Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание в учебных заведениях юридического профиля.






Под воспитанием понимают целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духoвных, мировoззренческих, патриотических, гуманных, мoральных, прaвoвых, культурных, трудoвых и т.п.. Воспитанием достигается адаптация личности к жизни в обществе нa уровне человеческой цивилизaции, формирование грaжданственности, любви к Родине, окружaющей природе, семье, трудолюбия, увaжение к закону, правам и свободaм человека, гумaнистичности, уважение общечеловеческих ценностей, удовлетворение потребностей личности обеспечение условий для самоопределения в свободном, интеллектуальном и культурном развитии, в самореализации. Результатом воспитания является воспитанностьконкретного человека, общности граждан. Частью общего воспитания выступает профессиональное, нацеленное на формирование воспитанности и ее компонентов у юриста, коллектива правоохранительного органа. Правовое воспитание профессионалов-юристов и граждан — составная часть их общего и профессионального. Оно специализировано на достижение правомерного поведения профессионалов-юристов и граждан, активное и плодотворное участие их в укреплении законности и правопорядка.

Современное воспитaние базируется на целостном подходе к человеку, сосредоточении на его личности и личном опыте как первичных феноменах, присущих человеку, подчеркивании таких исключительных человеческих свойств, как выбор, творчество, самоактуализация, признание человеческого достоинства как самостоятельной ценности, а также на установке на развитие потенциальных возможностей каждого.

Воспитание в узком смысле рассматривается как процесс систематического взаимодействия воспитателя и воспитанника с целью развития у воспитываемого профессионально и социально значимых качеств, что объективно должно совпадать с индивидуальной целью воспитанника. Понимание воспитания как единства деятельности, с одной стороны, педагогов, осуществляющих педагогические воздействия на мышление, волю, сознание и поведение, а с другой — воспитываемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов, убеждений и других факторов, охватывает саму суть процесса воспитания.

Мера воспитанности определяется степенью ориентации специалиста в правилах, нормах, идеалах, ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и профессиональной деятельности, а также уровнем сформированности на их основе профессиональных и личностных качеств.

Воспитательная работа — это специально организованная деятельность педагогов, направленная на реализацию целей и задач воспитания в условиях вуза. Особенность воспитательной работы в юридическом вузе заключается в углубленном анализе, выявлении и развитии тех свойств профессиональной личности юриста (профессионально значимых качеств и компетенций), которыми он должен обладать для успешного выполнения профессиональной деятельности. Сущность воспитательной работы заключается в создании благоприятных условий для самовоспитания студента путем предоставления ему возможности самостоятельно делать выбор и принимать решения, учитывая их последствия. Если цель обучения состоит в усвоении необходимых для специалиста профессиональных знаний и умений, то цель воспитания заключается в усвоении общих и специальных форм поведения.

Преподавателям важно помнить, что множество взаимоотношений и взаимодействий, в которые вступает студент, как и любой человек, не усваиваются им пассивно и механически. Одни из них стимулируют деятельность и формируют мотивы поведения; другие оказываются нейтральными; третьи вызывают сопротивление с его стороны. В воспитании спонтанно проявляются природные сущностные силы человека. Все это характеризует его как целостный феномен, который одновременно является как субъектом, так и объектом воспитания.

В качестве субъекта воспитательного процессa студент предстaёт как развивающаяся индивидуальность. В основе тaкого рaзвития лежат его взаимодействия с социaльной средой, природные силы и духовный мир. При этом он осуществляет собственный критический анaлиз влияний, взаимодействий и совершает сознательный выбор идей, действий, поступков. Появляется возможность ставить собственные цели, так как любой человек стремится к активному самопроявлению, самопознанию и самоутверждению. Таким образом, он стремится удовлетворить свои потребности в деятельности и общении, аккумулируя и перерабатывая воспитательные воздействия, принимая их или сопротивляясь им в силу своей самостоятельности.

Содержание воспитания в юридическом вузе обусловлено его целями, структурой профессионально значимых качеств личности юриста. Зная природу и психологическую структуру того или иного качества, можно более успешно использовать воспитательные возможности различных учебных дисциплин, внеаудиторной воспитательной работы и условий вуза в целом. Началом формирования качества является понимание факта, явления, события. Далее следует усвоение и выработка положительного отношения к усвоенному, уверенности в его истинности. Затем происходит синтез интеллектуальных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов, превращение в

устойчивое новообразование — качество. Один из важнейших путей формирования и развития качеств — активная деятельность студентов, выполнение учебных, профессиональных, общественных задач, которым обычно

предшествует создание их ориентировочной и мотивационной основ.
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностной ориентации воспитуемого.

Специфика воспитания заключается в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель должен учитывать единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

Становление профессиональной личности юриста в вузе начинается с формирования и укрепления положительной установки студентов на свою профессию. Прежде всего необходимо создать у обучающихся правильное представление об общественном значении и содержании юридической деятельности, о личных перспективах карьерного роста. Важно поддерживать уверенность каждого студента в его профессиональной пригодности, а также понимание необходимости овладения всеми учебными предметами, видами профессиональной подготовки, предусмотренными учебной программой вуза. В образовательном процессе желательно связывать личные стремления и жизненные цели студентов с задачами общества, укреплением демократического правового государства, необходимостью его экономического и социального роста.

Реальное личностно-ориентированное профессиональное воспитание в вузе осуществляется в конкретном взаимодействии с будущим юристом при инициирующей роли куратора первичного студенческого коллектива, отдельных преподавателей, сотрудников деканатов, управления по внеучебной работе органов студенческого самоуправления. Вся основная воспитательная работа проводится на уровне отдельной студенческой группы или конкретной личности студента. В такой работе доминирует личность воспитателя, осуществляющего управление профессиональным развитием личности студента и являющегося инициатором воспитательных воздействий, посредником в трансляции целей и ценностей профессионального воспитания на уровень сознания каждого студента.

Результат профессионального воспитания — профессиональная воспитанность будущего юриста. Профессиональная воспитанность юриста— это наличный уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между его профессионально значимыми качествами, знаниями, убеждениями и поведением, соответствующим социальным ожиданиям и стандартам.

Содержание воспитания, таким образом, образует целостная система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт профессиональной личности юриста, устойчивых привычек поведения, которыми овладевают студенты в соответствии с поставленными целями и задачами. Хорошо организованное воспитание в юридическом вузе должно подготовить студента к эффективному исполнению трех главных социальных ролей в его жизни — гражданина, профессионально компетентного юриста, семьянина. Следовательно, здесь требуется специфическая воспитательная работа, направленная на выработку и формирование соответствующих внутренних компонентов отношений личности — потребностей, чувств, взглядов, убеждений, привычек поведения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.