Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.1. Понятие психики.






Существуют различные точки зрения на такой сложный и многогранный феномен как «психи­ка» или «душа». Большинство из них относится или к идеалистическому, или к материалистическому толкованию. В отечественной психологической науке при изучении психических явлений исходят с позиций диалектического материализма.

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения вытекает ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики:

1. Психика - это свойство только живой материи. Причем высокоорганизованной живой материи. Не всякая живая материя обладает этим свойством, а только та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

2. Главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Это значит: высокоор­ганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического - субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

3. Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что определяет возможность длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Проблема возникновения психики рассматривается в двух аспектах:

1. На каком уровне развития материи могла возникнуть психика?

2. В какой первоначальной форме проявляется психическое, или, что считать критерием психического?

1. Уровень развития материи. Существует несколько точек зрения:

a) Панпсихизм: психикой обладает все.

b) Антропопсихизм: психика есть только у человека.

c) Биопсихизм: психикой обладает вся живая материя.

d) Фитопсихизм: психика есть у растений и у всего живого.

e) Нейропсихизм: психика есть у тех, кто имеет нервную систему.

f) Анималпсихизм: все животные обладают психикой.

Критерии психики у растений: электрические явления в росте и способность двигаться.

Типы движений растений:

1. Тропизм - движение растения, которое обращено в сторону действия на него фактора (движение листа к свету).

2. Настия - движение растения не совпадает с действием на него фактора.

a) Термонастия - движение органов растений, обусловленное изменением температуры окружающей среды (тюльпан раскрывается в тепле).

b) Сейсмонастия - движение органов растений в ответ на прикосновение или сотрясение (от ударов, вибрации мимоза складывает лист).

c) Хемонастия - движение органа растения в ответ на действие химического раздражителя (росянка реагирует на белковую природу).

2. Проблема критерия психического:

a) Леонтьев: критерием психики является ощущение воздействия, не имеющего для существа биологического значения. Такие ощущения - сигналы, сообщающие о появлении важного биологического объекта.

b) Платонов: эмоция, переживание нужды организма в чем-либо; где есть внешнее выражение эмоции, там есть и психика. Психикой обладают все животные.

c) Гальперин: в процессе эволюции способность ощущать возникает одновременно со способностью переживать воспринятое. Эмоционально окрашенные ощущения нужны для того, чтобы сигнализировать животному о положительном или отрицательном воздействии.

d) Симонов: поддерживал точку зрения Гальперина; он ввел понятие эмоционального тона ощущений.

e) Бернштейн, Вилюнас: способность организма целенаправленно действовать в ситуации с учетом конкретных обстоятельств (обойти забор).

f) Поздние бихевиористы: только организм, способный получать и использовать опыт, рассматривается как организм, обладающий психикой (способность учиться).

Необходимо использовать каждую точку зрения, так как все они по-разному раскрывают стороны одного процесса - психического отражения. Проблему критерия психики необходимо рассматривать в эволюции.

Существует большое количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств.

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой материи. Это свойство - раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются у растений - «тропизм» - вынужденное движение.

Живые организмы данного уровня реагируют на непосредственные воздействия: механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Живые организмы данного уровня реагируют на биологически значимые для них факторы, причем их реагирование по своему характеру реактивно - живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые имеют более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования - чувствительность. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. Появление чувствительности у животных (по А. И. Леонтьеву) - объективный биологический признак возникновения психики.

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать на биологически значимые факторы среды и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды. Однако в этом случае характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его лап или форму и т. д. В дальнейшем в процессе развития органической материи у живых существ формируется одно из главных свойств психики - способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высокоразвитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов: биологически значимых и биологически нейтральных.

Появление у определенного класса животных чувствительности или способности к ощущениям, может рассматриваться как зарождение психики и как появление нового типа приспособления к внеш­ней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появ­лении особых процессов, связывающих животное со средой, - процессов поведения.

Поведение - это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Самое сложное поведение у человека, который обладает способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание - высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

С практической точки зрения сознание - непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Человека отличает от животных не сама психическая деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека сознания.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я - концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. «Я - концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение, исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поведение человека не всегда соответствует условиям среды. Адекватность поведения человека определяется степенью его критичности.

В упрощенном виде критичность - это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Благодаря критичности у человека формируются идеалы, и создается представление о морально-нравственных ценностях. Способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение отличает человека от животного. Критичность - механизм контроля за своим поведением. Наличие сложного механизма формирования и оперирования психическими образами определяет наличие у человека способности к сознательной деятельности, проявлением которой является труд.

Для того чтобы осознать важность данного умозаключения, попробуем его отрицать, сказав, что определенные животные совершают полезные действия. Например, собака - охраняет, лошадь - перевозит дрова, а некоторые животные выступают в цирке, демонстрируя действия, которые на первый взгляд кажутся разумными. Однако все это так только на первый взгляд. Для того чтобы совершать столь сложные действия, животному нужен человек. Без участия человека, без его инициирующего начала животное не в состоянии совершить действия, похожие на осознанное поведение. Деятельность человека и поведение животного различаются степенью самостоятельности. Благодаря сознанию человек действует осознанно и самостоятельно.

Основные уровни развития психи­ки живых организмов:

1. Раздражимость.

2. Чувствительность (ощущения).

3. Поведение высших животных (внешне обусловленное поведение).

4. Сознание человека (самодетерминированное поведение).

Каждый уровень развития психи­киимеет свои стадии развития.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен особенностями социального развития и генетической предрасположенностью.

Существует еще один вопрос в исследовании психических явлений, который мы должны осветить в данном разделе. В чем состоят функции психики? Кажется, что ответ на данный вопрос очень прост. Но это один из самых сложных вопросов среди изучаемых современной психологией. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то, как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека.

Видимо, для того чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Но сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Можно определить функции психики только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения выделяют три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.