Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просвещение как основное идейно-художественное движение XVIII в. Немецкий театр эпохи Просвещения.






Историко-культурный контекст развития немецкого драматического театра. Основные исторические события и ключевые личности немецкой истории этого времени.

Характерные черты немецкого Просвещения. Его запоздалый и вторичный относительно опыта Англии и Франции характер. Религиозный плюрализм Германии и принципы «естественной религии»: толерантность и пантеизм. Склонность немецкого Просвещения к отвлеченным теоретическим проблемам искусства (Винкельман, Гете, Гердер, Гегель). Разработка им вопросов эстетики (Гегель, Кант), философии истории, философии языка (Гумбольдт).

Философская основа немецкого Просвещения: Г.-В. Лейбниц, И.-Г. Якоби, И.-Г. Гаман, И. Кант, И.-Г. Гердер, И.-В. Гете.

Периодизация немецкого Просвещения: Раннее Просвещение. Публицистический период (Первая треть XVIII в.); Зрелое Просвещение. (Середина XVIII в.); Позднее Просвещение (1780-ые – 90-ые гг.). Их характеристика. Круг проблем, авторы и программные произведения.

Театральная жизнь Германии эпохи Просвещения. Создание национального немецкого театра – главная задача художественной культуры Германии эпохи Просвещения. И.-Э. Шлегель «Мысли о восприятии датского театра» (1747) первая постановка проблемы создания национального театра Германии.

Деятельность труппы К. Нейбер и ее сотрудничество с драматургом и реформатором театра Готшедом в Лейпциге как первый опыт организации национального театра. Ведущие актеры труппы К. Нейбер: Г-Г Кох, Й-Ф. Шёнеман.

Концепция национального театра И.-Г.-Э. Лессинга и его «Гамбургская драматургия». Формирование «реалистической» школы актерской игры. Ведущие актеры «Гамбургской школы»: К.-Э. Аккерман, К. Экгоф, Ф.-Л. Шрёдер. Утверждение Ф.-Л. Шрёдером эстетических принципов «штюрмерства» на гамбургской сцене. Пропаганда им шекспировской драматургии.

Организация публичных театров в конце XVIII в.: в Вене (Национальный театр, 1776), Готе (1775), Гамбурге (1776), Мангейме (1777), Берлине (1786), Веймаре (1791).

Мангеймский национальный театр и его место в немецкой культуре. А- В. Иффланд как его ключевая фигура. Буржуазная драма (А.-В. Иффланд, А. Коцебу) как основа репертуара театра. Формирование «Мангеймской школы» актерской игры.

Особое место Веймарского театра в культурной жизни Европы. Его мировое значение. Роль Гете в организации театральной жизни Веймарского двора и открытии театра. Изложение требований к актерам в «Правилах для актеров» (1803). Нормативность требований Гете. Организация первого профессионального театрального училища. Разработка методических и образовательных программ для него. Каролина Ягеман как наиболее успешная актриса Веймарской «идиллической» школы.

Драматургия И.-В. Гете и Ф. фон Шиллера - вершинные явления немецкого Просвещения. Драма М.-Ф. Клингера «Буря и натиск » как программное произведение движения «Буря и натиск» («Sturm und Drang»). Драматургия Гёте в контексте движения «штюрмеров»): «Гец фон Берлихинген с железной рукой» (1773) – первый опыт исторической национальной немецкой драмы. Эволюция мировоззрения Гете. Его отказ от эстетики «штюрмерства».

Творчество И.-Г. Гёте в контексте «Веймарского классицизма». Теоретическое обоснование им «неоклассцизма» («Литературные санкюлоты» (1795), «Об эпической и драматической поэзии» (1797)).

Отражение театральной жизни Германии XVIII столетия на страницах романа «Годы странствий Вильгельма Мейстера». Эволюция представлений Гете о театре: от попытки модернизации поэтики Аристотеля (принцип «безостановочного действия» как кредо заглавного героя «Театрального призвания Вильгельма Мейстера», позже «Годы учения…») досоздания драм-характеров(«Ифигения», «Эгмонт», «Тассо»; отказ Вильгельма Мейстера от театра в последней части дилогии о нем).

Представление о трагическом в произведениях 1780-ых гг. Драмы характеров в трагедии «Торкватто Тассо». Политическая трагедия «Эгмонт» (1775-1788) – наиболее полная реализация мировоззрения Гёте в драматургии.

«Фауст» как вершинное произведение Гете. Фаустовский сюжет, его интерпретации в догетевской культурной. Эволюционирование замысла произведения в течение жизни драматурга. Жанровое своеобразие произведения. Специфика композиции «Фауста». Система образов произведения: Фауст, Мефистофель, Гретхен, Елена Прекрасная, Эвфорион и др. Их прообразы и прототипы, символические смыслы. Наиболее известные переводы «Фауста» на русский язык: Н.А. Холодковский, Б.Л. Пастернак и др. «Фаустовский сюжет» и его интерпретации после Гете.

Творчество Ф. фон Шиллера в контексте просветительских традиций предромантических тенденций XVIII столетия. Специфика становления личности Ф. Шиллера. Философия И. Канта как основа эстетической программы Ф. Шиллера. Программное значение работы «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795-1796) для становления эстетической позиции драматурга. Работы Шиллера о театре: «О трагическом в искусстве» (1792), «О грации и достоинстве» (1793), «О возвышенном» (1795). Апологетика искусства древнегреческой трагедии («Царь Эдип» Софокла) и подражание ей («Мессинская невеста», 1803).

Эволюция взглядов Шиллера на публику от признания ее главным явлением театральной жизни («…моя наука, мой повелитель, мой поверенный») до декларирования войны как единственного способы общения с ней.

Манифестационный характердрамы «Разбойники» (1782). Пьеса «Заговор Фиеско в Генуе» (1783) – первый опыт исторической драмы в творчестве Шиллера. Непреходящая актуальность темы превращения благродного человека в тирана в пьесмах «Дон Карлос» (1787), драматической трилогии о Валленштайне (1796-1799)).

«Коварство и Любовь» (1784) – вершинное произведение Шиллера-драматурга. Актуальные политические аллюзии пьесы. Специфика жанра произведения: трагедийный пафос мещанской драмы. Система образов пьесы. Проблема определения главного героя произведения. Место произведения в истории немецкого театра и мировой художественной культуры.

«Мария Стюарт» – опыт аналитической драмы. Невозможность сочетания понятий о чести с властью как итог трагических событий и актуальный лейтмотив творчества Шиллера.

Значение театра немецкого Просвещения для мирового художественного процесса.

Основная литература:

1. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

2. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб., 2011.

Литература:

1. Берковский Н.Я. Театр Шиллера // Берковский Н.Я. Статьи о литературе. – М.; Л., 1962.

2. Гвоздев А.А. От акробатизма к трагическому искусству (Жизненный путь Ф.Шредера) // Гвоздев А.А. Из истории театра и драмы. – Пг., 1923.

3. Гете И.-В. Правила для актеров // Гете И.-В. Собр. соч.: Т. 10. – М., 1980.

4. История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение. XVII в. – СПб., 2011.

5. Лессинг Г.-Э. Избр. рроизведения. – М., 1953.

6. Полякова Н. Шредер. – М., 1987.

7. Фридлендер Г.М. Лессинг. – Л., 1956.

8. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

9. Чечельницкая Г. Шиллер. – Л., 1969.

10. Шиллер Ф. О трагическом искусстве // Шиллер Ф. Собр. Соч.: В 7 т. Т.6. – М., 1957.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.