Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Постиндустриальное общество






    Американский социолог Даниель Белл (1974) (Daniel Bell) ввел в употребление понятие «постиндустриальное общество», которое (понятие) обо­значает, что общество перешло на стадию тертиарных промыслов и что в сфере услуг занято не менее 50 % работающего населения. США достигли этого в 1960 году, Финляндия на 20 лет позже.

    Следующий график показывает динамику дело­вой жизни с точки зрения производительности труда и способности потребления (The Future Is Tomor­row. Europe 2000. 1972).

    Постиндустриальное общество способно произ­водить как аграрные, так и промышленные продук­ты, намного превышая собственные потребности. Это — период перепроизводства, которому свойст­венно максимальное развитие маркетинга и услуг и к которому даже приложим термин «общество сервисного хозяйства».

    На основании исследований Д. Белла его последователями составлена таблица, представ­ляющая общественно-экономические фазы и уро­вень развития. Прединдустриальная фаза здесь соответствует упомянутому ранее аграрному об­ществу.

    Из таблицы, приведенной на с. 182-183, видно, что постиндустриальную фазу характеризуют, поми­мо услуг, направленность в будущее, межличност­ная коммуникация, большая роль научных ис­следований, так же как и теоретических знаний и образования.

    По причине использования принципиально но­вой технологии постиндустриальное общество стали называть также и «информационным обществом», в котором «умственная технология», информация, и обработка знаний занимают все большее и боль­шее место (И. Масуда, 1983) (Y. Masuda). Повы­шение роли знаний повысило и престиж образова­ния в обществе. Уже до постиндустриальной стадии говорилось об «обществе образования», позже этот термин приобрел новый оттенок — «образование

     

      Прединдустриальная фаза Индустриальная фаза Постиндустриаль­ная фаза
    Принцип, управ­ляющий развитием Традиционализм Экономический рост Центральное место знаний
    Главный сектор Производства Заготовка сырья Обработка Услуги
    Главный контин­гент рабочей силы Крестьянин, заня­тый освоением природной среды Рабочий, заня­тый переработкой материалов Служащий, работающий с информаци­ей, знаниями, символами
    Управленческая группа, соединяю­щая ресурсы Хозяин, владелец Предприниматель, профессиональ­ный руководитель Исследователь, специалист, веду­щий администратор
    Основная производственная единица Семья Предприятие, завод, фабрика Исследовательский институт, сервисный офис
    Высший уровень потребностей Основные бытовые потребности Социальные по­требности Самореализация, потребность в знаниях
    Перспектива времени Направленность в прошлое Адаптация к настоящему Времени Направленность в будущее, прогнозы, Сценарии
    Члены социальной Коммуникации Человек — природа   Человек — машина Человек — человек
    Движущая сила Природные ресурсы физическая сила Созданная энергия Информация, обра­ботка знаний
    Стратегический Ресурс Продукты питания Сырье Реальный капитал, «свод правил», «ноу- хау» Образование, умст- венный капитал
    Технология Ручной труд Механизированная Технология Умственная технология
    Метод, управля­ющий решениями Здравый смысл, «метод проб и ошибок», опыт Эмпиризм, испытательное исследование Модель, теорети­ческая база при­нятия решений, анализ систем и т.п.

     

     

    взрослых, переквалификация и дополнительное об­разование», которые из-за быстро меняющейся профессиональной и промысловой структуры и по­стоянно обновляющейся технологии вышли на пе­редний план в адаптации человека в современном обществе.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.