Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие одномерной и многомерной стратификации






П. Сорокин выделяет два способа расслоения общества: одномерную и многомерную стратификацию. В основе одномерной стратификации лежит распределение по одному признаку (религии, профессии, собственности и т. д.). Такая одномерная стратификация может складываться из следующих групп: половозрастного признака; социально-демографического; профессионального; расовых общностей; объектов и субъектов власти и управления; по религии и языку; по владению собственностью.
Существует множество критериев, по которым можно делить любое общество:
1) по разделению труда и престижу положения (организаторский, исполнительский, умственный, физический, квалифицированный, творческий и др.). Существует несколько категорий работников:
а) высший класс профессионалов;
б) технические специалисты среднего уровня;
в) рабочие, осуществляющие руководящие функции;
г) квалифицированные рабочие;
д) рядовые рабочие.
Все они имеют разный престиж. Так, очевидно, что быть преподавателем университета престижнее, чем разнорабочим на стройке. Однако сегодня престиж часто смещается и ассоциируется с уровнем доходов от занятия: чем выше доход — тем больше престиж работы;
2) по уровню доходов. Доход — это денежная сумма, которую получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени (месяц, год);
3) по доступу к ресурсам собственности и власти. Власть — право и возможность распоряжаться кем или чем-нибудь, подчинять людей своей воле. Однако есть еще и многомерная стратификация, когда за основу берутся сразу несколько признаков. За всю историю существования человечества существовало много таких общностей:
1) рабство — закрепощение людей, граничащее с полным бесправием;
2) касты — группы людей, соблюдающие ритуальную чистоту. Каждая каста представляет собой замкнутую группу. Место каждой касты проявляется в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься. Положение в кастовой системе передается по наследству, переход в другую касту практически невозможен:
а) сословия — своеобразные социально-правовые группы в докапиталистических формациях, которые были относительно замкнуты и наследственны;
б) этнические общности людей, представляющие собой устойчивые группы — племена, народности, нации;
в) социально-территориальные общности (города, деревни, регионы), различающиеся по месту в общественном разделении труда, стилю, уровню жизни;
г) общественные классы, слои, группы как многомерные социальные общности.

20.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г.

Социальная мобильность — это возможность смены социального слоя. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта или карьеры.

Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.

Горизонтальная мобильность — переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: переход в другую религиозную общину, смена гражданства). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).

виды миграции по:

характеру — трудовая и по политическим мотивам:

продолжительности — временная (сезонная) и постоянная;

территории — внутренняя и международная:

статусу — легальная и нелегальная.

Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).

Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование)

Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые люди более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности, или социальными «лифтами».(к ним относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак.)

Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Причем в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где решающим фактором экономического и социального развития становятся научные знания и информация, роль образования существенно возрастает

Список лифтов социальной мобильности ^

Выбор лифта(канала) социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала. Сорокин назвал восемь лифтов вертикальной мобильности, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры:

Армия. 36 римских императоров (Юлий Цезарь, Октавиан Август и др.) из 92 достигли своего положения благодаря службе в армии.

Религиозные организации. Значение этого лифта достигло апогея в Средние века, когда епископ был одновременно лендлордом, когда Римский Папа мог отправлять в отставку королей и императоров, например, Григорий VII (папа римский) в 1077 г. низложил, унизил и отлучил от церкви императора Священной Римской империи Генриха IV. Католическим священникам было запрещено жениться и иметь детей, поэтому после их смерти освободившиеся позиции занимали новые люди, что препятствовало образованию потомственной олигархии и ускоряло процесс вертикальной мобильности. Пророк Мухаммед сначала был простым купцом, а затем стал правителем Аравии.

Школа и научные организации. В древнем Китае школа была главным лифтом в обществе. По рекомендациям Конфуция была построена система образовательной селекции (отбора). Школы были открыты для всех классов, лучших учеников переводили в высшие школы, а затем в университеты, оттуда лучшие ученики попадали в правительство и на высшие государственные и военные посты. Наследственная аристократия отсутствовала. В современном обществе главными лифтами должны быть бизнес и политика. Сегодня нельзя занимать государственную должность без университетского диплома. К примеру 4 % академиков России вышли из крестьян, например, Ломоносов.

Политический лифт, то есть правительственные группы и партии.

Искусство.

Пресса, телевидение, радио. Газеты и телевидение могут обеспечить известность и продвижение.

Экономические организации. Накопление богатств — это самый надёжный путь наверх в условиях соблюдения законности, в условиях социальных катаклизмов богатство можно легко отобрать. Нищий аристократ не способен сохранить социальный престиж. Средний класс за деньги покупал все желаемые титулы и привилегии.

Семья и брак. По древнеримскому закону если свободная женщина выходила замуж за раба, то её дети становились рабами, сын рабыни и свободного человека становился рабом. Сегодня существует «притяжение» богатых невест и бедных аристократов, когда в случае брака оба партнёра получают взаимную выгоду: невеста получает титул, а жених — богатство.

В то же время следует отметить, что процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества. Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта. Маргинал (от лат.- находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). В целом маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение. Люмпен (от нем.- лохмотья), пытаясь в процессе социальной мобильности перейти из старой группы в новую, оказывается вообще вне группы, разрывает социальные связи и со временем теряет основные человеческие качества — способность к труду и потребность в нем (нищие, бомжи, деклассированные элементы). Следует отметить, что в настоящее время процессы маргинализации и люмпенизации получили заметное распространение в российском обществе, а это может привести к его дестабилизации.

Процессы социальной мобильности могут принимать различные формы и даже носить противоречивый характер. Но вместе с тем для сложного общества свободное перемещение индивидов в социальном пространстве — единственный путь развития, в противном случае его могут ожидать социальное напряжение и конфликты во всех сферах общественной жизни. В целом социальная мобильность является важным инструментом анализа динамики общества, изменения его социальных параметров.

21.

Понятие социальной группы и социальной общности в социологии. Виды соци-альных групп и общностей.Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, что понимать под понятием “социальная группа”, по какому критерию следует вычленять их из многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.В современной науке нет однозначного понятия “социальной группы”. Одна группа ученых трактуют социальную группу как часть более крупных социальных общностей. Другие же смотрят на это соотношение по-другому. Социальная группа (С.Г.), по их мнению, есть совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. С этой точки зрения понятие С.Г. является родовым по отношению к понятиям “класс”, “социальный слой”, “нация”, а также по отношению к понятиям этнической, территориальной, религиозной и др. общностям, т.к. фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности на основе отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, места жительства и др.Социальные группы — относительно устойчивые, исторически сложившиеся общности людей, отличающиеся по роли и месту в системе социальных связей исторически определён-ного общества — племя, род, классы, профессиональные группы. Возникают на базе объек-тивных условий существования, определенного уровня развития общества (так в свое время возникли род и племя, в связи с разделением труда возникли профессиональные группы, с появлением частной собственности – классы; в связи с возникновением потребности в полу-чении и передаче знаний, формированием определенных черт личности и развитием инно-вационного характера деятельности складывается социальная группа учителей, ученых), а принадлежность к группе — на основе объективного положения индивида в системе соц. ро-лей. Становление соц. группы — сложный процесс её социального созревания, связанный с осознанием своего положения, общности интересов, ценностей, формированием группового сознания и норм поведения. Именно это превращает группу людей в субъект социального действия. Важные признаки группы — самоидентификация, совместное отстаивание интере-сов.Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются: – устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их су-ществования в пространстве и времени; – относительно высокой степенью сплоченности; – отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; – вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся не-большие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отно-шения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.Группы могут различаться между собой по степени организованности, которой соответ-ствует и разный тип структуры. По этому критерию принято делить группы на формальные, имеющие четкую структуру, упорядоченную иерархию позиций и строго предписанные ролевые функции, и неформальные, структура которых не имеет строгой нормативной регламентации. Формальные группы обычно имеют свое название (школа, завод, фирма и т.д.), штат должностных лиц, правила приема и увольнения работников. Они создаются для выполнения специальных целей – решения определенного круга задач, в которых заинтересовано общество. Школа, например, имеет целью обучение и социализацию под-растающего поколения, армия создается для обороны страны, фирма выпускает вид продукции, товаров. Поэтому в формальных организациях существует строгое разделение труда, деятельность его членов регулируется специальными правилами и распоряжениями. Формальные группы могут быть и малыми по составу участников.Неформальные группы, представляющие собой одну из разновидностей малых групп, часто возникают стихийно, особенно внутри больших формальных организаций. Как можно понять из самого названия, для неформальных групп свойственны дружеские, интимные, доверительные отношения. Решающая роль в их формировании принадлежит симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, мироощущению.Социальные группы можно классифицировать на основании того, как взаимодействуют участники группы – непосредственно или опосредовано.Большие и малые группы. Для малых групп характерно наличие непосредственных личных взаимодействий, которые могут сложиться лишь среди небольшого числа партнеров. Большие группы - это многочисленные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, ввиду чего для них характерны опосредованные взаимодействия.Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Эти группы «первичны» в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда и т.д. Согласно взглядам Ч. Кули, противоположностью первичной группы являются вторичные группы, образующиеся из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции. Основным типом вторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей, – организация (политическая, производительная, религиозная и т.д.), в которой преобладают формально-ролевые, официальные отношения.Другой тип малых групп, имеющих важное значение для поведения личности, это так на-зываемые референтные группы, идеалы и ценности которых индивид принимает. Они служат для него своеобразным эталоном, образцом для сравнения и оценки собственного поведения.Социальные общности — исторически сложившиеся объединения людей на базе объек-тивных условий их существования и имеющие своё место в системе социальных связей. Социальными общностями являются: общество в целом, социальные классы, слои, этни-ческие группы, трудовые коллективы, семья и др.Важнейшие социальные общности — национально-этнические и демографические. С развитием общ. появляются специфические общности, связанные с профессиональной дея-тельностью, поселенческой структурой и т.д. В связи с этим появляются подструктуры обще-ства: соц.-демографическая, нац.-этническая, соц-профессиональная, поселенческая, соц-классовая, статусная и т.д. Все подструктуры взаимосвязаны и влияют друг на друга.К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые характеризуются следующими признаками: статистический характер, вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность, аморфность (н-р, демографические, расовые, половые, этнические и др. общности).

22.

Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции.

Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек – часть природы. Человек – живое существо, и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. Человеческое тело – его форма, строение. Функционирование есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Индивид – Человек как индивид –это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (ассиметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность - есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.

23.

Социализацией называется процесс овладения и усвоения индивидом культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Содержанием процесса социализации является превращения человека из существа биологического в существо социальное, т.е. становление и формирование личности. Социализация не кратковременный, а длительный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида и включающий ряд этапов: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности.

Выделяют первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.

Вторичная социализация - процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии.

Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации.

Агентами первичной социализации личности выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники, учителя, тренеры и т.д.

Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов.

В процессе социализации индивид проходит две фазы: социальная адаптация (приспособление индивида к определенным социально- экономическим условиям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности) и интериоризация (более сложный процесс, означающий включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека). Причем каждый раз в новой социальной среде человеку приходится отвыкать от чего-то, и наоборот, чему-то переучиваться заново. Поэтому процесс социализации включает два этапа: десоциализация — отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения и следующий за ним, более важный этап - ресоциализация, т.е. обучение новым ценностям и ролям для замены прежде недостаточно усвоенных или не соответствующих новой ситуации.

Американский социолог Ирвин Гоффман (1922-1982) выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях:

  • изоляция от внешнего мира:
  • постоянное общение с одними и теми же людьми;
  • утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания;
  • отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.