Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Этапы возникновения и становления педагогических знаний и юридической педагогики
История зарождения и развития юридической педагогики в России неразрывно связана с многовековой мировой историей педагогической мысли, когда постепенно из суммы идей и концепций педагогика превращалась в науку. Рассмотрим основные этапы развития педагогики вообще и юридической педагогики (как вида отраслевой педагогики) в частности. Первый этап — педагогическая мысль зародилась, первоначально развивалась и формировалась как народная педагогика в виде традиций, пословиц, поговорок, обрядов, песен, мифов, сказаний и других фольклорных форм. В 9—8 тысячелетиях до н.э. в ряде регионов мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались на примере родителей. Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания «общественного» человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были совместные игры и занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н.э. Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания. Начала педагогики отыскиваются уже в странах Древнего Востока и доколумбовой Америке. Можно предположить, что в то время основным предметом изучения была религия, на основе которой строилась социальная жизнь. Усложнение древнейших обществ, активное распространение, кроме религиозных, гражданских и профессиональных форм деятельности означало появление потребности в подготовке людей к исполнению этих обязанностей. Эта задача решалась непосредственно в самих организациях: в храмах, армии, различных лечебницах. Со временем государственных и военных чиновников начали готовить в специальных школах, где обучение и воспитание было в основном организовано путем устной передачи и заучивания необходимых для их деятельности знаний, а также наказаний за недобросовестную учебу. Так на найденном археологами древнеегипетском папирусе написано: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Второй этап — педагогические идеи зарождаются в русле философских и религиозно-философских учений (Сократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Сенека, Квинтилиан, Конфуций, Авиценна, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др.). Первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование были сделаны в Древнем Китае к VI в. до н. э. К ним относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство. В Древнем Китае рассматривали воспитание, духовно-нравственное совершенствование человека как существенный фактор его бытия, непременное условие благополучия общества. Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) создал свою школу, обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия непременное условие благополучия. (Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 1998. С. 11). Конфуцианская схема воспитания с опорой на опыт предков и ритуал, введенная им многоступенчатая система экзаменов действовали в Китае многие века. Серьезное внимание воспитанию и обучению придавалось в античные времена. Греки продемонстрировали первый пример массового образования в Европе. Само слово «педагогика» греческого происхождения (paidagogike) и этимологически означает «ведущий ребенка». В Древней Греции человека, присматривающего за детьми состоятельных граждан, называли педагогами. Здесь же получили путевку в жизнь и такие основные педагогические понятия, как школа и гимназия. В мировой фонд образования навечно вошли Академия Платона и Лицей Аристотеля. В учениях Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и многих других философов обосновывалась необходимость совместного духовного и физического развития личности, рассматривались составляющие человеческой мудрости и методы овладения ею. Спартанское и классическое обучение и воспитание подрастающих поколений древних греков и римлян до сегодняшнего дня являются образцами для подражания. К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит (460—370 до н.э.). Он придавал огромное значение воспитанию, которое ведет к обладанию мудростью, то есть тремя дарами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать». Демокрит, считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек Я является ее частицей - «микрокосмом». Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, полагал Демокрит. «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу». Начало высшего образования можно отнести к V в. до н.э., когда в ряде полисов Древней Греции появились софисты как публичные преподаватели ораторского искусства. Со временем софисты стали взимать плату за обучение. Первым, кто стал это делать, стал Протагор из Абдер (около 440 г. до н.э.). Размер гонорара зависел от уговора с преподавателем. Так в Европе началась профессиональная педагогическая деятельность. В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особо выделив значение социальных функций воспитания — «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать». В 388 г. до н. э. Платон организовал в рощице близ Афин, посвященной герою Гекадему, школу, получившие от имени героя название Академия, которая просуществовала более 900 лет. Впервые в античности занятия в ней проводились по расписанию. Здесь преподавались философия, математика, астрономия, литература, риторика, история, медицина, ботаника. Ближайший ученик Платона Аристотель (384—322 до н.э.) в своих философских и педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям («Платон мне друг, но истина дороже»). Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые — достойную жизнь». Аристотель вблизи храма Аполлона Ликейского в Афинах основал учебное заведение, получившее название Ликей — будущий лицей, где практиковалось коллективное обучение. Так, у сменившего на посту руководителя школы Аристотеля Теофраста на занятия собирались до двух тысяч учеников. Римский Император Веспасиан (69-79 гг.) первым ввел практику назначения государственных выплат преподавателям риторики, а другой император — Адриан (117-138 гг.) узаконил вознаграждение преподавателям, кто не мог преподавать по старости. С конца III в. римские императоры стало устанавливать максимум месячной платы для оплаты труда учителей, которая зависела от числа учеников и времени обучения. Преподаватели стали выбираться по конкурсу и освобождаться от различных государственных повинностей. Император Александр Север (222-234 гг.) начал практиковать выплату ежемесячных стипендий бедным обучающимся. В 370 г. Юстинианом был издан эдикт о том, что обучение студентов должно заканчиваться к 20 годам, для студентов-юристов срок обучения устанавливался в 4-5 лет. В 425 г. в Константинополе была учреждена высшая школа Аудиториум (от лат. audire — слушать), подчинявшаяся напрямую императору. Здесь впервые были структурно оформлены кафедры, занимавшиеся преподаванием различных наук, публичная библиотека. В штате этой школы были 31 профессор риторики, грамматики, философии и права. Преподаватели по истечении 20 лет работы приобретали право на пенсию, некоторым даровалось дворянство высоких степеней достоинства. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Выпускники этой школы становились общественными и церковными деятелями. Так, в ней в свое время учились создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Отдельно остановимся на гуманистической концепции образования М. Пселла. Один из ведущих ученых Византии XIв. Михаил Пселл (1018—1078) написал энхиридий (учебное пособие) «Обозрение законов» для обучения и воспитания Михаила — наследника византийского престола, старшего сына императора Константина X Дуки. Исследователи жизни и творчества Пселла (Я. Н. Любарский, А. И. Пискунов, Н. И. Сокурова и др.) относят его к мыслителям и деятелям культуры мирового масштаба, называя его «первым философом эпохи», «византийским Вольтером», «универсальным гением». Слава о его преподавании распространилась далеко за пределы империи, среди его учеников были кельты, арабы, египтяне, персы, эфиопы. Как педагога Пселла считают противником крайних монастырских форм религиозного воспитания и обучения, сторонником диалогического метода обучения, ярким представителем христианского гуманизма. Основной деятельностью Пселла было преподавание в высшей константинопольской школе, которую он много лет возглавлял. В своих педагогических произведениях он возрождал антично-эллинистическую педагогику, вводя ее в рамки христианской педагогической культуры. В трактате «О стиле некоторых сочинений» Пселл попытался передать своим ученикам достижения античного риторического искусства и на его основе обосновать искусство христианского красноречия. Все его книги были как бы диалогами со студентами, ответами на их самые неожиданные вопросы по риторике, философии, политической теории, естественным наукам, истории. Пселл создал учебное пособие «Обозрение законов» для одного ученика с учетом его индивидуальных особенностей. Основные отличительные черты этого пособия: взаимосвязь с гуманитарными дисциплинами, энциклопедичность и системность. Форма и содержание учебника призваны способствовать гармонизации познавательных интересов и потребностей двух субъектов образовательного процесса (обучающегося и обучающего). «Обозрение законов» написано стихами, насчитывает 1410 строк, делится на три части: введение, семантема (основная часть) и заключение. Поэлементный анализ педагогической системы Пселла приводит к выводу о том, что она имеет, безусловно, гуманистический характер, поскольку направлена на защиту интересов граждан, особенно детей и женщин, против беззакония и телесных наказаний, на утверждение силы права, презумпции невиновности, свободного волеизъявления, справедливого гуманного правосудия. Цель учебного пособия Пселла — формирование «философа законоположений», преобразователя и реформатора общественных отношений посредством законов. Для этого ученик должен был овладеть правовыми знаниями в полном объеме, научиться критическому осмыслению норм права, стремясь при этом усвоить смысл и всю гамму политико-правовой идеологии государства. Усвоение принципов, на которых строится законодательство, ставит перед учащимся перспективную задачу по реализации в деятельности будущего реформатора качеств гражданина, патриота, энциклопедически образованного и высоконравственного человека. Тем самым осуществлялось разностороннее воспитание с опорой на гуманитарное знание с целью развития государственно значимой личности, которая должна встать на защиту достоинства и прав граждан. Принципы педагогической модели Пселла нашли довольно полное отражение в «Обозрении законов». Он последовательно и систематично раскрывает перед учеником изучаемый материал, сознательно формирует активное отношение к предмету, показывает перспективу педагогического использования полученных знаний, акцентирует внимание на строго научных определениях, разъясняет их в доступной форме, прививая при этом интерес к изучению языков (греческого и латинского). Автор постепенно усложняет материал, используя для наглядности конкретные примеры из юридической практики. В энхиридии отражены и основные требования Пселла к содержанию образования. Он сознательно ограничил объем изучаемого материала, «подытожив многое по предмету обсуждения», показав вместе с тем, насколько обширна сфера римского и византийского права. Он разделил действующее законодательство на конкретные части, обратив внимание на стержневые компоненты, дал оценку этим частям, сравнил их между собой, показал компоненты права с нравственной точки зрения. Он подчеркивал преемственность римского и византийского права, учил различать отжившие и новые правовые нормы, тем самым подходя к эволюции права с исторической точки зрения. Для того чтобы обучающийся достиг поставленной цели и овладел содержанием предмета, Пселл использует разнообразные методы и приемы обучения и воспитания. С целью развития профессионального мышления ученика он использует проблемные ситуации, ставит перед ним учебные задачи, учит различать похожие по форме действия, не смешивать понятия, дифференцированно подходить к материалу, следовать логике операций. Особое внимание обращается на доказательность, аргументированность суждений, обнаружение причинно-следственных связей. Пселл придает большое значение работе с понятиями, раскрывает этимологию терминов, дает четкие определения, доступно их разъясняет. Значительное место в учебном тексте занимают сопоставление, анализ, комментарий, перевод с латыни терминологии римского права. Педагог подчеркивает необходимость умения правильно, понятно, доступно строить речь, четко и конкретно составлять документы. Пселл широко применяет прием повторения и обобщения материала, приучает ученика различать общее и особенное, сравнивать иски попарно, определять сущность и своеобразие изучаемого материала. В качестве методического приема он использует резюмирование, что делает содержание учебного материала более емким. С помощью метода диалога Пселл ставит ученика в центр внимания, уважения и заботы. Само учебное пособие, написанное в оригинальной поэтической форме с использованием ярких изобразительно-выразительных средств литературного языка, приучает к эстетической и афористичной форме выражения мыслей, служит эффективным средством образования и развития ученика. Мировоззренческая и педагогическая позиция Пселла, предусматривающая развитие личности законодателя-реформатора, воспитание у него гражданственности и нравственности, христианского мировосприятия в духе «Декалога»[1], базируется на признании неразрывного единства церкви, империи и культурных традиций. Педагог обращает особое внимание на преемственность в общественной жизни античных традиций, общечеловеческих христианских ценностей, правовой культуры, билингвизма, светского образования. С целью защиты основополагающих принципов общественного бытия (верховенство права, всеобщность естественного права, свобода, справедливость, безопасность, ограниченность деспотической власти) Пселл воспитывает у ученика умение дифференцированно, критически, реалистично подходить к правовым знаниям. Педагог приобщает обучающегося к культурным ценностям, способствует его интеллектуальному развитию для того, чтобы в дальнейшем тот смог достаточно эффективно воздействовать на общественное сознание и социальную эволюцию. В процессе образования законодателя-реформатора Пселл стремился развить у своего ученика не какие-то абстрактные свойства идеального правителя, а совершенно конкретные качества: достойное отношение к подданным, человеколюбие, мудрость, доблесть и милосердие. Пселл считал, что каждый гражданин должен быть носителем византийской государственно-правовой идеи. Своего ученика он рассматривал в качестве развивающейся личности гражданина, который в собственной будущей законотворческой деятельности как император должен защищать интересы представителей разных сословий и конкретных частных лиц, отстаивать справедливость, совесть, свободу, право и уважение к церкви. Эта позиция нашла отражение в структуре и содержании учебного пособия, в котором Пселл располагает нормы права не случайно, а в определенном порядке. Он группирует их, выделяя те высокие нравственные начала, которые закреплены в правовых нормах. Это касается отношения к василевсу, матери, отцу, женщине, детям, семье и браку, церкви. При этом педагог целенаправленно делает акцент на гуманистическом отношении к определенным группам общества, его институтам, для того чтобы в последующем его царственный ученик реализовывал на деле эти нравственные ценности. Формируя гуманистическое мировоззрение у своего ученика, Пселл на собственном примере взаимоотношений с обучающимся ориентирует его на защиту прав и интересов отдельного человека. Таким образом, историко-педагогический анализ педагогической системы Пселла, автора уникального учебного пособия, персонального учебника по византийскому праву, позволил раскрыть гуманистическую направленность его концепции юридического образования. Сущность последней представлена единством 10 составляющих, весьма актуальных и сегодня: защита прав обучающегося, создание благоприятных условий для обучения и воспитания, классическая составляющая образования, связь с витальными потребностями ученика, интеллектуальная поддержка со стороны преподавателя, эстетическая составляющая образования, восприятие ученика как развивающейся личности, признание ценности человеческой личности, защита достоинства ученика, светский характер образования. В целом, однако, в Средневековье античные идеи воспитания и образования в Европе были преданы забвению, образцом для юношества стал монашеский образ жизни. В соответствии с христианской идеологией на первый план в воспитании вошла практика умерщвления плоти и духовного смирения человека как основные средства поддержания благочестия. Обучение строилось на заучивании библейских догматов, строгом следовании христианским канонам. Собственно университетское образование ведет свою летопись из XI — XII вв. Университет был совершенно новым явлением в европейской культуре. В Древних Греции и Риме ничего подобного не существовало. Одни университеты возникли из монастырских и кафедральных школ, другие представляли собой объединения учеников и учителей. В университетах полагался набор обязательных учебных текстов, по которым профессора читали лекции. Учебные программы рассчитывались на несколько лет, после обучения присуждалась степень магистра (мастера) по аналогии с ремесленными гильдиями. Считалось, что университет не может быть таковым и присуждать степень, если он не получил право на свою деятельность от папы или императора. Университетская степень в таком случае признавалась во всех христианских странах. Магистры получали право преподавать в любых университетах. Впервые это право было предоставлено папой Григорием IX университету Тулузы в 1233 г. Впоследствии такой порядок стал служить юридически образцом для университетов Европы. С XI в. в Болонье начинает формироваться принципиально новое учебное заведение на основе школ глоссаторов (от слова «глосса» — комментарий на полях). Глоссаторы занимались критикой и толкованием римского права, которое благодаря их усилиям утвердилось как универсальное. Кроме того, действовал и болонский центр по составлению свода законов, образующих основу для изучения церковного права. В 1158 г. согласно указу императора Фридриха Барбароссы болонским объединениям юристов придается статус studio generale, т. е. школы, носящей всеобщий характер. Это был первый европейский университет. Впоследствии в ряде городов Европы объединяются различные школы и превращаются в крупные учебные центры, которые стали называться университетами. Так возник Парижский университет (1200), объединивший богословскую школу Сорбонны с медицинской и юридической школами. Подобным образом возникли университеты в Оксфорде (1168), Кембридже (1209), Падуе (1222), Тулузе (1229). Права каждого университета подтверждались уставами и привилегиями от папы, императора или королей. Это были особые документы, которые закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право на присуждение ученых степеней, на освобождение студентов от военной службы). Юридическое образование возникло с появлением университетов в Западной Европе в XI—XIIIвв. и регулировалось уставами этих университетов. С середины XIII в. в университетах стала вводиться система оплаты труда преподавателей при помощи церковных бенефициев (от лат. - благодеяние) или жалованья от светских властей. Сеть университетов в Европе расширялась довольно быстро, с начала XII по XV вв. был создан 81 университет, многие из них действуют и в настоящее время. Первые европейские университеты существенно отличались от современных. У них не было собственных зданий и библиотек. Занятия проходили в частных зданиях или католических соборах. Книги для обучения студенты брали на время, так как они были рукописными, а посему очень дорогими. Возраст обучающихся колебался в пределах от 14 до 20 лет. Многие студенты посещали университеты, чтобы сделать карьеру. Наиболее популярным было изучение права. Во второй половине XIII в. в университетах появились факультеты, которые присуждали ученые степени бакалавра, а затем — магистра, доктора или лиценциата (в переводе с латинского — допущенный, т. е. преподаватель, получивший право читать лекции, но еще не защитивший докторской диссертации). Магистр для получения лицензии на преподавание должен был сдать экзамен на знание наиболее важных текстов. В университете избирался ректор, который наделялся полномочиями его руководителя, как правило на один год. В основу обучения в средневековых университетах была положена система семи «свободных» искусств. На начальном этапе изучались грамматика, риторика и диалектика, так называемый «тривиум», впоследствии — арифметика, геометрия, астрономия и музыка (квадриум), а затем студент специализировался в гражданском или каноническом праве, философии, медицине или теологии. Основными формами занятий были лекции и диспуты. Обычно в университетах читались профессорами лекции по какому-либо тексту. Постепенно преподаватели стали включать в свои лекции не только комментарии к тем или иным текстам, но и вопросы, ответы на которые можно было найти путем логических умозаключений. С течением времени вопросы в значительной степени вытеснили комментарии. Чаще всего формой организации занятий были диспуты. В ходе так называемых ординарных диспутов одни студенты по заданию преподавателя готовили аргументацию «за», другие — «против». После обсуждения преподаватель подводил итоги, т. е. давал канонический ответ на обсуждаемый вопрос. Студент, который мог самостоятельно, а главное аргументированно ответить на тот или иной вопрос, после 4-5 лет обучения получал степень бакалавра. Многие студенты после этого завершали свое обучение, те, кто стремился к степени магистра и последующему преподаванию, продолжали обучение 2-3 года. С начала деятельности университетов христианская церковь стремилась удержать их под своим влиянием. Несмотря на это, по своей организации, программе и методам обучения уже первые университеты были альтернативой церковному образования, христианскому догматизму. Они противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную и духовную жизнь, формирование всесторонне развитой личности, а главное — опору на научное мировоззрение. Идея университета раскрывается в самом названии Universitas, что в переводе с латинского означает совокупность, т. е. сообщество обучающих и обучающихся, его всеобщность и открытость. Основная миссия университета состояла в приобщении молодого человека к совокупности имевшихся в то или иное время видов знаний. Однако его задача заключалась не только в сохранении и передаче существующих знаний, но и в развитии науки, исследовательской деятельности. Именно в университетах рождалось новое знание, создавались научные теории и формировались мировоззренческие ориентиры жизнедеятельности человека будущего. Создание университетов, приверженность разуму и рациональной аргументации, а также тот исследовательский дух, который был присущ их интеллектуальной жизни, заложили основу будущего европейского высшего образования. Третий этап— происходит формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений (Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Декарт, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер, Р. Оуэн, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, И. Кант, Г. Гегель, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, В.В. Зеньковский, В.В. Розанов и др.). В эпоху Возрождения пробуждается интерес к античным идеям о всестороннем развитии личности. Такие европейские мыслители, как Т. Мор, Т. Кампанелла, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень и другие, мечтая о создании нового общества, выдвинули немало прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и догматизм, выступали за гуманизм в отношениях между людьми, за освобождение личности от средневековых религиозных оков. В историю западноевропейской педагогики вошли имена таких мыслителей, как Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций, Г. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег и других. Они развивали гуманистические идеи образования и воспитания детей, призывали к гармоническому развитию физических и духовных задатков человека. Дж. Локк, автор книги «Некоторые мысли о воспитании», изложил в ней программу воспитания «джентльмена»: воспитать делового, практичного юношу с манерами аристократа, будущего предпринимателя. Согласно теории Дж. Локка все человеческие знания протекают из опыта. Как автор теории «естественного воспитания», Ж.-Ж. Руссо считал, что ориентиром в воспитании является Воспитание, даваемое природой. Он указывал, что главное, что влияет на воспитание человека, чему должен быть отдан приоритет - это природа, люди, вещи. Педагогическая мысль в России в рамках этого исторического периода пережила три самостоятельных подпериода: предшествующий монгольскому порабощению, с преобладанием византийского влияния; монгольского владычества; 3) преобладающего влияния южнорусской учености и господства схоластики (Соколов П. История педагогических систем. — Петроград, 1916. С. 48). Педагогическая мысль Древней Руси опиралась на воспитательные традиции, насчитывающие более двух тысяч лет. Воспитание детей проходило в соответствии с необходимостью наследования подрастающим поколением общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями, с целью подготовки к жизни и труду. Высшей социальной и нравственной ценностью при воспитании рядовых общинников у восточных славян считался труд. Сильными являлись родоплеменные традиции, зарождались традиции помощи («помочи»), в том числе в воспитании. Так, обычай восточных славян отдавать детей знати в другую семью до 7-8-летнего возраста назывался кумовство. Особый дом у восточных славян, где с 12-летнего возраста жили и совершенствовались в военном деле будущие дружинники назывался гридница. Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера (дата крещения Руси 988 г.), внесшая новые начала в русское воспитание. Первая «школа учения книжного» открылась в 988 г. в Киеве. Внутреннее устройство древнерусской школы первое время полностью соответствовало византийским образцам (первыми учителями на Руси были греки), а в дальнейшем в школе, кроме грамоты, преподавались разные учебные предметы, составляющие круг тогдашней византийской учености (История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И. Васильевой. 3-е изд., стереотипное. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. С. 68). Примером византийского влияния на Русь стали заимствованные правовые нормы, которые регулировали семейные отношения. На их основе был создан первый «кодекс семейного права», автором которого стал Ярослав Мудрый. В дальнейшем данные отношения регулировал «Домострой», содержащий сведения об идеалах, программе, формах воспитания и ставший вершиной русской педагогической мысли того времени. В числе учебных пособий того времени следует назвать, кроме псалтыря, переводные книги (с греческого, болгарского, сербского языков), патерики (собрания жизнеописаний святых), изборники или сборники литературно-научного и нравственно-поучительного характера, пчелы (сборники отрывочных научных сведений, поучений, афоризмов писателей и поэтов) и др. (История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И. Васильевой. 3-е изд., стереотипное. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. С. 71). Четвертый этап (ХVII вв.). Несмотря на смуту, семибоярщину, междуцарствие начала XVII в. в российском обществе сформировалась ориентация на образование, чему способствовали как развитие книгопечатания, так и активная деятельность братских школ Юго-Западной Руси (Львов, Брест, Луцк, Минск, Могилев) для различных слоев городского населения. С конца XVII в. во многих европейских странах формируется полноценная система образования, включающая университеты, специальные учебные заведения и учебные заведения общего образования, позволяющая в своей целостности решать задачи воспитания и образования подрастающих поколений. Пятый этап начинается с XVIII в. и длится вплоть до начала XX в., характеризуется развитием педагогики как самостоятельной научной дисциплины (появление в XVII в. труда чешского педагога Я.А. Коменского «Великая дидактика»). Статус педагогики как науки был закреплен в этот период Я. А. Коменским (1592-1670), которого называют «отцом педагогики». Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал свыше 260 педагогических произведений. В своих трудах «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках» чешский теоретик и практик педагогики развивал идею всеобщности обучения, призывал к обучению на родном, а не на латинском языке, как это было принято в то время. Коменский считал необходимым сообразовывать образование и воспитание детей с природой, сформулировал ряд принципов дидактики. Он считал, что образование только тогда имеет ценность, когда благотворно действует на нравственность обучающихся. Он первый попытался найти и привести в систему объективные закономерности обучения и воспитания, предложив демократизм, как фундаментальную идею педагогики. В основу педагогической системы Я.А. Коменского был положен принцип природосообразности. Он обосновал дидактические принципы и правила образования и воспитания. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является демократизм. В XIX в. было разработано несколько концепций возникновения воспитания: эволюционная (эволюционно-биологическая) теория французского этнографа Шарля Летурно (1831—1904). Основной смысл суждений Ш. Летурно: «человечество, как оно есть...есть результат слепого и бессвязного воспитания, которое дано было ему, с одной стороны, природой и, с другой стороны, социальным бытом»; социолого-психологическая американского профессора педагогики Пауля Монро (1869—1947). В отличие от Ш. Летурно, который инстинктивные действия животных отождествлял с воспитательной практикой первобытных людей, П. Монро считал, что решающее значение в воспитании принадлежит социальному окружению и заложенной в человеке от рождения способности к подражанию. Объединяет эту теорию с эволюционной теорией утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей1; социолого-трудовая немецких политологов, основателей марксистской философии Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895). Марксисты полагали, что человека создал труд и именно с момента использования человеком примитивного орудия возникла в первобытном обществе новая социальная функция — воспитание; духовно-культурологическая немецкого педагога Карла Шмидта (1819—1864). Согласно К. Шмидту, воспитание появилось, когда человек стал понимать необходимость знаний и умений. Именно в культуре, утверждал он, воплотилась идея духовности, и она выступает как ведущий и всеобъемлющий фактор развития воспитания как составной части прогресса человечества. Каждая из этих теорий по-своему объясняет возникновение воспитания, делая акценты на разных аспектах этого сложного социального явления и природе его возникновения. Однако не следует торопиться делать вывод о правильности той или другой, разумнее принять их в совокупности, так как в каждой из них есть доля истины. Воспитание возникло тогда, когда человек стал Homo sapiens — существом разумным (40 тыс. лет до н.э.). Большинство авторов единодушны в понимании воспитания как социального явления, присущего человеческому обществу, даже если оно и берет начало в глубинных истоках биологического происхождения человека (Ш. Летурно, П. Монро). Развитие педагогики и образования в XVIII в. в России можно классифицировать на три исторических периода: просветительная педагогика эпохи петровских реформ (1700—1740 гг.); просветительная педагогика ломоносовского периода (1741—1765 гг.), заложившая основы новой научной педагогики; просветительная педагогика последней трети века (1765—1790 гг.). (История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И. Васильевой. 3-е изд., стереотипное. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. С. 197). Именно на этом общеисторическом этапе развития педагогики как науки в России начинают появляться зачатки юридической педагогики высшей школы — с открытием в 1755 г. Московского государственного университета, одним из первых трех факультетов которого (наряду с медицинским и философским) стал юридический факультет. Из письма М.В. Ломоносова И.И. Шувалову об основании Московского университета (до 19 июля 1754 г.): «Профессоров в полном университете меньше двенадцати быть не может, в трех факультетах. В юридическом три. 1. Профессор всей юриспруденции вообще, который учить должен натуральные и народные права, также и узаконения Римской древней и новой империи. 2. Профессор юриспруденции российской, который кроме вышеописанных должен знать и преподавать внутренние государственные права. 3. Профессор политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прошедшие веки и как состоят в нынешнее время» (Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А. Соловков, Г.Н. Волков, С.Ф. Егоров, А.Н. Копылов. — М., 1985. С. 92—93). Этому предшествовали важные события. В ходе Петровских преобразований в первой четверти XVIII в. были сделаны значительные шаги вперед в развитии науки, создана светская школа. Ведущим центром новой школы и научных знаний стала открытая в 1723 г. Петербургская Академия наук. Для подготовки в России кадров ученых при Академии были учреждены университет и гимназия. Однако ни гимназия, ни академический университет с поставленной задачей не справлялись. В этих условиях М.В. Ломоносов и его единомышленники потратили много сил и энергии, чтобы удовлетворительно организовать работу учебных заведений при академии. Эта деятельность привела М.В. Ломоносова к идее о необходимости создания университета в Москве. И в 1755 году университет был создан. Указ об основании Московского университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной в Татьянин день 12(25) января 1755 г. и опубликован 24января (14 февраля). Церемония торжественного открытия состоялась 26 апреля (7 мая) 1755 г., тогда же начала работать гимназия при университете (до 1812 г.). Университет начал свою работу в центре Москвы на Красной площади в здании бывшей Главной аптеки, к концу XVIII в. университет переехал в новое, специально построенное здание за рекой Неглинной, неподалеку от Кремля. М.В. Ломоносов заложил демократические основы и традиции в развитии русской науки и педагогики. Он вел непримиримую борьбу с засильем бездарных иностранцев в русской науке: «Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться». Перу М.В. Ломоносова принадлежит целый ряд сочинений, посвященных вопросам преподавания языка и литературы, высшей школе, семейному воспитанию, вопросам организации учебного процесса. Им были созданы многие учебные пособия и учебники по русскому языку и литературе, физике, химии для гимназии и университета. Система образования в России к XIX в. включала следующие учебные заведения: главные и малые народные училища, частные пансионы и привилегированные корпусы для дворянства, институт благородных девиц в Петербурге, Московский университет, Академию наук и Славяно-греко-латинскую академию в Москве. Историю развития педагогики в России XIX в. можно разделить на четыре исторических подэтапа: александровская либеральная образовательная реформа 1802—1804 гг., николаевская контрреформа 1828 г., реформы 1863—1864 гг. и контрреформы 1870-1880 гг. Шестой этап — это, по сути, весь XX в. (начиная с революции 1917 г. и до 1990 гг.). Это период, как верно отмечает А.М. Столяренко, можно назвать периодом развития юридической педагогики как научной отрасли знания — начала научного решения отдельных педагогических проблем юридической деятельности, в частности, активным развитием исправительно-трудовой (пенитенциарной) педагогики и отчасти педагогики подготовки кадров, превентивной (профилактической) педагогики и методики преподавания права. Отличительной чертой его была повысившаяся научность исследований и публикаций, разработка научно обоснованных мер по совершенствованию правоохранительной практики (Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. — М.: ЭКМОС, 2000. С. 22). Много крупных педагогов внесли свой вклад в развитие педагогики: И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. С 1970-х гг. расширился круг научных разработок, включивших педагогические проблемы работы с кадрами, методики преподавания права в средней школе, превентивной педагогики и др. Началась подготовка дипломированных специалистов по педагогике, защита кандидатских и докторских диссертаций по педагогике сотрудниками, в частности, правоохранительных органов (Беляева Л.И. К истории отечественной юридической педагогики / Юридическая педагогика в МВД. — М., 1997). В учебных заведениях появились учебные дисциплины, построенные на узко-специализированной научной основе: «Исправительно-трудовая педагогика», «Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел», «Педагогика высшей и средней специальной школы в правоохранительных органах», «Педагогическая культура и техника труда преподавателя» и др. Видную роль в этот период сыграли исследования и публикации, выполненные А.И. Алексеевым, М.А. Алемаскиным, А.С. Батышевым, И.П. Башкатовым, С.А. Беличевой, Л.И. Беляевой, А.В. Будановым, А.А. Волковым, В.Н. Герасимовым, И.В. Горлинским, В.П. Давыдовым, Г.П. Давыдовым, П.П. Давыдовым, С.И. Денисенко, Ф.М. Зезюлиным, А.И. Зубковым, Н.И. Киряшовым, Е.А. Козловской, И.Ф. Колонтаевской, В.Г. Колюховым, Н.С. Кравчуном, А.Д. Лазукиным, И.А. Латковой, В.М. Литвишковым, Н.А. Минжановым, В.М. Обуховым, В.Б. Первозванским, В.А. Пищелко, В.И. Постоевым, А.А. Рябовым, А.М. Столяренко, М.П. Стуровой, Н.А. Тюгаевой, А.А. Федотовым, Б.И. Хозиевым, В.И. Хальзовым, И.В. Шмаровым и др. (Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. — М.: ЭКМОС, 2000. С. 22). Седьмой этап начался в 1990-х гг. и характеризуется резким расширением исследования круга проблем юридической деятельности, построением в связи с повышением в России спроса на юридическую профессию целостной системы юридико-педагогических знаний, возникновением многочисленных негосударственных (коммерческих) высших учебных заведений со своей частной методологией юридической педагогики, появлением первых систематических трудов по юридической педагогике, резким ростом изданий по юридической педагогике и защищаемым по ее проблемам диссертациям. Говоря о динамике развития педагогической мысли от народной до научной педагогики, следует учитывать, что деление на этапы весьма условно. В принципе все эти формы педагогической мысли продолжают развиваться и в настоящее время3.
|