Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тенденции отечественной режиссуры в контексте мировых культурных процессов рубежа ХХ - XXI вв.






 

Резкое усиление роли режиссёра на рубеже XX–XXI веков. Спектакли Л. Е. Хейфеца, П. Н. Фоменко, М. А. Захарова, А. Гончарова. Театр М. Захарова в Московском театре им. Лен. Комсомола. Рождение театра А. Васильева. Начало режиссерской деятельности Л. А. Додина и формирование принципов его театра. Опыт создания " театра-дома" в МДТ.

Тенденция к синтезу сценических традиций и индивидуальные режиссерские концепции в театре начала XXI века. Судьбы русского психологического театра (режиссура П. Фоменко, А.Кузина). Театр « Мастерская Петра Фоменко». МДТ Льва Додина. Студия Театрального искусства Сергея Женовача. Центр имени Мейерхольда и спектакли Виктора Рыжакова. «Мастерская Григория Козлова», Традиции психологического театра и новаторство.

Режиссура, театр и проза. Анатолий Васильев – Владимир Мирзоев – Эймунтас Някрошюс – Андрей Жолдак–Клим – атмосферность, импрессионизм. Утонченный стиль, реинкарнация чеховского театра.

Причины художественного кризиса и поиски путей выхода из него в постсоветский период. Изменение роли и места театра в жизни в постсоветское время. Обозначившийся проблемно-тематический кризис в сфере драматургии. Исчерпанность арсенала «возвращенной» и публицистически заостренной драматургии.

Активное взаимодействие с опытом отечественного и мирового театра. Обзор основных тенденций современного театрального искусства на фоне опытов театра Е. Гротовского, А. Мнушкиной, Кристиана Люпы, Томаса Остермайера, Кристофера Марталера, Эймунтаса Някрошюса.

Театральный постмодернизм. Полное или частичное высвобождение творческой мысли режиссера от подчинения авторской идее и концепции, частичный или тотальный демонтаж текста, смысла, идеи драматурга, «новый способ использования знаков, <...> де-иерархизация театральных выразительных средств» (термин постдраматический театр немецкого театроведа Х.-Т. Лемана). Приоритет пластических форм театра перед вербальными. Общие черты: программный антиидеологизм, деконструкция, самодовлеющая театральность, «смерть автора», интертексты (цитирование), конфликт с литературным первоисточником (пьесой), антидраматургия или драматургия, «подмятая» режиссурой, жертвенность классики. Разрыв с новой драмой. Небольшие импровизированные площадки. Студия, школа, подвал, компания, мансарда, открытая площадка, заброшенное место. Степень индифферентности, безразличия в оценках. Ирония. Verbatim как техника создания театрального спектакля, предполагающая отказ от литературной пьесы. Интервью как материал для документального спектакля.

Основная литература:

Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. 351 с. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Smeliansky/obstoyat/

Дополнительная литература:

1. Режиссерский театр: От Б до Ю: Разговоры под занавес века / Ред.-сост. А. М. Смелянский, О. В. Егошина, ред. З. П. Удальцова. М.: Московский Художественный театр, 1999. Вып. 1. https://teatr-lib.ru/Library/Dir_th/dir_th1/

2. Богданова П. Лев Додин: Театр Человека // Современная драматургия. 2014. № 1. Янв. – март. С. 202-210 https://teatr-lib.ru/Library/Modern_drama/2014_1/#_Toc381294327






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.