Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма рондо






Трехтемное пятичастное классическое рондо
А В А(1) С А(2)
изложение 1-й темы изложение 2-й темы изложение 1-й темы изложение 3-й темы изложение 1-й темы
a b простая 2-частная форма, a b a простая 3-частная форма любая из простых форм или построение развивающего типа a b простая 2-частная форма, a b a простая 3-частная форма любая из простых форм или построение развивающего типа a b простая 2-частная форма, a b a простая 3-частная форма
рефрен первый эпизод рефрен второй эпизод рефрен
I часть II часть III часть IV часть V часть

 

На протяжении длительного пути развития этой формы в инструментальной музыке были выработаны пять наиболее устойчивых ее типов: 1) старинное рондо, или рондо французских клавесинистов; 2) венское классическое рондо; 3) романтическое рондо; 4) русское песенное рондо; 5) рондо высшего типа, или рондо-сонатная форма. Начиная с XVII в. главный принцип чередования неизменного (рефрен) с изменяемым (эпизодами) сохранился во всех типах этой формы. Трансформировались и преображались на протяжении исторического развития данной формы средства музыкального языка и тематизма, степень контрастного сопоставления рефрена с эпизодами от минимального до контрастов темпа и жанра. При этом общей чертой содержания всех типов рондо является танцевально-песенное жанровое происхождение, накладывающее отпечаток на содержание и тематический облик этих произведений. Рондальные пьесы обычно радостного, оживленного характера с простым, легко запоминающимся интонационно-ритмическим рисунком в быстром или умеренном темпах.

Старинное рондо (А – А1 – А – А2 – А...А), в котором писались многочисленные пьесы для клавесина в XVII – первой половине XVIII в., было однотемным и многочастным (до 17 частей), так как между рефреном (А) и эпизодами (А1, А2, А3 и т.д.) не было тематического контраста. Неизменно повторя­емая тема выполняла функцию рефрена, а ее варьированные, измененные проведения – функцию эпизодов. Таковы пьесы Ф. Куперена, Ж. Рамо, Л. Дакена.

Венское классическое рондо уменьшилось в количестве частей (5–7), укрупнилось в масштабах каждой части (простая двух- или трехчастная форма) и приобрело контраст между разделами (рондо Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена). Отсюда сформировалась типичная структура классического рондо – трехтемное и пятичастное рондо (А – В – А(1) –С – А(2)).

Инструментальные жанры XIX в. – романтическое рондо – и прежде всего крупные концертные пьесы, сохранив основной принцип чередования и контраста, усилили последний большей выразительностью и красочностью (Ф. Шопен, Ф. Мен­дельсон). Иногда романтическое рондо называют калейдоскопическим в связи с многочисленным количеством в нем ярко контрастных тем-образов (например, в первой части фортепианной пьесы Р. Шумана «Венский карнавал» шесть контрастных тем и одиннадцать частей).

Песенное рондо русских композиторов (иногда его называют «глинкинское» рондо) по структуре подобно венскому классическому. Отличается же оно вокально-песенным тематизмом и меньшими масштабами каждой части. Обычно это период (а не простая двух- или трехчастная форма) становится основой структуры разделов вокального рондо (М. Глинка – каватина и рондо Людмилы, рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила», романсы А. Даргомыжского «Ночной зефир», «Свадьба», А. Бородина «Спящая княжна»). [Одним из первых образцов вокального рондо следует назвать арию Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный» из оперы В. Мо­царта «Свадьба Фигаро»].

К рондо высшего типа относятся инструментальные формы рондо, в которых проявляются сонатные черты. Прежде всего это рондо-сонатная форма с присущим ей противопоставлением в начале формы – экспозиции и в конце ее – репризе двух контрастных тем, называемых рефреном, и первым эпизодом по форме рондо. По сонатной форме они называются главной и побочной партиями с обязательным тональным контрастом в экспозиции и тональным единством в репризе (А – В – А – С или R – А – В1 – А). Сформировавшись в творчестве венских классиков, рондо-сонатная форма приобрела устойчивую композиционную схему и поэтому не причисляется к группе смешанных форм (табл. 17).

Структура рондо, как никакая другая типовая схема, имеет многочисленные музыкальные варианты, определяемые либо пропуском рефрена и соединением двух эпизодов подряд (С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта», номер «Джульетта-девочка»), либо отсутствием последнего проведения рефрена (А. Даргомыжский. Романс «Свадьба»), либо изменением тональности и мелодико-ритмического облика рефрена при его повторах (С. Прокофьев. Песня «Болтунья»). Благодаря всем этим преобразованиям многие рондальные формы сближаются с другими типами музыкальных форм, например с контрастно-составными, или с так называемыми рондообразными формами: сложной трехчастной с двумя трио, двойной трехчастной, трех–пятичастной формами.

Применение рондальных форм многообразно. В инструментальной музыке – это виртуозные концертные пьесы и часть циклической формы. У венских классиков и других композиторов последующих эпох стало правилом писать финалы сонат, концертов и симфоний в рондальной или рондо-сонатной форме. Многие программные пьесы романтической музыки (например, «Рондо-каприччиозо» Ф. Мен­дельсона) свидетельствуют о широком диапазоне выразительных возможностей этой формы. Богато представлены рондальные формы в вокальной и оперной музыке: в жанрах русского романса и оперной арии.

Методика анализа формы рондо:

1) краткая характеристика образного содержания тематизма рефрена и эпизодов;

2) определение типа рондо и структуры произведения: количество частей и тем, их расположение. Структурный анализ по образцу формы-схемы;

3) подробный анализ рефрена рондо по методике анализа периода и простой формы;

4) характеристика изменений рефрена при повторных проведениях: в масштабах, форме, тональном плане, средствах выразительности;

5) характеристика эпизодов с точки зрения тематизма (степень контраста по отношению к рефрену, преобладание экспозиционных или развивающих средств в изложении); структуры (масштабы, наличие или отсутствие ясной и четкой формы, тонально-гармонической устойчивости или неустойчивости);

6) краткие выводы: типичные черты формы и индивидуальные особенности данного произведения, стилевая принадлежность данного рондо к классическому или романтическому типу.

 


Таблица 17






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.