Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс. Перед дискуссией, когда собираются незнакомые между собой участники, модератор и его ассистенты приветствуют входящих






Перед дискуссией, когда собираются незнакомые между собой участники, модератор и его ассистенты приветствуют входящих, создают непринужденную обстановку. При этом важно обеспечить следующие процедурные моменты:

  • помещение, где проводится дискуссия, должно быть просторным и комфортабельным (кресла, ковер, мягкий свет и т.д.);
  • обязательно наличие большого стола, где участники дискуссии смогли бы пользоваться записями, бланками, рисунками. За столом (столами) во время перерыва или до дискуссии участникам предлагаются кофе, чай, безалкогольные напитки и проч.;
  • если обсуждается вопрос о качестве какого-либо товара, то предусматриваются соответствующие образцы.

В начале дискуссии модератор сообщает участникам цели и основные правила дискуссии, отмечая при этом для себя некоторые их личностные характеристики. Затем происходит знакомство участников дискуссии.

Обсуждение, как правило, начинается с открытых вопросов, которые раскрывают особенности характера участников, разнообразие их мнений. Закрытые вопросы обычно задаются ближе к концу дискуссии, что позволяет сфокусировать ответы на конкретных аспектах обсуждаемой проблемы. Модератору в процессе дискуссии рекомендуется избегать оценочных реплик как в вербальной форме («согласен», «хорошо», «неверно»), так и в невербальной (кивок, покачивание головой, жест отрицания и т.д.).

В процессе дискуссии модератор незаметно контролирует группу, используя 5-секундные паузы и «дознания» типа: «Вы не объясните более подробно?», «Вы не приведете пример?»

В конце дискуссии он напоминает о ее целях, обобщает сказанное, благодарит участников и прощается с ними. Впоследствии запись дискуссии расшифровывается и распечатывается. На основе полученной стенограммы происходит анализ и составляется отчет.

49.

Выборочный метод в социологическом исследовании. Репрезентативность.

Репрезентати́ вность - соответствие характеристик выборкихарактеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.

Генеральная сов-ть - объект иссл-ия, кот. территориально, производственно и во времени " локализован".

Как правило, объектом в социологическом исследовании являются большие группы людей. Опрос всех нерационален (велики затраты, удлиняются сроки, теряется ценность, актуальность). Поэтому СИ имеют не сплошной, а выборочный характер. То есть отбирается количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам и другим характеристикам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название " выборка".

Выборочная сов-сть - определенное число элементов генер. сов-ти, отобранных по строго заданному правилу. В момент иссл-ния она должна представлять микромодель генер. сов-сти, воспроизводить характ-ки генер-ой, т.е., быть репрезентативной (представительной). Структура выбор-ой сов-сти по основным изучаемым качест-ым характ-кам и контрольным признакам должна совпадать со структурой генер. сов-сти. Контролируемые признаки репрезентативной выборки: пол, возраст, социально-профессиональный статус, имущественный состав.

Элементы выбор. сов-ти называются респ-тами. Непосредственно опрашиваемые индивиды или группы составляют единицы анализа.

Виды и методы выборки

Вероятностная

  • простая случайная
  • систематическая (механическая)
  • гнездовая стратифицированная (серийная)

Целенаправленная

  • стихийная
  • основного массива
  • квотная

Модель вероятной (случайной) выборки связана с понятием вероятности. В самом общем случае вероятность некоторого ожидаемого события есть отношение числа ожидаемых событий к числу всех возможных. При этом число событий должно быть достаточно большим:

Р=а/n, где р - вероятность события, а - ожидаемое число, n - общее число

В прикладной социологии широко применяются методы собственно случайного отбора. Все респонденты пофамильно заносятся на карточки, после чего последние перемешиваются в ящике, из которого и проводится отбор по случайно-повторному отбору (когда фамилия отобранного респондента записывается, а карточка возвращается обратно в ящик), либо по случайно-бесповторному (когда отобранная карточка откладывается в сторону).

Сегодня иссл-ли предпочитают исп-ть таблицу случайных чисел для построения выборки методом случайного отбора. Для этого все представители генеральной совокупности нумируются, методом случайного попадания выбирается число из таблицы, затем соответствующий данному числу, элемент генер. сов-ти заносится в список выборочной.

Данные методы возможны, если генеральная совокупность не превышает 500-1000 единиц.

Для больших генер. совокупностей удобнее применять метод систематической (механической) выборки. Все элементы ген.совокупности сводятся в единый список, и из него через равные интервалы отбирается соответствующее число респондентов. Шаг отбора (К) рассчитывается по соответствующей формуле: K=N/n, где N - величина ген.совокупности, n - величина выбор.совокупности.

Суть серийной выборки заключается в возможности разбить ген.совокупность на серии (группы) по заданному признаку и производить отбор респ-тов из каждой серии отдельно путём механической или случайной выборки. Данный вид используется в дескриптивном исследовании для изучения проблем на крупных предприятиях и организациях.

Метод гнездовой выборки довольно часто применяется на практике. Она предполагает отбор в качестве единиц не отдельных респондентов, а групп с последующим сплошным опросом в отобранных группах.

Если же мы хотим изучить в статистических показаниях особенности условий и образа жизни каких-то определенных групп населения, репрезентативная выборка должна быть заменена целевой, в которой численность каждой интересующей нас группы будет достаточна для более основательного анализа. Для этого наряду с вероятностной выборкой в СИ применяется также и целенаправленная выборка, к которой не применимы правила теории вероятности. Данный вид предполагает использование стихийного метода, основного массива и квотной выборки.

В случае стихийной выборки заранее предопределить структуру массива респондентов невозможно. Выводы исследования, как правило, распространяются лишь на опрошенную совокупность. Примером стихийной выборки служит почтовый опрос читателей журнала или газеты.

Mетод стихийного отбора внешне очень похож на случайный.

Критерии отбора: принадлежность респондента к проектируемой ген.совокупности. Чаще всего в данном случае допускаются неконтролируемые систематические ошибки. Существенную роль играет взаимное расположение при встрече респондента и интервьюера.

К стихийному отбору относится и метод основного массива, преимущество которого состоит в том, что выбор.совокупность составляет значительную долю генер.совокупности и перекрывает возможное смещение. При обследовании коллектива предпр-ия вполне достаточно опросить " больш-во" работников и это обеспечит близость выбор. и генер. средних переменных.

Метод основного массива применяется в разведывательных исследованиях для " зондажа" какого-нибудь контрольного вопроса.

При квотной выборке (применяется в опросах общественного мнения) респонденты отбираются интервьюерами целенаправленно с соблюдением параметров квот. В качестве квоты выступают все данные о том или ином контрольном признаке элементов генеральной совокупности. Как правило, число признаков, определяющих квоты не превышает четырех.

Квотный основан на целенаправленном формировании структуры выборочной совокупности. Квотная выборка используется на последних ступенях отбора и завершает процесс районирования и примения вероятностных процедур. Признаки: территория, социальный статус, возраст, пол.

Правила выборки таковы, что в процессе отбора основными элементами не всегда выступают единицы анализа. В начале могут быть отобраны регионы, поселения, учреждения, институты (в них факультеты, группы), школы (классы), а затем контингент опрашиваемых. Элементы, отбираемые на каждом этапе выборки по особому плану, называются единицами отбора.

Поэтому по форме реализации различают выборки одноступенчатые и многоступенчатые.

Определение объёма выборочной совокупности является важным вопросом в теории выборки.

Объем выборки - общее число единиц анализа (элементы выборочной совокупности, подлежащей опросу), зависит:

  1. от степени однородности генеральной совокупности (чем она однороднее, тем меньше объем выборки),
  2. от необходимой степени точности результатов,
  3. от числовых значений контрольных признаков элементов генеральной совокупности, точнее об их дисперсии (разброса).

Как правило, объем выборочной совокупности составляет не менее 5-10% объема генеральной совокупности.

37.Статистическая обработка данных и анализ эмпирической информации. Социальные явления и процессы, которыми занимается социология, имеют массовый характер. Поэтому одним из главных инструментов социологического анализа является статистика - наука о том, как собирать, анализировать и интерпретировать данные о массовых явлениях и процессах.

Обычно процесс эмпирического исследования включает следующие этапы:

  • Определение предмета и объекта исследования, постановка его цели и задач;
  • Планирование исследования и выдвижение рабочих гипотез;
  • Выборка для эмпирического исследования;
  • Выбор методов и методик.
  • Проведение исследования, направленного на сбор эмпирического материала;
  • Обработка эмпирических данных;
  • Обсуждение и интерпретация данных;

Формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы. Любое эмпирическое научное исследование начинается с того, что исследователь фиксирует выраженность интересующего его свойства (или свойств) у объекта или объектов исследования, как правило, при помощи чисел. Таким образом, следует различать объекты исследования (в социальных науках это чаще всего люди, испытуемые), их свойства (то, что интересует исследователя, составляет предмет изучения) и признаки, отражающие в числовой шкале выраженность свойств.

Необходимо уже на начальных этапах планирования исследования принять решение, какой будет размер выборки, какие методы сбора информации будут использованы и, наконец, какие виды обработки будут применены к полученным данным.

При планировании исследования формулируется рабочая гипотеза как временное предположение, необходимое для систематизации фактического материала, после анализа которого, гипотеза уточняется.

Общая гипотеза определяется целью всего исследования. Кроме этого формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой предположительные ожидаемые результаты. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определенных статистических и научных методов. Для этого понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может однозначно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. Доказательство гипотез основывается на фактах, аргументах и процедуре логических выводов

Необходимо внимательно подходить к составлению выборки испытуемых в эмпирическом исследовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции.

Численность выборки испытуемых для эмпирического исследования или практической психологической работы должна обеспечивать доказательность положений, которые защищаются в работе.

Обработка эмпирических данных исследования делится обычно на несколько этапов:

  • Первичная обработка данных
  • Составление таблиц
  • Преобразование формы информации
  • Проверка данных.
  • Статистический анализ данных
  • Анализ первичных статистик
  • Оценка достоверности отличий
  • Нормирование данных
  • Корреляционный анализ
  • Факторный анализ

В большинстве случаев обработку данных целесообразно начать с составления сводных таблиц.

Сводная таблица данных – это своеобразный «аккумулятор» всех данных, полученных в результате проведённого исследования, в идеале она должна содержать данные всех испытуемых по всем методикам исследования.

Основой для сводной таблицы исходных данных является следующая форма. Каждая строка содержит значения всех показателей одного испытуемого. В каждом столбце (поле) записаны значения одного показателя по всем испытуемым. Таким образом, в каждой ячейке (клетке) таблицы записано только одно значение одного показателя одного испытуемого. В самой верхней строке даны номер испытуемого по порядку, ФИО (или какой-нибудь другой идентификатор), измеренные показатели, шкальные оценки и т.п. Эта строка облегчает ориентировку в таблице. В каждой последующей строке записана ФИО испытуемого и значения всех, измеренных у него параметров; разумеется, для всех испытуемых в одном и том же порядке показателей.

Испытуемых можно перечислить в алфавитном порядке, но лучше использовать этот принцип на самом нижнем уровне деления. Сначала лучше разделить испытуемых по их принадлежности к каким-либо подгруппам, которые будут сравниваться между собой. Внутри этих подгрупп полезно упорядочить испытуемых по полу, возрасту или другому, важному для вас, параметру.

Преобразование формы информации

В таблицу целесообразно внести все интересующие вас признаки в форме десятичного числа, то есть предварительно пересчитать минуты в десятичные доли часа, секунды – в десятичные доли минуты, количество месяцев – в десятичную долю года и т.д. Это необходимо, поскольку формат данных для большинства используемых сейчас компьютерных программ накладывает свои ограничения. Старайтесь также без особой необходимости не заносить в таблицу различные текстовые символы (точки, запятые, тире и т.п.).

Всю информацию, которую можно закодировать числами, лучше перевести в числовую форму. Это даст больше возможностей для разных видов обработки данных. Исключением является первая строка, в которой записаны названия (чаще краткие названия – аббревиатуры) измеренных показателей. В виде чисел в таблицу можно вписать информацию и о тех параметрах выборки, которые предположительно могут оказаться значимыми факторами, но имеются у вас в качественных показателях. Наиболее простыми операциями могут быть: числовое кодирование (мужчины – 1, женщины – 2; прошедшие обучение – 1, не прошедшие – 2 и т.п.) и перевод качественных показателей в ранги.

Проверка данных

После создания таблицы на бумаге или компьютере необходимо проверить качество полученных данных. Для этого часто достаточно внимательно осмотреть массив данных. Начать проверку следует с выявления ошибок (описок), которые заключаются в том, что неправильно написан порядок числа. Например, 100 написано вместо 10, 9, 4 – вместо 94 и т.п. При внимательном просмотре по столбцам это легко обнаружить, поскольку сравнительно редко встречаются параметры, которые сильно варьируют. Чаще всего значения одного параметра имеют один порядок или ближайшие порядки. При наборе данных на компьютере важно соблюдать требования к формат данных в используемой статистической программе. Прежде всего это относится к знаку, которые должен отделять в десятичном числе целую часть от дробной (точка или запятая).

Использование методов математической статистики при обработке первичных эмпирических данныхнеобходимо для повышения достоверности выводов научного исследования. При этом не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов из эмпирических данных.

Выбор метода статистического анализа полученных эмпирических данных — очень важная и ответственная часть исследования. И делать это лучше до того, как получены данные.

После проведения необходимого статистического анализа данных нужно соотнести полученные результаты с изначально поставленной гипотезой, с теоретическими обоснованиями авторов, которые исследовали данную тематику и предыдущими исследователями. Сформулировать выводы и проинтерпретировать полученные результаты.

50.

Закрытые и открытые вопросы

По своей форме или технике заполнения анкетные вопросы делятся на два основных вида — открытые и закрытые. Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформу­лировать ответ, выявить всю неповторимость своего индивидуаль­ного сознания, языка, стиля. Закрытый вопрос предполагает на­личие готовых вариантов ответов, которые социолог разрабаты­вает до начала опроса, используя свои теоретические знания.

Закрытыми считаются такие вопросы, в которых перечисле­ны все без исключения ответы (альтернативы) и в которых, таким образом, свобода выражения респондентом своего мнения сведе­на если не к минимуму, то к очень жестким границам. Какого-то единого критерия того, что считать закрытым вопросом, у специ­алистов нет. Одни полагают, что закрытым является вопрос, в котором респонденту предлагается один или несколько возмож­ных ответов20, другие — если на вопрос в анкете обязательно при­водится полный набор вариантов ответов21. Как правило, закры­тыми специалисты называют такие вопросы, на которые в вопрос­нике приведены полные (завершенные) наборы всех возможных вариантов ответов. Это весьма удобная для респондента форма,

поскольку она не заставляет его напрягать свою память и иные мыслительные процессы. Пример:

Каков доход на одного человека в вашей семье?

1. До 1000 руб.

2. От 1001 до 5000 руб.

3. От 5001 до 10 000 руб.

4. Свыше 10 000 руб.

Пункты в списке ответов называются: подсказками, альтернати-вами, закрытиями, вариантами. Прочитав их, опрашиваемый толь-ко обводит кружком код напротив того варианта, который он избрал.

Другой пример, выясняющий отношение человека к своей ра-боте: «Что нравится Вам в Вашей работе?» Ему обычно соответству-ют следующие варианты ответов: а) заработок; б) разнообразие ра-боты; в) работа заставляет думать; г) возможность продвижения по службе; д) характер выпускаемой продукции; е) отношения с ад-министрацией; ж) физическая нагрузка во время работы.

Теперь спросим себя: является ли подобный вопрос закрытым? Если следовать первому определению — «респонденту предлага-ется один или несколько возможных ответов», — то, конечно, это закрытый вопрос. Если же применим второй критерий — «обяза-| тельно полный набор вариантов ответа» — то увидим, что это вовсе не закрытый вопрос. Действительно, все ли факторы, благодаря которым работа может нравиться человеку, здесь перечислены? Вероятно, нет. Кому-то может понравиться отсутствие жесткого контроля со стороны начальника, возможность без ущерба для дела сходить в рабочее время в магазин и т.д. Но эти и другие ва-рианты не предусмотрены. Как быть респонденту, который имен-но их считает основными? Не отвечать на вопрос вовсе или от-метить другой вариант и дать ложную информацию?

Проблема не простая, тем более что в большинстве анкетных обследований фигурируют именно закрытые вопросы. В них ва-рианты ответов составляются произвольно, исходя из собственного опыта. Можно, конечно, упрощать программу и процедуру onpo-са, как мы это и сделали, но не до такой степени, чтобы не со-блюдать никаких научных требований.

Закрытые вопросы подразделяют на несколько групп. Дихото-мические вопросы предполагают учет наиболее общих, полярных реакций респондента: «да, нет, не знаю (или затрудняюсь отве-тить)». Возможные варианты ответов могут представлять собой оценочную шкалу, изменяющую степень проявления какой-либо характеристики респондента (интенсивности мнения, уровня ин-формированное™, активности участия в каком-либо виде деятель-ности). Дихотомические вопросы хороши при изучении фактов.

Респонденту легко ответить на вопрос: «Есть ли в вашем домохо­зяйстве пылесос?» — «Да» («Нет»).

Закрытый вопрос может содержать набор суждений, предметов, фактов, из которых респондент выбирает заданное (или неограни­ченное) число наименований по какому-либо основанию, предло­женному автором анкеты. Иногда закрытые вопросы содержат за­дачу ранжирования выбранных вариантов, т.е. упорядочения их по степени привлекательности, значимости для отвечающего. Напри­мер, из предложенного списка отбираются только просмотренные фильмы, указывают три самые привлекательные профессии и т.п. При построении данного типа вопросов важно обеспечить доста­точную полноту списков и четкость критериев отбора.

Однако не только о полноте списка альтернатив у социолога дол­жна болеть голова. Необходимо следить за тем, чтобы список аль­тернатив не был пересекающимся. Типичная ошибка: «Каков ваш среднемесячный доход?» Варианты ответов: 300—600 руб.; 600-900 руб. Правильнее написать: 300-600 руб.; 601-900 руб.

Закрытые вопросы не выполняют своего назначения, если не соблюдается главное требование: необходимо максимально пре­дусмотреть возможные варианты ответов. Тогда закрытый вопрос позволяет более строго интерпретировать ответ. Если составитель анкеты включил все альтернативы, т.е. не забыл ничье мнение, каким бы странным оно ни показалось, то практически всех рес­пондентов он поставил в равные условия. Стало быть, и для себя создал более надежные основания сопоставить эмпирические дан­ные, сделать правильный выбор.

Вот оно золотое правило анкетного вопроса — поставить всех респондентов в условия равного выбора. Оно относится как к зак­рытому, так и к открытому вопросу. Разница, и достаточно зна­чительная (с методической точки зрения), заключается в том, что в открытом вопросе никаких ограничений для выбора нет пото­му, что не перечислено ни одной позиции выбора. Респондент сам фиксирует одну из них, ему ученый указывает лишь область по­иска. В закрытом вопросе о равенстве шансов должен позаботиться сам исследователь, для чего необходимо прочитать всю литерату­ру, опросить, если надо, всех специалистов, все тщательно про­думать и взвесить с одной-единственной целью: ничего не упус­тить, перечислить все позиции, даже самые экстравагантные.

Равенство шансов на выбор — это золотое правило выборочно­го обследования вообще. Каждый респондент должен иметь совер­шенно одинаковые шансы попасть в выборочную совокупность. Никому нельзя отдавать предпочтения и никого нельзя забывать. То же самое, как мы выяснили, относится и к анкетным вопросам.

Неопытный исследователь, как правило, затрудняется перечис­лить все возможные ответы. В таком случае употребляйте ослаб­ленный вариант закрытого вопроса — полузакрытый вопрос. В кон­це списка ответов оставляйте место (две-три строчки) и пишите: «Другие ответы...» Подобный компромисс требует дополнитель­ных затрат, ведь открытая форма вопроса в конце («другие отве­ты...») предполагает кодировку полученных данных самим иссле­дователем. Предусмотрите в анкете два-три дополнительных кода, обозначьте их номера в конце полузакрытого вопроса, а позже, при обработке всего массива анкет, обведите нужный код сами.

Полузакрытые вопросы используют также и опытные исследо­ватели в тех случаях, когда они, задавая закрытый вопрос, не уве­рены, что предлагаемый ими набор вариантов ответа является полным или исчерпывающим.

Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернатив-ные. Альтернативные вопросы предполагают выбор респондентом только одного варианта ответа из набора предлагаемых. В резуль-тате при статистической обработке сумма ответов на все вопросы (включая варианты «нет ответа») всегда будет составлять 100% (т.е. точно совпадать с объемом выборки). Типичными альтернативны-ми вопросами являются вопросы о социально-демографических характеристиках опрашиваемых (пол, возраст, образование, оци-ально-профессиональный статус, размер среднедушевого дохода за конкретный период времени). Пример альтернативного вопроса: «Имеете ли вы детей?» 1 — да, имею; 2 — нет, не имею.

Уже само понятие «альтернативные суждения» предполагает, что респондент выбирает из нескольких только один вариант, ибо oни взаимно исключают друг друга (например, черный и не черный). Допустим, вы формулируете вопрос: «Как Вы считаете, соответству-ет или не соответствует Ваша профессиональная подготовка требо-ваниям рабочего места?» — и предлагаете две альтернативы: «соот-ветствует» и «не соответствует». Формально такой вопрос является альтернативным: выбор позиции «соответствует» исключает вторую альтернативу. Содержательно же вы неправильно подобрали сами альтернативы, ибо респондент крайне редко может оценить точную степень такого соответствия. Чаще его квалификация соответству-ет (или не соответствует) в большей или меньшей степени требо-ваниям работы. И когда вы не учитываете эту особенность, но да-ете альтернативную формулировку, респондент может затруднить-ся с ответом. Это вполне логичная ситуация, здесь следует поставить-третью альтернативу: «затрудняюсь ответить».

Иное дело — фактологические вопросы типа «Участвовали ли Вы в течение последнего месяца хотя бы в одной акции протеста?» «Хра-

ните ли Вы дома зарегистрированное оружие?» или «Назовите свой разряд (должность)». Перечислив сгруппированные по уровням ква­лификации рабочие разряды — 1-й и 2-й, 3-й и 4-й, 5-й и 6-й, — вы фактически предлагаете респонденту альтернативный выбор.

Неальтернативные вопросы (или, как их иногда называют, «воп­росы-меню») предусматривают возможность выбора нескольких вариантов ответов. Поэтому общая сумма удельных весов ответов может превышать 100%. Например, вы можете задать один общий вопрос: «Каков набор вашей еженедельной «потребительской кор­зины» при походе на продовольственный рынок?» — и сопроводить его достаточно длинным перечнем продуктов. Отвечая на этот воп­рос, хозяйка отметит в нем все, что купила на прошлой неделе (а возможно, добавит то, что вы не упомянули в этом списке).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.