Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Учебно-методический комплекс






Учебно-методический комплекс

По учебной дисциплине

 

Теория музыки: анализ музыкальных форм

 

 

для специальностей

1-18 01 01 Народное творчество (по направлениям),

1-16 01 10 Пение (по направлениям),

направлению специальности 1-16 01 06-11 Духовык инструменты (народные)

 

 

Составитель - Р.Г.Коленько доцент, кандидат искусствоведения, доцент

 

Рассмотрено и утверждено

на заседании Президиума Научно-методического совета

(протокол №______от «_____»_______________20___г.)


 

СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
ВВЕДЕНИЕ  
Тематический план для студентов 2 и 3 курса дневной формы получения высшего образования  
Тематический план для студентов 3 курса заочной формы получения высшего образования  
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Тема 1 Основные музыкальные понятия: стиль, жанр, язык, содержание, форма. Классификация музыкальных форм. Типы анализа музыкального произведения  
Тема 2 Простые формы. Период и одночастная форма  
Тема 3 Простая двухчастная и простая трехчастная формы в инструментальной музыке  
Тема 4 Функции частей формы, типы изложения, принципы развития, контраста, тождества  
Тема Простые формы в вокальной музыке  
Тема 6 Сложные формы. Сложная трехчастная форма в инструментальной и вокальной музыке  
Тема 7 Формы промежуточные между простыми и сложными (самостоятельное изучение)  
Тема 8 Форма рондо  
Тема 9 Форма вариаций  
Тема 10 Сонатная форма  
Тема 11 Средства музыкальной выразительности первой группы: мелодия  
Тема 12 Ритм, метр  
Тема 13 Лад, тональность  
Тема 14 Гармония, фактура. Методика анализа средств музыкальной выразительности  
Тема 15 Средства музыкальной выразительности второй группы: тембр, регистр, диапазон, темп, агогика, динамика, артикуляция (самостоятельное изучение)  
Тема 16 Циклические формы в инструментальной и вокальной музыке: сюита, сонатно-симфонический цикл, вокальный цикл, кантатно-ораториальные формы и жанры  
Тема 17 Музыкально-театральные формы и жанры: опера, балет (самостоятельное изучение)  
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Методические указания по темам контрольных практических занятий  
Методические указания по темам для контролируемой самостоятельной работы  

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Для НАПИСАНИя КУРСОВОЙ РАБОТЫ  
1. ВЫБОР ТЕМЫ курсовой работы  
2. КОЛИЧЕСТВО ПРОИЗВЕДЕНИЙ в курсовой работе  
3. ТЕМАТИКА курсовой работы  
4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА курсовой работы  
5. ОФОРМЛЕНИЕ курсовой работы  
6. ТРЕБОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ курсовой работы  
7. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ по курсовой работе  
8. ОРГАНИЗАЦИЯ процесса написания курсовой работы (консультации, сроки представления, защита)  
раздел контроля знаний
Перечень теоретических вопросов по темам контрольных практических занятий  
Перечень практических заданий по темам контрольных практических занятий  
Перечень теоретических вопросов по темам контролируемой самостоятельной работы  
Перечень практических заданий по темам контролируемой самостоятельной работы  
перечень Тем рефератов  
Перечень теоретических вопросов по темам учебной дисциплины для самопроверки  
Экзаменационные требования для студентов всех специализаций ФМИ и ФЗО  
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ для проведения экзамена для студентов всех специализаций ФМИ и ФЗО  
Критерии оценки знаний (экзамен)  
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ  
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
ТЭОРЫЯ МУЗЫКІ (сальфеджыа, гармонія, поліфанія, аналіз музычных форм). Тыпавая вучэбная праграма па вучэбнай дысцыпліне  
Методика изучения теоретических тем  
Список рекомендованной литературы  
СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Основные понятия учебной дисциплины  
УЧЕБНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ОпределениЙ всех теоретических понятий  
Формы мышления, или методы научного исследования (для курсовой и дипломной работ)  
Методические указания для письменной самостоятельной работы студентов  

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная дисциплина «Теория музыки: анализ музыкальных форм» разработана для высших учебных заведений Республики Беларусь в соответствии с требованиями образовательного стандарта по специальностям 1-18 01 01 «Народное творчество (по направлениям)»; 1-16 01 10 «Пение (по направлениям)»; 1-16 01 06-11 «Духовые инструменты (народные)»; 1-17 03 01 «Искусство эстрады (по направлениям)». В ряду музыкально-теоретических дисциплин этот курс завершает весь цикл и обобщает знания, полученные на протяжении трех лет обучения как по теории музыки, гармонии, полифонии так и по истории музыки, эстетике, философии и многим другим предметам, изучаемым на факультете музыкального искусства. Важность данной дисциплины определяется ее итоговым значением и тесной связью с исполнительской деятельностью студентов. Уверенное владение теоретическими знаниями в этой области музыковедения создаст фундамент для выработки комплексного подхода к музыкальному произведению, пониманию его жанровой природы, стилевой принадлежности, логики образования и движения музыкальной формы. Владение же практическими навыками анализа музыки будет способствовать воспитанию взгляда на музыкальную форму как на живой, гибкий процесс образно-структурного развития. В совокупности эти две части целого станут прочной основой для повышения уровня профессиональной подготовки специалиста высшей квалификации.

Цель электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) по учебной дисциплине «Теория музыки: анализ музыкальных форм» - оказать действенную помощь студентам в изучении классических законов строения музыкальной формы, для выработки умений практического анализа музыки.

Задачи ЭУМК:

­ освоить общие музыкально-теоретические понятия: «стиль», «язык», «жанр», «содержание», «форма»;

­ очертить и осознать классические законы строения произведений в гомофонно-гармонической музыке, определяя внешние их атребуты: деление на части, разделы, их тематические, масштабные и тонально-гармонические признаки;

­ выделить наиболее характерные внутренние черты средств музыкальной выразительности первой группы: мелодии, ритма, метра, лада, тональности, гармонии и фактуры, а также второй группы: тембра, регистра, диапазона, темпа, агогики, динамики и артикуляции;

­ научиться применять все теоретические знания в практическом анализе музыкальных произведений, приобрести навыки разбора формы и средств музыкальной выразительности;

­ усвоить методические материалы данного курса в практико-аналитических целях для вдумчивого творческого подхода к произведениям музыкального искусства.

ЭУМК имеет следующую структуру: введение, теоретический раздел, практический раздел, раздел контроля знаний, вспомогательный раздал.

Во введении сформулированы цель, задачи и структура ЭУМК. Далее расположены тематические планы для дневной и заочной форм обучения в объеме, установленном программой и рабочим учебным планом.

Теоретический раздел содержит:

­ учебно-методическое пособие по всем теоретическим темам учебной дисциплины в соответствии с учебным планом и количеством часов (Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие /Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013. – 147 с.);

­ иные типы учебно-методических материалов: многочисленные наглядные пособия в виде схем, таблиц, рисунков, а также методик анализа музыкальных форм и средств выразительности.

Такая индивидуальная модель теоретического текста целесообразна в данном курсе и отвечает его специфике. Все перечисленные в ней материалы направлены на более эффективное и качественное усвоение теории классических музыкальных форм для выработки у студентов устойчивых навыков практического анализа музыки.

Практический раздел содержит учебные материалы для проведения практических занятий:

­ методические указания по темам контрольных занятий в соответствии с учебным рабочим планом (три темы);

­ методические указания по темам для контролируемой самостоятельной работы в соответствии с учебным рабочим планом (три темы);

­ методические рекомендации для написания курсовой работы.

­ Раздел контроля знаний содержит:

­ перечень теоретических вопросов по темам контрольных занятий в соответствии с учебным рабочим планом (простые форма, сложные формы, первая группа средств выразительности);

­ перечень практических заданий по темам контрольных практических занятий в соответствии с учебным рабочим планом – промежуточная аттестация (зачет);

­ перечень теоретических вопросов по темам контролируемой самостоятельной работы в соответствии с учебным рабочим планом (промежуточные формы, вторая группа средств выразительности, опера);

­ перечень практических заданий по темам контролируемой самостоятельной работы в соответствии с учебным рабочим планом;

­ перечень тем рефератов;

­ перечень теоретических вопросов по темам курса для самопроверки;

­ экзаменационные требования;

­ перечень вопросов к экзамену;

­ критерии оценки знаний – экзамен;

­ критерии оценки результатов учебной деятельности студентов.

Вспомогательный раздел содержит:

­ типовую учебную программу по учебной дисциплине «Теория музыки: анализ музыкальных форм»;

­ методики изучения теоретических тем по учебной дисциплине;

­ список рекомендованной литературы: основной и дополнительный;

­ справочно-информационные материалы: основные понятия учебной дисциплины;

­ учебный терминологический словарь;

­ формы мышления, или методы научного исследования для использования в курсовой и дипломной работе.

Требования к уровню освоения учебной дисциплины «Теория музыки: анализ музыкальных форм» определены образовательным стандартом по специальностям 1-18 01 01 «Народное творчество (по направлениям)»; 1-16 01 10 «Пение (по направлениям)»; 1-16 01 06-11 «Духовые инструменты (народные)»; 1-17 03 01 «Искусство эстрады (по направлениям)» и представляют систему знаний, умений, демонстрирующих профессиональные компетенции выпускника учреждения высшего образования. В результате освоения дисциплины выпускник должен знать:

­ определения музыкального стиля, языка, жанра, содержания, формы, средств музыкальной выразительности;

­ простых, сложных, сонатных и циклических форм;

­ типы музыкального анализа;

уметь:

­ осознавать содержание музыкального произведения через анализ его средств музыкальной выразительности;

­ определять внешние атрибуты построения музыкального произведения: деление на части, разделы, их тематические, масштабные и тонально-гармонические признаки;

­ выявлять типичные и индивидуальные черты строения произведений и их специфические средства выразительности;

­ выделять характерные признаки исторического, национального, индивидуально-авторского композиторского стилей;

­ использовать методики анализа музыкальных форм и средств выразительности в исполнительской деятельности;

обладать:

­ методикой жанрового, стилевого, структурного и целостного анализа инструментальных и вокальных произведений;

­ анализом строения музыкального произведения, определением тематизма, тонального плана, масштабов и функций его разделов;

­ практическими навыками определения основных типов музыкальных форм;

­ выявлением в музыкальном произведении характерных признаков исторического, национального, индивидуального композиторского стилей.

­ знаниями истории и теории классических музыкальных форм и их эволюции в музыке ХІХ-ХХ вв.;

В основе преподавания учебной дисциплины «Теория музыки: анализ музыкальных форм» лежит взаимодействие двух способов изучения: теоретический и практический. Первый из них в образовании студента музыканта направлен на освоение знаний фундаментальных классических законов строения музыкальных произведений. Второй - это практический способ познания этих законов с помощью анализа музыки разных композиторов, стилей, эпох, национальных школ. Такие подходы позволяют добиться решения всех задач, поставленных в этом курсе.

В процессе преподавания используются методы педагогики и искусствоведения:

­ пассивный метод – форма взаимодействия студента с преподавателем в процессе освоения теоретического материала;

­ активный метод – форма активного, творческого диалога студента с преподавателем в процессе живого практического анализа музыки;

­ интерактивный метод – форма активного взаимодействия студента не только с преподавателем, но и с другими студентами на практических занятиях;

­ междисциплинарный подход – форма взаимодействия с другими специальными музыкальными дисциплинами посредством отбора музыкального материала для практического анализа из вокального, хорового и инструментального репертуара исполнительской деятельности студентов;

­ системный подход и обобщение в целостном анализе, применяемом в курсовой работе.

Все предлагаемые учебно-методические материалы применяются на практических занятиях в учебном процессе на очной форме обучения: 46 ч. - практические занятия и 74 ч. - самостоятельная работа. На заочной форме обучения - 14 ч. - практические занятия и 86 ч. - самостоятельная работа. Самостоятельная работа студентов включает в себя три формы: конспект по дополнительному теоретическому материалу, структурный анализ музыкальных произведений в виде формы-схемы; развернутый письменный анализ музыкальных произведений в виде формы-схемы и комментарий к ней. Промежуточная аттестация проводится на контрольных занятиях, обозначенных в учебном плане в качестве промежуточного зачета. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена. В конце учебной дисциплины предусмотрено написание курсовой работы.

Все виды и формы учебных материалов, обозначенные в данном учебном комплексе, имеют не только узкую, сугубо учебно-воспитательную цель, заявленную в начале введения. В более широком смысле, они направлены на существенное повышение качества и уровня подготовки специалистов-музыкантов разного профиля высшей квалификации – выпускников университета культуры и искусств.


Тематический план

для студентов 2 и 3 курса

дневной формы получения высшего образования

Темы Практ Самост
IV семестр
Тема 1. Основные музыкальные понятия: стиль, жанр, язык, содержание, форма. Классификация музыкальных форм. Типы анализа музыкального произведения    
Тема 2. Простые формы. Период и одночастная форма    
Тема 3. Простая двухчастная и простая трехчастная формы в инструментальной музыке    
Тема 4. Функции частей формы, типы изложения, принципы развития, контраста, тождества   -
Тема 5. Простые формы в вокальной музыке    
Контрольное занятие по простым формам   -
Тема 6. Сложные формы. Сложная трехчастная форма в инструментальной и вокальной музыке    
Тема 7. Формы промежуточные между простыми и сложными -  
Тема 8. Форма рондо    
Тема 9. Форма вариаций    
Тема 10. Сонатная форма    
Контрольное занятие по сложным формам   -
V семестр
Тема 11. Средства музыкальной выразительности первой группы: мелодия    
Тема 12. Ритм, метр    
Тема 13. Лад, тональность    
Тема 14. Гармония, фактура. Методика анализа средств музыкальной выразительности    
Тема 15. Средства музыкальной выразительности второй группы: тембр, регистр, диапазон, темп, агогика, динамика, артикуляция -  
Контрольное занятие по средствам выразительности   -
Тема 16. Циклические формы в инструментальной и вокальной музыке: сюита, сонатно-симфонический цикл, вокальный цикл, кантатно-ораториальные формы и жанры    
Тема 17. Музыкально-театральные формы и жанры: опера, балет -  
Контрольное занятие по курсу (тест и анализ произведения)   -
Всего    

 


Тематический план

для студентов 3 курса

заочной формы получения высшего образования

Темы Практ Самост
V семестр
1. Введение. Пять главных музыкальных понятий: музыкальные стиль, язык, жанр, содержание и форма. Классификация музыкальных форм    
2. Простые формы в инструментальной музыке. Период, простые двухчастная, трехчастная формы    
3. Простые формы в вокальной музыке. Куплетная форма. Строфические музыкальные формы в вокальной музыке
4. Функции частей музыкальной формы, типы изложения, принципы развития
5. Сложные формы. Сложная двухчастная форма    
6. Сложная трехчастная форма в инструментальной и вокальной музыке
7. Промежуточные формы между простыми и сложными
8. Форма рондо
9. Форма вариаций
10. Первая группа средств музыкальной выразительности: мелодия, ритм, метр, лад, тональность, гармония, фактура    
11.Вторая группа средств музыкальной выразительности: тембр, регистр, диапазон, темп, агогика, динамика, артикуляция
VІ семестр
12. Сонатная форма: экспозиция, разработка, реприза    
13. Разновидности сонатной формы
14. Циклические формы в инструментальной музыке: сюита, сонатно-симфонический цикл    
15. Циклические формы в вокальной, вокально-инструментальной музыке: вокальный цикл, кантатно-ораториальные формы и жанры.
16. Музыкально-театральные формы и жанры: опера, балет
Всего    

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.