируются основные этапы и проблемы средневековой истории стран Азии и Тропической Африки. Автором лекционного курса освещена специфика исторического развития средневекового Востока относительно Запада, дается сопоставительная характеристика этих двух миров в динамике их развития, анализируются причины потери Востоком его цивилизационного лидерства в рассматриваемый период и точки зрения по данной проблеме.
Печатается по постановлению кафедры новой и новейшей истории зарубежных стран Кемеровского государственного университета.
Электронная версия книги: https://history.kemsu.ru/PUBLIC/govorov1/index1.htm
ПРЕДИСЛОВИЕ
Средневековая эпоха давно канула в лету, но изучение ее актуально по-прежнему не только с научной, но и с практическо-политической точки зрения: " Всякое осмысление человеческой истории по необходимости строится на том, что мы выводим из пережитого человеческого опыта и что на этой основе мы можем предвидеть в будущем" - писал Н.И.Конрад в своих рассуждениях " О смысле истории". Историческое прошлое - мощная сила современности, поэтому " родимые пятна" средневекового прошлого продолжают оказывать тормозящее влияние на ход развития современных афро-азиатских обществ. В связи с этим актуально выявление специфических черт эволюции восточного общества в средние века, предопределивших его последующее отставание от Запада. При этом следует помнить совет Дж. Неру: " Если ты хочешь узнать прошлое, смотри на него с симпатией и пониманием", ибо " нелепо судить о людях прошлого так, словно они живут теперь и думают таким же образом, как и мы". Слова Ф.И.Тютчева " Умом Россию не понять, аршином общим не измерить..." справедливы не только по отношению к России, - Восток не менее загадочен, и для его понимания нужны, кроме рационального знания, также интуиция, доброжелательность и эстетическое чувство. История Востока крайне слабо изучена с точки зрения методологической. Буржуазная Европа, всегда стремившаяся к экспансии, " оккупировала" даже историческое прошлое Востока, интерпретировав его через призму истории европейской с ее терминологией, категориями и стадиями развития. Официальная марксистская историческая наука, отказавшись от марксовой идеи " азиатского способа производства" (АСП), также распространила на Восток в качестве " всемирно-исторических" постулаты формационной теории, основанной на анализе развития европейского общества. В настоящее время перед российским востоковедением стоит ряд дискуссионных вопросов, решение которых плодотворно скажется на понимании восточной, в том числе средневековой, истории (часть из них затрагивается в данном издании). Издание основ лекционного курса по истории стран Азии и Африки (ИСАА) в средние века должно отчасти возместить недостаток литературы по данной проблематике и отставание учебников от бурно развивающейся научной мысли для студентов исторического факультета (особенно заочников) и учителей истории средних школ. В первом разделе анализируются основные проблемы развития Востока в средние века, во втором - основные этапы и проблемы развития конкретных афро-азиатских обществ. Материалы первого раздела и страновый материал снабжены соответственно списками рекомендованной к изучению литературы.
Раздел I: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА: ПРОБЛЕМА ВОСТОК - ЗАПАД В СРЕДНИЕ ВЕКА Средние века в свете основных концепций развития человечества При всем обилии концепций, претендующих на объяснение истории человечества, все они в конечном счете сводятся к двум основным методологическим подходам, В соответствии с " всемирно-историческим" формационно-стадиальным подходом все народы развиваются по универсальным закономерностям и проходят общие для них определенные стадии развития, Такой подход позволяет представить логически последовательную картину всемирно-исторического процесса, но не может объяснить множество несоответствий между реальной историей и ее концептуальным изображением и " неподчинение" страново-региональной исторической практики постулатам " всемирно-исторического" подхода (особенно это касается Востока). Видимо, односторонний подход к столь сложному и живо развивающемуся объекту, как человеческое общество, не может быть плодотворным. Историю можно понять только глядя на нее разными глазами, используя комплексный многосторонний подход, дополняя всемирно-исторический подход " культурно-историческим" цивилизационным. На протяжении относительно короткого периода исторического развития человеческого общества его социально-экономические и политические структуры под влиянием природно-экологических и других факторов неоднократно подвергались трансформациям (социальным мутациям). Следствием указанных процессов стало расхождение путей развития различных обществ и возникновение устойчивых качественно-типологических характеристик разных культур-цивилизаций, функционирующих по своим и присущим только им внутренним закономерностям. При всей дискуссионности этого вопроса картина расхождения путей развития человечества выглядит следующим образом. В результате разложения первобытного общества в ходе неолитической революции IV тыс. до н. э. на Ближнем и Дальнем Востоке сложилось постпервобытное азиатское общество как основа т.н. " восточного пути" - варианта развития человечества с превалирующей ролью государства во всех сферах жизни общества, В эпоху от реформ Солона и греко-персидских войн до возникновения мировых религий утвердился античный вариант развития с гораздо большей ролью общества и частной собственности, альтернативный восточно-азиатскому, ставший основой т.н. " западного пути" - варианта развития. Таким образом, понятия " Восток" и " Запад" - не столько географический, сколько социально-структурный феномен. Наличие альтернативных вариантов развития в принципе положительное явление, т.к. оно обеспечивает: дополнительную страховку существованию человечества вообще в случае полного краха по тем или иным причинам одной из ветвей развития; возможность их соревнования и взаимообогащения; смену лидерства в обеспечении прогресса человечества; возможность перехода с менее эффективного пути развития на другой, более эффективный... С этой точки зрения история человечества представляет собой передачу эстафеты лидерства от Древнего Востока к античному миру в древности, от него к мусульманскому Востоку в раннее средневековье и от последнего к Западу на рубеже средневековья и Нового времени. Ход " эстафеты" дал Гегелю основания утверждать, что " всемирная история направляется с Востока на Запад, т.к. Европа есть безусловно конец развития, а Азия - его начало". Современный американский политолог Ф.Фукуяма в своей работе " Конец истории" солидаризировался с Гегелем. Однако появившийся в последние десятилетия феномен " восточного капитализма" вновь поставил вопрос о переходе лидерства к восточной ветви, правда, существенно трансформированной под западно-буржуазным воздействием. За тысячелетие существования (сер. 1 тыс. до н.э. - первая половина 1 тыс. н.э.) в Европе античных структур свойственные им политико-правовые институты, прежде всего частной собственности, обеспечили определенные гарантии личности и собственности и возможность более динамичного развития по сравнению с Востоком. Контакты античного римского мира с варварской периферией несколько видоизменили ее восточно-традиционную структуру. Завоевание варварами Рима привело к созданию синтетических антично-традиционных структур средневекового романо-германского мира. Борьба традиционно-восточной и античной компонент в этом обществе завершилась торжеством античной основы с приматом частной собственности и, в конечном счете, возникновением в Европе буржуазно-капиталистических отношений. Вследствие сохранения в средневековой Европе элементов античной основы в ней развились частнофеодальные отношения, при которых государство является инструментом поддержки господствующего класса в деле эксплуатации крестьянства феодальными методами. Революционизирующую роль в развитии средневекового европейского общества сыграли города с их вольностями и привилегиями, подтачивавшие изнутри традиционные структуры. На Востоке же само государство выполняло функции господствующего класса, пресекая тенденции к развитию частнофеодальных отношений и городской вольности, что дает основания говорить о " государственном феодализме". В средневековой Европе в результате борьбы инерционного восточного и динамичного западного начал последнее приобретало все новое качество и сферу применения - европейское общество к Новому времени трансформируется из традиционного в современное буржуазное. На Востоке же традиционные характеристики общества не подверглись существенной качественной трансформации в ходе замедленного эволюционного развития, что дало Гегелю основания утверждать: тенденция развития заключается в том, что " Восток знал и знает только, что один свободен; греко-римский мир, что некоторые свободны; германский мир... что все свободны". Восточный и западный пути развития, возникнув однажды, соответственно в IV и I тыс. до н.э., доказали устойчивость своих основных характеристик и утвердились в них в средневековую эпоху: западный путь развития как чередование радикальных модификаций частной собственности (античной, феодальной, капиталистической), восточный путь - как незначительное усовершенствование древневосточного строя в рамках единой докапиталистической формации в сторону государственного феодализма в форме феодализации политических структур.
|