Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности советской системы юридического образования






 

В первые годы советской власти труд был провозглашен основой обучения. Советская власть в период революционных преобразований достаточно бесцеремонно и грубо обошлась с дореволюцион­ной юридической школой, которая была объявлена школой схоластики и подготовки бездушных чиновников для аппарата угнетения трудящихся. В 1920-е годы в советской школе получили распространение комплексные программы. В начале 1920-х гг. были закрыты юри­дические факультеты в ряде университетов, включая Казан­ский, и в скором времени система университетского юридиче­ского образования была сведена на нет. Из учебных планов юридических институтов исключили римское право, были под­вергнуты значительному сокращению другие фундаментальные правовые дисциплины. Юридическому образованию придавал­ся сугубо прикладной характер, что негативно сказывалось на состоянии правовой науки и уровне научной подготовки сту­дентов. Доля подготовки юристов в структуре высшего профес­сионального образования составляла не более 1, 5%. По количе­ству студентов-юристов как СССР, так и дореволюционная Россия отставали от всех развитых стран мира (Топорнин Б. Н. Высшее юридическое образование в России: проблемы развития. М., 1996. С. 20-21).

В российской педагогике XX в. широко известны имена С. Макаренко, П. П. Блонского, В. А. Сухомлинского, Ф. Шаталова, Ш. А. Амонашвили и многих других педагогов-новаторов и теоретиков воспитания и образования. Ядром теории А.С. Макаренко (1888-1939) являлось его учение о коллективе (идея воспитательного коллектива).

Новую власть не устраивали профессора дореволюционной российской школы, которые считались носителями идеалисти­ческого мировоззрения и противниками марксистско-ленин­ской доктрины о государстве и праве. Поэтому для первого эта­па становления юридического образования в советской стране характерны две тенденции: привлечение профессуры дореволю­ционной школы из-за отсутствия собственных педагогических кадров и создание различных краткосрочных курсов. В соответ­ствии с этим был перестроен и учебный план, значительное ме­сто в котором отводилось общественным, мировоззренческим дисциплинам. Студенты тех лет изучали биологию и антропо­логию в связи с популярной в то время теорией Ч. Ломброзо о врожденной преступности.

Социалистическое государство объявило юридические вузы партийно-политическими образовательными учреждениями и проводило социальный классовый отбор абитуриентов. В пер­вую очередь в юридические вузы принимались рабочие, кресть­яне и их дети. Из-за недостатка преподавателей к педагогиче­ской деятельности широко привлекались на условиях почасо­вой оплаты практические работники правоохранительных органов.

Следующим этапом в развитии юридического образования в СССР было создание факультетов советского строительства. В соответствии с постановлением ВЦИК РСФСР от 20 апреля 1931 г. была поставлена задача подготовки юристов не только для правоохранительных органов, но и для управленческих структур государства, органов советской власти всех уровней.

Если основными центрами юридического образования и науки в дореволюционной России были Москва, Петербург, Казань, Киев, Харьков, то теперь была поставлена задача соз­дать подобные центры на востоке страны. Согласно постановле­нию СНК РСФСР Сибирский институт советского права (ранее юридический факультет Иркутского государственного универ­ситета) был переведен в августе 1934 г. в Свердловск. Так поя­вился новый крупный центр юридического образования и нау­ки на Урале — Свердловский юридический институт, ставший главной кузницей юридических кадров для районов Урала, Ка­захстана, Сибири и Дальнего Востока. В нем преподавали и уче­ные дореволюционной школы, например, профессора А. М. Винавер, Б. Б. Черепахин, заложившие основы уральской школы цивилистики, заслуженную славу которой принесли труды широко известных сегодня в стране правоведов С. С. Алексеева, Т. И. Илларионовой, О. А. Красавчикова, С. А. Хохлова, В. Ф. Яковлева, В. С. Якушева.

Однако юридические институты в целом последовательно утрачивали свой научно-образовательный потенциал. На ка­федрах некоторых из них в 1930—1940-е гг. не работал ни один доктор наук, кандидаты наук составляли редкое исклю­чение, центральной фигурой педагогического процесса считал­ся старший преподаватель без ученой степени. Сборники на­учных трудов выходили с периодичностью один в 10 лет. Па­раллельно с вузовской существовала система ускоренной под­готовки юристов в юридических школах и техникумах. Уменьшение удельного веса высшего юридического образова­ния предопределялось различными политическими и идеологи­ческими соображениями руководителей советского государства. В 1938—1939 учебном году во всех юридических вузах страны был введен единый учебный план и установлен четырехлетний срок обучения. В 1944 г. было принято правительственное решение о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы.

В послевоенные годы господствующим типом юридического образования стало заочное образование. По своим сущностным характеристикам и практике оно не могло формировать у выпу­скников в достаточной степени приверженность к ценностям права. Напротив, став обладателем диплома юриста, значитель­ная их часть реализовывала свои карьерные устремления, успех которых напрямую был связан с конформистской практикой недавних партийных выдвиженцев и заочников одновременно.

Потребности советского государства, стремившегося к по­строению «развитого социализма», обусловили расширение системы юридического образования. В 1980-е гг. в СССР функ­ционировали четыре юридических вуза: Свердловский, Сара­товский, Харьковский и Всесоюзный заочный юридический институт. Наиболее крупным их них был Свердловский юриди­ческий институт, в котором осуществлялась специализирован­ная профессиональная подготовка юристов на судебно-проку­рорском, следственно-криминалистическом факультетах и фа­культете правовой службы в народном хозяйстве по очной форме обучения, а также на вечернем и заочном факультетах. Кроме того, в указанный период действовали более 40 юриди­ческих факультетов государственных университетов, где, как правило, выделялись следующие три специализации: государст­венно-правовая, гражданско-правовая и уголовно-правовая.

В XX и в начале XXI вв. был продолжен курс на демократи­зацию и дифференциацию образования, использование форм и методов воспитания, повышающих самостоятельность учащихся, активное использование в обучении технических средств.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.