Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие образовательного пространства






 

При подготовке модульной системы, следует помнить, что все составляющие конкретного модуля учебной программы должны разрабатываться, во-первых, с учетом уровня подготовки абитуриента, во-вторых, с учетом той конечной цели, которая прописана в модулях при изучении дисциплины, а это предполагает, что весь материал разбивается на тематически законченные блоки, тщательно согласуются теоретический материал и практические (лабораторные) работы, очень конкретно и обоснованно выстраивается система контроля знаний, умений, навыков в рамках материала отдельного модуля. Для обеспечения качественного усвоения материала огромное значение имеет правильно организованная и методически поддержанная самостоятельная работа студентов.

Оценка модуля строится на базе болонской шкалы и является интегральной по всем формам учебного процесса. Периоды пересдач строго ограничены во времени. При модульной организации изучения дисциплины все ее составляющие входят в оценку модуля[1].

Важным компонентом оценки качества полученных знаний является процесс контроля, позволяющий определить, в какой степени был усвоен учебный материал.

Организация контроля представлений, знаний, умений, навыков при модульной системе образовательного процесса предусматривает многоуровневое тестирование, где в понятие «тестирование» включены все широко известные и разработанные методики проверки усвоенного материала.

В общем случае тестирование рассматривается, разрабатывается и внедряется в соответствии с двумя основными принципами.

1. Поэтапное тестирование в рамках одной дисциплины

1.1. Тестирование начинается со вступительных экзаменов. По вступительным дисциплинам проводится предварительное тестирование, включающее и психологические аспекты выбора той или иной специальности. Цель такого тестирования - проверить начальный уровень подготовки, в том числе и психологической, будущих студентов. Здесь можно рассматривать не только вступительные экзамены, но и некоторые разновидности «входного контроля», определяющего степень общей эрудиции, компетентности и пр. студента, необходимые для успешного усвоения материала той или иной дисциплины.

1.2. Промежуточный контроль по темам конкретной дисциплины. Цель такого контроля для студентов - усвоение основных (базовых) понятий, определений, терминов теоретического курса, усвоение основных навыков и овладение ими в рамках практических и лабораторных работ.

1.3. Зачетное тестирование по отдельным разделам дисциплины. Цель такого тестирования - усвоение материала одного раздела перед изучением следующего.

1.4. Итоговое тестирование по дисциплине, цель которого усвоение материала дисциплины.

1.5. Контроль остаточных знаний по дисциплине, цель которого оценить эффективность преподавания дисциплины и ее информационной наполненности.

1.6. Тесты по дисциплине к междисциплинарному экзамену.

При этом следует учитывать, что тесты для контроля остаточных знаний разрабатываются для основных, базовых дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов учебного плана, а тесты к междисциплинарному экзамену -для дисциплин профессионального и специального циклов.

Все этапы тестирования позволяют преподавателю оценить знания студентов, усвоение материала, внести необходимые коррективы в изложение материала, в методическое обеспечение дисциплины как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы.

2. Тестирование в рамках циклов дисциплин: естественнонаучных, профессиональных, специальных и дисциплин специализаций[2].

Для реализации этого принципа существенную роль играют междисциплинарные тестовые задания, разработка которых внутри каждого цикла является достаточно трудоемкой задачей, но обеспечивает качественные межпредметные связи и в целом повышает результативность образовательного процесса.

В традиционной и отлаженной системе образования система тестовых заданий призвана проверять знания, которые предлагаются студентам в процессе обучения. Но в силу множества причин объем проверяемых знаний всегда оказывается меньше объема знаний, предлагаемых на занятиях.

Поэтому к перечисленным основным принципам следует добавить обучающее тестирование (ситуационное). Разработка и внедрение ситуационных тестов очень трудоемкая задача, но именно для ее решения можно и нужно создавать творческие коллективы преподавателей, студентов, экспертов (потенциальных работодателей) для создания, как самих тестовых заданий, так и для проектирования соответствующих оболочек. Нужно как можно раньше показать студенту, как могут быть использованы его представления, знания, умения, навыки, полученные в процессе изучения дисциплины.

Для целей тестирования знания можно разделить на три вида: предлагаемые, приобретаемые и проверяемые.

Предлагаемые знания даются студентам в форме учебных пособий, материалов, текстов, лекций, рассказов и т.п., отражающих основную часть образовательной программы. Эти знания формулируются, в том числе, в системе заданий, по которым сами студенты могут проверить степень своей подготовленности.

Приобретаемые знания являются обычно только частью предлагаемых знаний, большей или меньшей, в зависимости от учебной активности студентов.

С внедрением в учебный процесс компьютерных обучающих программ, направленных деловых игр, специальных мультимедийных курсов, появились условия для превышения объема приобретаемых знаний над объемом предлагаемых знаний. Эта ситуация обеспечила эффективность занятий, эффективность самостоятельной работы и создала хорошую базу для организации качественного контроля знаний, умений, навыков.
Самостоятельная работа студентов в рамках изучения дисциплины требует тщательной подготовки и разработки соответствующего методического сопровождения. Сюда относятся электронные учебники, пособия, методические указания, мультимедийные обучающие программы и среды, тренажеры и пр., но их содержание тесно связано с материалом, излагаемым на аудиторных занятиях, и направлено на самостоятельное выполнение студентом домашних заданий различной степени сложности. Методики балльно-кредитных оценок самостоятельных работ и разработок студентов позволяют значительно повысить мотивацию студента на более творческое, а значит и более качественное освоение материала дисциплины.

И только профессионально организованная самостоятельная работа позволяет студентам знать и уметь больше того, что сообщается на занятиях.

Проверяемые знания образуют основное содержание того документа, который может называться, например, программой экзамена или тестирования, в зависимости от избираемой формы контроля знаний. Проверяемые знания - это часть содержания учебной дисциплины, усвоение которой студентами подлежит обязательному контролю. Главным признаком проверяемых знаний является их актуальность, что означает готовность студентов к практическому применению знаний для решения заданий, используемых в момент проверки.

Некоторые элементы проверяемых знаний (например, по отдельным темам) используются только в текущем контроле. Другие элементы, охватывающие знания нескольких тем, используются в семестровом контроле, в конце учебного семестра. И, наконец, в итоговом контроле используются задания, правильные ответы на которые требуют знания многих, а и иногда и всех тем, изученных в течение учебного года. Достаточно трудно, но возможно организовать подобное многоуровневое тестирование практически по каждой дисциплине и этому способствует модульная система организации изучения материала дисциплины.
При проведении тестирования на каждом этапе обучения целесообразно использовать специальные программные продукты, которые позволяют создавать различные виды тестов, использовать их в нужной комбинации и последовательности, что дает возможность значительно расширить диапазон проверяемых знаний, а анализ результатов тестирования позволяет в рамках дисциплин специальности использовать новейшие образовательные технологии для расширения предлагаемых знаний, что в совокупности повышает уровень приобретаемых знаний. Тем самым, образовательный процесс становится результативным, а значит, эффективным.

По реформе крестьяне освобождались от крепостной зависимости и наделялись землей по добровольному соглашению между помещиком и его крестьянами; при этом помещик не мог дать надел ниже установленной законом нормы, а крестьянин не мог требовать больше «законной» нормы. Если стороны не договаривались, то спор решался мировым посредником из дворян. Реформа первоначально распространялась на 34 губернии, которые делились на 3 зоны (черноземную, нечерноземную и степную). Каждая из этих зон делилась на несколько местностей (8-12) в зависимости от качества земли, численности населения, уровня торгово-промышленного развития и транспорта. Для черноземной и нечерноземной зон устанавливалось 2 нормы (высшая и низшая). Низшая в 3 раза меньше высшей (низшая норма от 0, 9 до 3 десятин, высшая от 2, 75 до 12) вводилась (одна) указная норма. Землей наделялись лишь мужские души, вошедшие в ревизские сказки (списки). В душевой надел входили: усадебная земля (участок у дома), полевая (пахотная, пастбищная, сенокос), а в некоторых районах и пустоши. Помещик мог обменивать в обязательном для крестьян порядке их земли, если в них находились полезные ископаемые, минеральные воды, или если он хотел провести канал для осушения или орошения, построить пристань, перевоз. И вообще, требовать переноса крестьянских усадеб на 10-15 верст, если они находились ближе 100-200 м. к строениям помещика. В результате такого передела ¾ всех крестьянских хозяйств получили земли меньших размеров и худшего качества, чем земли, которыми они пользовались до реформы. Всего крестьяне потеряли свыше 5 млн. гектаров земли. Собственность на землю сохранялась за помещиками, крестьянские наделы до совершения выкупной сделки предоставлялись им в постоянное пользование, а крестьяне находились на положении временнообязанных. Выкупной договор между помещиком и крестьянской общинной утверждался мировым посредником. Временнообязанные крестьяне освобождались от личной зависимоотдачи, для них отменялись натуральные оброки (мясом, яйцами, холстом, ягодами), но сохранялись барщина (для мужчин – 40, для женщин – 30 дней в году) и денежный оброк на уровне дореформенного. Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечению 9-летнего срока после выхода Манифеста 19 февраля 1861 г., если крестьянин отказывался от надела. Усадьбу можно было выкупить в любое время. Полевой надел мог быть выкуплен с согласия помещика и общины. Размеры выкупа определялись путем сложных подсчетов. Вся рыночная стоимость надельной земли равнялась 544 млн. руб. Крестьяне же должны были уплатить 867 млн., а уплатили с процентами в течение 49 лет около 2 млн. руб. Субъектом собственности становилась община, а в некоторых районах крестьянский двор. В нем крестьяне могли наследственно распоряжаться землей. Движимое имущество и недвижимое имущество становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получили право вступать в обязательства и договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество, заниматься торговлей. Открывать предприятия, вступать в гильдии. Поступать на службу, обращаться в суд на равных основаниях с другими сословиями. Менять место жительства, участвовать в общественных выборах органов самоуправления, переходить в другие сословия. Однако это не означало полной ликвидации внеэкономического принуждения их. Они оставались неравноправным податным сословием: платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям, несли ряд государственных повинностей (дорожную, подводную, пожарную). Ограничивала права крестьян и крестьянская община. Здесь сохранялась круговая порука, уравнительные переделы земли. Состояние временнообязанных сохранялось до 1883 г. По реформе крестьяне освобождались от крепостной зависимости и наделялись землей по добровольному соглашению между помещиком и его крестьянами; при этом помещик не мог дать надел ниже установленной законом нормы, а крестьянин не мог требовать больше «законной» нормы. Если стороны не договаривались, то спор решался мировым посредником из дворян. Реформа первоначально распространялась на 34 губернии, которые делились на 3 зоны (черноземную, нечерноземную и степную). Каждая из этих зон делилась на несколько местностей (8-12) в зависимости от качества земли, численности населения, уровня торгово-промышленного развития и транспорта. Для черноземной и нечерноземной зон устанавливалось 2 нормы (высшая и низшая). Низшая в 3 раза меньше высшей (низшая норма от 0, 9 до 3 десятин, высшая от 2, 75 до 12) вводилась (одна) указная норма. Землей наделялись лишь мужские души, вошедшие в ревизские сказки (списки). В душевой надел входили: усадебная земля (участок у дома), полевая (пахотная, пастбищная, сенокос), а в некоторых районах и пустоши. Помещик мог обменивать в обязательном для крестьян порядке их земли, если в них находились полезные ископаемые, минеральные воды, или если он хотел провести канал для осушения или орошения, построить пристань, перевоз. И вообще, требовать переноса крестьянских усадеб на 10-15 верст, если они находились ближе 100-200 м. к строениям помещика. В результате такого передела ¾ всех крестьянских хозяйств получили земли меньших размеров и худшего качества, чем земли, которыми они пользовались до реформы. Всего крестьяне потеряли свыше 5 млн. гектаров земли. Собственность на землю сохранялась за помещиками, крестьянские наделы до совершения выкупной сделки предоставлялись им в постоянное пользование, а крестьяне находились на положении временнообязанных. Выкупной договор между помещиком и крестьянской общинной утверждался мировым посредником. Временнообязанные крестьяне освобождались от личной зависимоотдачи, для них отменялись натуральные оброки (мясом, яйцами, холстом, ягодами), но сохранялись барщина (для мужчин – 40, для женщин – 30 дней в году) и денежный оброк на уровне дореформенного. Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечению 9-летнего срока после выхода Манифеста 19 февраля 1861 г., если крестьянин отказывался от надела. Усадьбу можно было выкупить в любое время. Полевой надел мог быть выкуплен с согласия помещика и общины. Размеры выкупа определялись путем сложных подсчетов. Вся рыночная стоимость надельной земли равнялась 544 млн. руб. Крестьяне же должны были уплатить 867 млн., а уплатили с процентами в течение 49 лет около 2 млн. руб. Субъектом собственности становилась община, а в некоторых районах крестьянский двор. В нем крестьяне могли наследственно распоряжаться землей. Движимое имущество и недвижимое имущество становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получили право вступать в обязательства и договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество, заниматься торговлей. Открывать предприятия, вступать в гильдии. Поступать на службу, обращаться в суд на равных основаниях с другими сословиями. Менять место жительства, участвовать в общественных выборах органов самоуправления, переходить в другие сословия. Однако это не означало полной ликвидации внеэкономического принуждения их. Они оставались неравноправным податным сословием: платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям, несли ряд государственных повинностей (дорожную, подводную, пожарную). Ограничивала права крестьян и крестьянская община. Здесь сохранялась круговая порука, уравнительные переделы земли. Состояние временнообязанных сохранялось до 1883 г.   По реформе крестьяне освобождались от крепостной зависимости и наделялись землей по добровольному соглашению между помещиком и его крестьянами; при этом помещик не мог дать надел ниже установленной законом нормы, а крестьянин не мог требовать больше «законной» нормы. Если стороны не договаривались, то спор решался мировым посредником из дворян. Реформа первоначально распространялась на 34 губернии, которые делились на 3 зоны (черноземную, нечерноземную и степную). Каждая из этих зон делилась на несколько местностей (8-12) в зависимости от качества земли, численности населения, уровня торгово-промышленного развития и транспорта. Для черноземной и нечерноземной зон устанавливалось 2 нормы (высшая и низшая). Низшая в 3 раза меньше высшей (низшая норма от 0, 9 до 3 десятин, высшая от 2, 75 до 12) вводилась (одна) указная норма. Землей наделялись лишь мужские души, вошедшие в ревизские сказки (списки). В душевой надел входили: усадебная земля (участок у дома), полевая (пахотная, пастбищная, сенокос), а в некоторых районах и пустоши. Помещик мог обменивать в обязательном для крестьян порядке их земли, если в них находились полезные ископаемые, минеральные воды, или если он хотел провести канал для осушения или орошения, построить пристань, перевоз. И вообще, требовать переноса крестьянских усадеб на 10-15 верст, если они находились ближе 100-200 м. к строениям помещика. В результате такого передела ¾ всех крестьянских хозяйств получили земли меньших размеров и худшего качества, чем земли, которыми они пользовались до реформы. Всего крестьяне потеряли свыше 5 млн. гектаров земли. Собственность на землю сохранялась за помещиками, крестьянские наделы до совершения выкупной сделки предоставлялись им в постоянное пользование, а крестьяне находились на положении временнообязанных. Выкупной договор между помещиком и крестьянской общинной утверждался мировым посредником. Временнообязанные крестьяне освобождались от личной зависимоотдачи, для них отменялись натуральные оброки (мясом, яйцами, холстом, ягодами), но сохранялись барщина (для мужчин – 40, для женщин – 30 дней в году) и денежный оброк на уровне дореформенного. Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечению 9-летнего срока после выхода Манифеста 19 февраля 1861 г., если крестьянин отказывался от надела. Усадьбу можно было выкупить в любое время. Полевой надел мог быть выкуплен с согласия помещика и общины. Размеры выкупа определялись путем сложных подсчетов. Вся рыночная стоимость надельной земли равнялась 544 млн. руб. Крестьяне же должны были уплатить 867 млн., а уплатили с процентами в течение 49 лет около 2 млн. руб. Субъектом собственности становилась община, а в некоторых районах крестьянский двор. В нем крестьяне могли наследственно распоряжаться землей. Движимое имущество и недвижимое имущество становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получили право вступать в обязательства и договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество, заниматься торговлей. Открывать предприятия, вступать в гильдии. Поступать на службу, обращаться в суд на равных основаниях с другими сословиями. Менять место жительства, участвовать в общественных выборах органов самоуправления, переходить в другие сословия. Однако это не означало полной ликвидации внеэкономического принуждения их. Они оставались неравноправным податным сословием: платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям, несли ряд государственных повинностей (дорожную, подводную, пожарную). Ограничивала права крестьян и крестьянская община. Здесь сохранялась круговая порука, уравнительные переделы земли. Состояние временнообязанных сохранялось до 1883 г.   По реформе крестьяне освобождались от крепостной зависимости и наделялись землей по добровольному соглашению между помещиком и его крестьянами; при этом помещик не мог дать надел ниже установленной законом нормы, а крестьянин не мог требовать больше «законной» нормы. Если стороны не договаривались, то спор решался мировым посредником из дворян. Реформа первоначально распространялась на 34 губернии, которые делились на 3 зоны (черноземную, нечерноземную и степную). Каждая из этих зон делилась на несколько местностей (8-12) в зависимости от качества земли, численности населения, уровня торгово-промышленного развития и транспорта. Для черноземной и нечерноземной зон устанавливалось 2 нормы (высшая и низшая). Низшая в 3 раза меньше высшей (низшая норма от 0, 9 до 3 десятин, высшая от 2, 75 до 12) вводилась (одна) указная норма. Землей наделялись лишь мужские души, вошедшие в ревизские сказки (списки). В душевой надел входили: усадебная земля (участок у дома), полевая (пахотная, пастбищная, сенокос), а в некоторых районах и пустоши. Помещик мог обменивать в обязательном для крестьян порядке их земли, если в них находились полезные ископаемые, минеральные воды, или если он хотел провести канал для осушения или орошения, построить пристань, перевоз. И вообще, требовать переноса крестьянских усадеб на 10-15 верст, если они находились ближе 100-200 м. к строениям помещика. В результате такого передела ¾ всех крестьянских хозяйств получили земли меньших размеров и худшего качества, чем земли, которыми они пользовались до реформы. Всего крестьяне потеряли свыше 5 млн. гектаров земли. Собственность на землю сохранялась за помещиками, крестьянские наделы до совершения выкупной сделки предоставлялись им в постоянное пользование, а крестьяне находились на положении временнообязанных. Выкупной договор между помещиком и крестьянской общинной утверждался мировым посредником. Временнообязанные крестьяне освобождались от личной зависимоотдачи, для них отменялись натуральные оброки (мясом, яйцами, холстом, ягодами), но сохранялись барщина (для мужчин – 40, для женщин – 30 дней в году) и денежный оброк на уровне дореформенного. Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечению 9-летнего срока после выхода Манифеста 19 февраля 1861 г., если крестьянин отказывался от надела. Усадьбу можно было выкупить в любое время. Полевой надел мог быть выкуплен с согласия помещика и общины. Размеры выкупа определялись путем сложных подсчетов. Вся рыночная стоимость надельной земли равнялась 544 млн. руб. Крестьяне же должны были уплатить 867 млн., а уплатили с процентами в течение 49 лет около 2 млн. руб. Субъектом собственности становилась община, а в некоторых районах крестьянский двор. В нем крестьяне могли наследственно распоряжаться землей. Движимое имущество и недвижимое имущество становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получили право вступать в обязательства и договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество, заниматься торговлей. Открывать предприятия, вступать в гильдии. Поступать на службу, обращаться в суд на равных основаниях с другими сословиями. Менять место жительства, участвовать в общественных выборах органов самоуправления, переходить в другие сословия. Однако это не означало полной ликвидации внеэкономического принуждения их. Они оставались неравноправным податным сословием: платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям, несли ряд государственных повинностей (дорожную, подводную, пожарную). Ограничивала права крестьян и крестьянская община. Здесь сохранялась круговая порука, уравнительные переделы земли. Состояние временнообязанных сохранялось до 1883 г.     По реформе крестьяне освобождались от крепостной зависимости и наделялись землей по добровольному соглашению между помещиком и его крестьянами; при этом помещик не мог дать надел ниже установленной законом нормы, а крестьянин не мог требовать больше «законной» нормы. Если стороны не договаривались, то спор решался мировым посредником из дворян. Реформа первоначально распространялась на 34 губернии, которые делились на 3 зоны (черноземную, нечерноземную и степную). Каждая из этих зон делилась на несколько местностей (8-12) в зависимости от качества земли, численности населения, уровня торгово-промышленного развития и транспорта. Для черноземной и нечерноземной зон устанавливалось 2 нормы (высшая и низшая). Низшая в 3 раза меньше высшей (низшая норма от 0, 9 до 3 десятин, высшая от 2, 75 до 12) вводилась (одна) указная норма. Землей наделялись лишь мужские души, вошедшие в ревизские сказки (списки). В душевой надел входили: усадебная земля (участок у дома), полевая (пахотная, пастбищная, сенокос), а в некоторых районах и пустоши. Помещик мог обменивать в обязательном для крестьян порядке их земли, если в них находились полезные ископаемые, минеральные воды, или если он хотел провести канал для осушения или орошения, построить пристань, перевоз. И вообще, требовать переноса крестьянских усадеб на 10-15 верст, если они находились ближе 100-200 м. к строениям помещика. В результате такого передела ¾ всех крестьянских хозяйств получили земли меньших размеров и худшего качества, чем земли, которыми они пользовались до реформы. Всего крестьяне потеряли свыше 5 млн. гектаров земли. Собственность на землю сохранялась за помещиками, крестьянские наделы до совершения выкупной сделки предоставлялись им в постоянное пользование, а крестьяне находились на положении временнообязанных. Выкупной договор между помещиком и крестьянской общинной утверждался мировым посредником. Временнообязанные крестьяне освобождались от личной зависимоотдачи, для них отменялись натуральные оброки (мясом, яйцами, холстом, ягодами), но сохранялись барщина (для мужчин – 40, для женщин – 30 дней в году) и денежный оброк на уровне дореформенного. Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечению 9-летнего срока после выхода Манифеста 19 февраля 1861 г., если крестьянин отказывался от надела. Усадьбу можно было выкупить в любое время. Полевой надел мог быть выкуплен с согласия помещика и общины. Размеры выкупа определялись путем сложных подсчетов. Вся рыночная стоимость надельной земли равнялась 544 млн. руб. Крестьяне же должны были уплатить 867 млн., а уплатили с процентами в течение 49 лет около 2 млн. руб. Субъектом собственности становилась община, а в некоторых районах крестьянский двор. В нем крестьяне могли наследственно распоряжаться землей. Движимое имущество и недвижимое имущество становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получили право вступать в обязательства и договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество, заниматься торговлей. Открывать предприятия, вступать в гильдии. Поступать на службу, обращаться в суд на равных основаниях с другими сословиями. Менять место жительства, участвовать в общественных выборах органов самоуправления, переходить в другие сословия. Однако это не означало полной ликвидации внеэкономического принуждения их. Они оставались неравноправным податным сословием: платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям, несли ряд государственных повинностей (дорожную, подводную, пожарную). Ограничивала права крестьян и крестьянская община. Здесь сохранялась круговая порука, уравнительные переделы земли. Состояние временнообязанных сохранялось до 1883 г. По реформе крестьяне освобождались от крепостной зависимости и наделялись землей по добровольному соглашению между помещиком и его крестьянами; при этом помещик не мог дать надел ниже установленной законом нормы, а крестьянин не мог требовать больше «законной» нормы. Если стороны не договаривались, то спор решался мировым посредником из дворян. Реформа первоначально распространялась на 34 губернии, которые делились на 3 зоны (черноземную, нечерноземную и степную). Каждая из этих зон делилась на несколько местностей (8-12) в зависимости от качества земли, численности населения, уровня торгово-промышленного развития и транспорта. Для черноземной и нечерноземной зон устанавливалось 2 нормы (высшая и низшая). Низшая в 3 раза меньше высшей (низшая норма от 0, 9 до 3 десятин, высшая от 2, 75 до 12) вводилась (одна) указная норма. Землей наделялись лишь мужские души, вошедшие в ревизские сказки (списки). В душевой надел входили: усадебная земля (участок у дома), полевая (пахотная, пастбищная, сенокос), а в некоторых районах и пустоши. Помещик мог обменивать в обязательном для крестьян порядке их земли, если в них находились полезные ископаемые, минеральные воды, или если он хотел провести канал для осушения или орошения, построить пристань, перевоз. И вообще, требовать переноса крестьянских усадеб на 10-15 верст, если они находились ближе 100-200 м. к строениям помещика. В результате такого передела ¾ всех крестьянских хозяйств получили земли меньших размеров и худшего качества, чем земли, которыми они пользовались до реформы. Всего крестьяне потеряли свыше 5 млн. гектаров земли. Собственность на землю сохранялась за помещиками, крестьянские наделы до совершения выкупной сделки предоставлялись им в постоянное пользование, а крестьяне находились на положении временнообязанных. Выкупной договор между помещиком и крестьянской общинной утверждался мировым посредником. Временнообязанные крестьяне освобождались от личной зависимоотдачи, для них отменялись натуральные оброки (мясом, яйцами, холстом, ягодами), но сохранялись барщина (для мужчин – 40, для женщин – 30 дней в году) и денежный оброк на уровне дореформенного. Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечению 9-летнего срока после выхода Манифеста 19 февраля 1861 г., если крестьянин отказывался от надела. Усадьбу можно было выкупить в любое время. Полевой надел мог быть выкуплен с согласия помещика и общины. Размеры выкупа определялись путем сложных подсчетов. Вся рыночная стоимость надельной земли равнялась 544 млн. руб. Крестьяне же должны были уплатить 867 млн., а уплатили с процентами в течение 49 лет около 2 млн. руб. Субъектом собственности становилась община, а в некоторых районах крестьянский двор. В нем крестьяне могли наследственно распоряжаться землей. Движимое имущество и недвижимое имущество становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получили право вступать в обязательства и договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество, заниматься торговлей. Открывать предприятия, вступать в гильдии. Поступать на службу, обращаться в суд на равных основаниях с другими сословиями. Менять место жительства, участвовать в общественных выборах органов самоуправления, переходить в другие сословия. Однако это не означало полной ликвидации внеэкономического принуждения их. Они оставались неравноправным податным сословием: платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям, несли ряд государственных повинностей (дорожную, подводную, пожарную). Ограничивала права крестьян и крестьянская община. Здесь сохранялась круговая порука, уравнительные переделы земли. Состояние временнообязанных сохранялось до 1883 г.   По реформе крестьяне освобождались от крепостной зависимости и наделялись землей по добровольному соглашению между помещиком и его крестьянами; при этом помещик не мог дать надел ниже установленной законом нормы, а крестьянин не мог требовать больше «законной» нормы. Если стороны не договаривались, то спор решался мировым посредником из дворян. Реформа первоначально распространялась на 34 губернии, которые делились на 3 зоны (черноземную, нечерноземную и степную). Каждая из этих зон делилась на несколько местностей (8-12) в зависимости от качества земли, численности населения, уровня торгово-промышленного развития и транспорта. Для черноземной и нечерноземной зон устанавливалось 2 нормы (высшая и низшая). Низшая в 3 раза меньше высшей (низшая норма от 0, 9 до 3 десятин, высшая от 2, 75 до 12) вводилась (одна) указная норма. Землей наделялись лишь мужские души, вошедшие в ревизские сказки (списки). В душевой надел входили: усадебная земля (участок у дома), полевая (пахотная, пастбищная, сенокос), а в некоторых районах и пустоши. Помещик мог обменивать в обязательном для крестьян порядке их земли, если в них находились полезные ископаемые, минеральные воды, или если он хотел провести канал для осушения или орошения, построить пристань, перевоз. И вообще, требовать переноса крестьянских усадеб на 10-15 верст, если они находились ближе 100-200 м. к строениям помещика. В результате такого передела ¾ всех крестьянских хозяйств получили земли меньших размеров и худшего качества, чем земли, которыми они пользовались до реформы. Всего крестьяне потеряли свыше 5 млн. гектаров земли. Собственность на землю сохранялась за помещиками, крестьянские наделы до совершения выкупной сделки предоставлялись им в постоянное пользование, а крестьяне находились на положении временнообязанных. Выкупной договор между помещиком и крестьянской общинной утверждался мировым посредником. Временнообязанные крестьяне освобождались от личной зависимоотдачи, для них отменялись натуральные оброки (мясом, яйцами, холстом, ягодами), но сохранялись барщина (для мужчин – 40, для женщин – 30 дней в году) и денежный оброк на уровне дореформенного. Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечению 9-летнего срока после выхода Манифеста 19 февраля 1861 г., если крестьянин отказывался от надела. Усадьбу можно было выкупить в любое время. Полевой надел мог быть выкуплен с согласия помещика и общины. Размеры выкупа определялись путем сложных подсчетов. Вся рыночная стоимость надельной земли равнялась 544 млн. руб. Крестьяне же должны были уплатить 867 млн., а уплатили с процентами в течение 49 лет около 2 млн. руб. Субъектом собственности становилась община, а в некоторых районах крестьянский двор. В нем крестьяне могли наследственно распоряжаться землей. Движимое имущество и недвижимое имущество становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получили право вступать в обязательства и договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество, заниматься торговлей. Открывать предприятия, вступать в гильдии. Поступать на службу, обращаться в суд на равных основаниях с другими сословиями. Менять место жительства, участвовать в общественных выборах органов самоуправления, переходить в другие сословия. Однако это не означало полной ликвидации внеэкономического принуждения их. Они оставались неравноправным податным сословием: платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям, несли ряд государственных повинностей (дорожную, подводную, пожарную). Ограничивала права крестьян и крестьянская община. Здесь сохранялась круговая порука, уравнительные переделы земли. Состояние временнообязанных сохранялось до 1883 г.   По реформе крестьяне освобождались от крепостной зависимости и наделялись землей по добровольному соглашению между помещиком и его крестьянами; при этом помещик не мог дать надел ниже установленной законом нормы, а крестьянин не мог требовать больше «законной» нормы. Если стороны не договаривались, то спор решался мировым посредником из дворян. Реформа первоначально распространялась на 34 губернии, которые делились на 3 зоны (черноземную, нечерноземную и степную). Каждая из этих зон делилась на несколько местностей (8-12) в зависимости от качества земли, численности населения, уровня торгово-промышленного развития и транспорта. Для черноземной и нечерноземной зон устанавливалось 2 нормы (высшая и низшая). Низшая в 3 раза меньше высшей (низшая норма от 0, 9 до 3 десятин, высшая от 2, 75 до 12) вводилась (одна) указная норма. Землей наделялись лишь мужские души, вошедшие в ревизские сказки (списки). В душевой надел входили: усадебная земля (участок у дома), полевая (пахотная, пастбищная, сенокос), а в некоторых районах и пустоши. Помещик мог обменивать в обязательном для крестьян порядке их земли, если в них находились полезные ископаемые, минеральные воды, или если он хотел провести канал для осушения или орошения, построить пристань, перевоз. И вообще, требовать переноса крестьянских усадеб на 10-15 верст, если они находились ближе 100-200 м. к строениям помещика. В результате такого передела ¾ всех крестьянских хозяйств получили земли меньших размеров и худшего качества, чем земли, которыми они пользовались до реформы. Всего крестьяне потеряли свыше 5 млн. гектаров земли. Собственность на землю сохранялась за помещиками, крестьянские наделы до совершения выкупной сделки предоставлялись им в постоянное пользование, а крестьяне находились на положении временнообязанных. Выкупной договор между помещиком и крестьянской общинной утверждался мировым посредником. Временнообязанные крестьяне освобождались от личной зависимоотдачи, для них отменялись натуральные оброки (мясом, яйцами, холстом, ягодами), но сохранялись барщина (для мужчин – 40, для женщин – 30 дней в году) и денежный оброк на уровне дореформенного. Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечению 9-летнего срока после выхода Манифеста 19 февраля 1861 г., если крестьянин отказывался от надела. Усадьбу можно было выкупить в любое время. Полевой надел мог быть выкуплен с согласия помещика и общины. Размеры выкупа определялись путем сложных подсчетов. Вся рыночная стоимость надельной земли равнялась 544 млн. руб. Крестьяне же должны были уплатить 867 млн., а уплатили с процентами в течение 49 лет около 2 млн. руб. Субъектом собственности становилась община, а в некоторых районах крестьянский двор. В нем крестьяне могли наследственно распоряжаться землей. Движимое имущество и недвижимое имущество становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получили право вступать в обязательства и договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество, заниматься торговлей. Открывать предприятия, вступать в гильдии. Поступать на службу, обращаться в суд на равных основаниях с другими сословиями. Менять место жительства, участвовать в общественных выборах органов самоуправления, переходить в другие сословия. Однако это не означало полной ликвидации внеэкономического принуждения их. Они оставались неравноправным податным сословием: платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям, несли ряд государственных повинностей (дорожную, подводную, пожарную). Ограничивала права крестьян и крестьянская община. Здесь сохранялась круговая порука, уравнительные переделы земли. Состояние временнообязанных сохранялось до 1883 г.  
Следует отметить, что уровень знаний в значительной степени зависит от личных усилий и способностей студентов, в то время как структура знаний заметно зависит от правильной организации учебного процесса, от индивидуализации обучения, от мастерства преподавателя, от объективности контроля - в общем, от всего того, чего обычно не хватает.
Более того, активно участвуя в образовательном процессе не только в роли обучаемого, но и в роли партнера, студент имеет возможность найти свое профессиональное место. Преподаватели кафедры со своей стороны могут достаточно четко и конкретно сформулировать проблемы, в том числе и профессиональные, решение которых может быть осуществлено совместно со студентами в рамках СНО, аспирантуре и/или для разработки проектов образовательных методик и сред.

Каждое учебное заведение должно стремиться, в первую очередь, к формированию правильных индивидуальных структур знаний, носящих комплексный характер, в которых не было бы пробелов (разрывов в знаниях), и на этой основе повышать качественный уровень подготовки специалистов.
Модульные технологии с одной стороны способствуют некоторой формализации процесса обучения в рамках конкретной дисциплины, с другой стороны, они в значительной степени делают процесс обучения «живым», творческим и каждый студент имеет все возможности для собственного самовыражения.

Научная деятельность и ее результативность, квалификация педагогических работников, наличие аспирантуры, докторантуры и диссертационных советов, число аспирантов на 100 студентов представляют собой главные критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности вузов различных видов. Это побуждает вузы развивать фундаментальные и прикладные научные исследования, участвовать в федеральных и региональных научных программах, конкурсах грантов на проведение научных исследований. Для выбора направления научных исследований немаловажное значение имеет понимание современных тенденций развития науки.


Общие вопросы управления качеством образования

 

Управление качеством образования входит в общую структуру управления образованием. При этом важным является то, что управление качеством никак не нарушает устоявшуюся и показывающую свою эффективность линейную структуру управления, в которой единоначалие руководителя играет определяющую роль. В свою очередь, введение управления качеством серьезно повышает функциональность общего управления – регламентацию коммуникаций между руководителем, работниками общеобразовательного учреждения, представителями заинтересованной общественности. Регламенты, подробно прописывающие последовательность выполнения операций, сами операции, способы, отдельные приемы и действия, являются основой для обеспечения качества образования, так как в значительной степени гарантируют эффективное исполнение принятых управленческих решений. Практический опыт внедрения систем управления качеством образования в развитых странах Европы (в том числе России и стран СНГ) позволяет выделить основные стадии управления качеством:

1. Проектирование школьных систем управления качеством образования (ШС УКО) и планирование управления качеством образования (План) – формирование нормативных, организационных, методических и инструментальных основ для осуществления деятельности по достижению требуемого качества).

2. Управление качеством образования (Дело) – процесс формирования качества, представляющий совокупность систематических действий по изучению потребностей заказчиков образовательных услуг, разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ, обеспечения ресурсами.

3. Мониторинг процессов и коррекция (Контроль и Воздействие) – процесс оценки и сравнения достигнутого уровня качества с заданным, осуществление обратной связи со всеми заинтересованными сторонами, внесение корректив в деятельность и систему управления. На практике выполнение главной задачи управления качеством образования во многом зависит от мониторинга качества и его основы – оценки качества. Таким образом, управление качеством образования представляет собой непрерывный замкнутый процесс, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Целью создания в общеобразовательном учреждении системы управления качеством образования является обеспечение необходимых условий предоставления качественной образовательной услуги, отвечающей запросам и ожиданиям потребителей[3].

Кроме того, система управления качеством необходима современному общеобразовательному учреждению для: повышения эффективности образовательного процесса в достижении требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами; развития творческой и деятельной атмосферы в учреждении, активизации- профессиональной деятельности работников; улучшения в целом системы управления в общеобразовательном учреждении; оптимизации финансового, ресурсного и кадрового обеспечения образовательного процесса; повышения конкурентоспособности общеобразовательного учреждения; - создания современных безопасных условий образовательной деятельности; - обеспечения широкого участия общественности в управлении общеобразовательным учреждением.

Функциями ШС УКО являются: обеспечение школьного стандарта качества образования как общественного договора между субъектами образовательного процесса; определение критериальной основы качества образования в общеобразовательном учреждении; подготовка аналитических отчетов и публичных докладов о качестве образования в ОУ; стимулирование инновационных процессов в образовательном учреждении- для поддержания и постоянного улучшения качества образования; определение направлений развития образовательного учреждения, повышения квалификации педагогических работников.

К первой группе относятся те объекты, которые должны быть определены и установлены руководством ОУ: политика в области качества образования; - организационная структура; - поддержание контактов с внешними экспертными организациями, к числу- которых относятся лицензирующий и аккредитующий орган, учреждения, осуществляющие внешний аудит качества образования, ассоциации экспертов и отдельные эксперты и т.д.

Вторая группа – объекты, связанные с проектированием, планированием, содержанием и организацией образовательных и рабочих процессов: образовательные программы ОУ (основные и дополнительные); - учебные планы и программы; - формы, методы, технологии обучения; - внеучебная деятельность.- К третьей группе относятся элементы, связанные с ресурсами и оценкой результата: ведение записей и контроль документации по качеству; - обеспечение образовательной деятельности (правовое и организационно-- распорядительное, финансовое, материально-техническое, кадровое и т.д.); система оценки качества образования.

В настоящих методических рекомендациях под ШC УКО понимается как совокупность субъектов (управляющих органов) и объектов управления, функциональных регламентов, методов, средств и мероприятий, направленных на проектирование, реализацию, обеспечение и поддержание такого уровня процессов, который соответствует требуемому потребителем качеству образования.

Для решения этой задачи необходимо: сформировать управленческую команду службы качества; - разработать план создания и внедрения ШСУ КО; - разработать и внедрить организационную структуру ШСУ КО.- Созданная в общеобразовательном учреждении СК должна сосредоточиться на последовательном решении следующих задач: разработать новую функциональную схему оказания образовательных услуг- с указанием обязанностей, задач и регламентов деятельности всех подразделений, входящих в службу качества, а также других подразделений, оказывающих прямое или косвенное влияние на качество образовательных услуг; разработать предложения по работе с персоналом общеобразовательного- учреждения (повышение квалификации и прохождение процедур аттестации); разработать документацию ШСУ КО, включая необходимые формы и записи, документированные процедуры, руководство по качеству; упорядочить рабочие процессы в общеобразовательном учреждении, определить измеряемые критерии (характеристики, параметры и индикаторы) качества, методы и инструментарий их измерения и сбора информации; участвовать в процессе сертификации ШСУ КО (если необходимо)[4].

Основными функциями СК являются:

- активное взаимодействие с заказчиками и потребителей образовательных- услуг (лучше всего такое взаимодействие организовывать через включение в ШСУ КО Совета общеобразовательного учреждения); непосредственное руководство ШСОКО;

- организация работ по улучшению качества;

- обучение и мотивация персонала совместно с другими структурами ШСУ- КО; проектирование процесса предоставления образовательных услуг;

- проведение различных мониторинговых операций в определении качества - образовательного и рабочих процессов и их результатов;

- методическая и консультационная поддержка работ по внедрению методов-управления качеством и разработки документации в структурных подразделениях общеобразовательного учреждения; сбор и анализ информации о качестве предоставляемых образовательных- услуг; подготовка предложений по устранению несоответствий, повышению квалификации и мотивации персонала, улучшению материальной базы, улучшению общего управления общеобразовательным учреждением и качеством образования; доведение выработанных предложений до руководства.

Для того, ШСУ КО функционировала слажено и при координации всех подразделений общеобразовательного учреждения, в каждом подразделении назначаются работники (группы качества), имеющие в своем функционале ответственность за проведение действий, направленных на обеспечение качества образования.

Группа качества – это рабочая группа, объединяющая работников одного или нескольких подразделений общеобразовательного учреждения[5].


Заключение

 

Тот факт, что наука не стоит на месте, а развивается, ни у кого не вызывает сомнений. Затруднения вызывает ответ на вопрос, как развивается наука. Некоторые ученые сравнивают развитие науки со строительством здания из кирпичей: ученые или отдельные поколения ученых вносят свою лепту или, образно говоря, свои кирпичики в строительство здания науки. При таком подходе развитие науки представляется постепенным процессом, при котором факты, теории и методы слагаются во все возрастающий запас достижений, представляющих научную методологию и знание. Данная модель развития науки, называемая кумулятивной моделью, предполагает более или менее равномерный характер развития науки. Анализ истории науки показывает, что кумулятивная модель неверна. Ошибочность модели выражается, например, в том, что в ней не находят места многие теории, в свое время бывшие популярными, но затем отброшенные по каким-либо причинам.

Деятельность групп качества осуществляется в двух направлениях:

- проведение плановых мероприятий СК;

определение проблем, которым следует уделить первоочередное внимание, и предложение методов обнаружения сильных и слабых сторон в реализации образовательной программы.

Основной целевой установкой для групп качества является улучшение состояния коммуникаций между работниками и руководством. Каждая группа работает под творческим руководящим началом одного из его членов.


Список литературы

 

1. Иванов В., Гурье Л., Зерминов А. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности // Высшее образование в России. - 2007. - №4. — С. 44-49.

2. Леднев В.С. Содержание образования. - М.: Наука, 2009.

3. Радугин А.А. Психология и педагогика. – М.: Социально-гуманитарные знания, 2010.

4. Столяренко А.М. Психология и педагогика. – Москва: Инфра-М 2011.

5. Харламов И.Ф. Педагогика – М.: Инфра-М, 2014.

 


[1] Столяренко А.М. Психология и педагогика. – Москва: Инфра-М 2011. С. 78.

[2] Харламов И.Ф. Педагогика – М.: Инфра-М, 2014. С. 144.

[3] Радугин А.А. Психология и педагогика. – М.: Социально-гуманитарные знания, 2010. С. 162.

[4] Иванов В., Гурье Л., Зерминов А. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности // Высшее образование в России. - 2007. - №4. — С. 44-49.

[5] Леднев В.С. Содержание образования. - М.: Наука, 2009. С. 135.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.