Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция материи в истории науки и философии.






 

Аристотель. Лукреций Кар// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 631 – 633.

1. Как Аристотель и Лукреций Кар доказывают вечность существования материи?

Если рассматривать материю как личность, то она уничтожается сама по себе; если же рассматривать ее как возможность, она сама по себе не уничтожается, но ей необходимо быть неисчезающей и невозникающей. Ведь если бы она возникла, в ее основе должно лежать что-то первичное, которое может ее зародить либо уничтожить. Аристотель говорит о неком перводвигателе, который может зародить другую материю.

Лукреций Кар, говорит о том, что ничто не творится без божественной воли. И перводвигателем всегда является бог

Ф. Вольтер, Ж. Ламетри// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 634 – 636.

Настоящая фамилия Вольтера – Аруэ Франсуа Мари. Жил в 1694 – 1778 гг. Французский философ, просветитель, писатель. Вольтер – деист, его Бог – великий инженер, создавший физически миропорядок и вечные заповеди. Всё остальное, что есть в религиях: обряды, вера в чудеса и пр., - является суеверием. История – дело самих людей, ответственность за которую целиком лежит на них. В своей просветительской деятельности отстаивал уважение к естественным правам человека, равенство в правах и обязанностях, право на свободу мысли, веротерпимость. В гносеологии был сенсуалистом.

1. Что Вольтер понимает под материальным бытием и какие свойства он обнаруживает?

Материя, будучи вечной, должна была иметь вечные свойства, такие, как очертания, сила инерции, движение, делимость. Последняя является всего лишь результатом движения, ибо без него ничто не разделяется, не дробится и не организуется вновь. Таким образом, движение рассматривали как присущее материи.

2. Какие свойства материи описывает Ламетри?

Сама по себе материя представляет собой пассивное начало; она обладает только силою инерции; вот почему всякий раз, как мы видим, что она движется, можно сделать вывод, что её движение проистекает из другого начала. Все философы, внимательно изучавшие природу материи, рассматриваемой, как таковая, независимо от всех форм, образующих тела, открыли в этой субстанции различные свойства, вытекающие из абсолютно неизвестной сущности. Таковы, во-первых, способность принимать различные формы, которые появляются в материи и благодаря которым материя может приобретать двигательную силу и способность чувствовать; во-вторых, актуальная протяженность, принимаемая ими за атрибут, а не за сущность материи.

В.И. Ленин// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 639 – 640.

1. Чем отличается философское определение понятия материи от естественно-научных определений?

Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущения его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Материя исчезает – исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идёт глубже, исчезают свойство материи, которые являются уже относительными, присущие некоторым состоянием материи.

В естественно-научной категории материя – вещь или субстанция, которая бесконечна в восприятии и расщепляется на несколько частиц (атомов или электронов).

 

И. Пригожин// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 648 – 649.

1. Каковы современные физические концепции о природе и структуре материи?

По словам Пригожина мы приходим к новому взгляду на физическую реальность. С классической точки зрения, физическая реаль­ность была автоматом. Трудно поверить, однако, что мы находимся внутри автомата. Единственный возможный выход из создавшегося затрудни­тельного положения — обращение к дуализму. Этот дуализм вы легко обнаружите в «Краткой истории времени» С. Хокинга: с одной сторо­ны — геометрическое представление о Вселенной, с другой — «антропный принцип». Квантовомеханическая реальность — еще более тонкая материя, так как она предстает перед нами как результат перехо­дов от потенциальных возможностей к актуализации с помощью произ­водимых нами измерений. Следовательно, реальности вне нас не суще­ствует. Такой вывод приводит к неомодернистским взглядам, отрицаю­щим любую попытку достичь реальности, которая не определена нашей человеческой деятельностью. Ныне реальность, какой мы ее видим, яв­ляется в большей мере реальностью в процессе построения, реальнос­тью, порождаемой флуктуациями, возникающими уже на фундаменталь­ных динамических элементах.

В некотором смысле, мы переходим от геометрического взгляда на природу к более живому взгляду рассказчика. В своей книге «Конец оп­ределенности» Пригожин воспользовался сравнением с Шехерезадой. Шехерезада рассказывает одну историю за другой, прерывая себя только для того, чтобы поведать еще более увлекательную историю. А в нашем случае мы имеем космологическую историю, внутри которой разворачивается ис­тория о веществе, внутри которой, в свою очередь, идет повествование о жизни и следует наша собственная история.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.