Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние конфликта на социальное окружение






Конфликт иногда оказывает значительное воздействие на мик­ро- и макросоциальную среду. Чем интенсивнее связи оппонентов с окружением, тем это влияние ощутимее. Влияние конфликта на группу, где он происходит, зависит также от участников, отстаи­ваемых интересов, интенсивности противоборства.

К о н с т р у к т и в н ы е ф у н к ц и и:

Конфликт выступает как средство активизации социальной жиз­ни группы или общества. Он поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источни­ком нововведений и развития. Выявлено, что в инновационных конфликтах именно новатор выступает его инициатором и часто добивается изменений. Одной из форм осуществления инновации является конфликт.

Конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы. С помощью конфликта руководитель или группа регули­рует поведение отдельных лиц. Конфликт может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведе­ния. Конфликт часто улучшает эффективность совместной дея­тельности коллектива. Межличностные конфликты в организаци­ях влияют на эффективность совместной деятельности почти в 3 ра­за чаще положительно, чем отрицательно.

Конфликт зондирует общественное мнение, коллективные на­строения, социальные установки. Обнажая противоречие, конфликт актуализирует гуманистические ценности.

Поскольку основой возникновения конфликта служит отрицание предшествующих отношений между сторонами, то конфликт может способствовать созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются члены коллектива. Известно, что конфликт может выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей.

В научных коллективах конфликты, обусловленные предмет­но-познавательной деятельностью их членов, создают интеляектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследовательского поведения, что способствует поиску продуктивных путей решения проблем.

Конфликт оптимизирует межличностные отношения, может приятно влиять на взаимоотношения в коллективе. Обычно повышается трудовая дисциплина, руководители более чутко реагируют на нужды подчиненных, снимается напряженность в отношениях, устанавливается более доброжелательная обстановка, происходит почти в каждом втором конфликте. Д е с т р у к т и в н ы е ф у н к ц и и:

Конфликт неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе, организации.

Конфликт может отрицательно повлиять на взаимоотношения в коллективе, на его социально-психологический климат.

Исследования показывают, что в результате деструктивного разрешения конфликтов ухудшаются взаимоотношения в 19—30% случаев.

Частые конфликты ослабляют ценностно-ориентационное единство группы, ведут к снижению групповой сплоченности.

Во время конфликта почти в каждой третьей ситуации ухудшается качество совместной деятельности коллектива. После за­вершения конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15—16% ситуаций в случаях, когда:

конфликт не разрешился и постепенно затухает;

своих целей добился оппонент, который был не прав;

конфликт оказался длительным, и победа правого оппонента оказалась «пирровой»;

в конфликт оказались втянутыми многие члены социальной группы.

Влияние конфликта на его участников и социальное окруже­ние имеет двойственный, противоречивый характер. Это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии различения конструктив­ных и деструктивных конфликтов, и часто очень трудно дать обоб­щенную оценку результатов конфликта. Кроме того, степень кон­структивности конфликта может меняться по мере его развития. Также необходимо учитывать, для кого он конструктивен, а для кого— деструктивен.

 

 

Лекция 7. Структура конфликта (2 часа)

1. Структура конфликта.

2.Конфликтная ситуация.

3.Стороны конфликта.

4.Влияние толерантности на позиции в конфликте.

5.Реальный и идеальный объекты конфликта.

6.Возникновение конфликтной ситуации и инцидент.

7.Влияние толерантности на образ конфликтной ситуации.

8.Факторы, влияющие на искажение образа конфликтной ситуации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.