Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.2. Основные исторические этапы развития представлений о предмете психологии как науки.






Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. Известный психолог конца XIX-начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о пси­хологии очень кратко и точно - у психологии огромная предыстория и очень короткая история. История психологии - период в изучении психики, ко­торый ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными на­уками и появлением собственных экспериментальных методов. Это произошло во второй половине XIX в., но истоки психологии теряются в глубине веков.

Житейские психологические сведения, полученные из общественного и лич­ного опыта, образуют донаучные психологические знания, обусловленные необ­ходимостью понимать другого человека в процессе совместного труда, совмест­ной жизни, правильно реагировать на его действия и поступки. Эти знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей. Они могут быть правильными, но в целом они лишены систематичности, глубины, доказательно­сти. Стремление человека разобраться в самом себе привело к образованию одной из первых наук - философии. Именно в рамках этой науки рассматривался вопрос о природе души. Один из центральных вопросов любого философского направления связан с проблемой происхождения человека и его духовности: что первично: душа, дух - идеальное или тело, материя. Второй вопрос философии - это вопрос о том, можно ли познать окружающую человека реальность и самого человека.

В зависимости от того, как философы отвечали на эти вопросы, их можно отнести к определенным философским школам и направлениям.

Основные направления в философии:

1. Идеалистическое направление. Философы-идеалисты полагали, что идеальное первично, а ма­терия вторична. Сначала был дух, а потом материя.

2. Материалистическое направление. Философы-материалисты считали, что первична материя, а идеальное вторично.

Первые психологические воззрения были связаны с религиозными представлениями людей. Эту точку зрения отражает позиция философов-идеалистов, но уже в те древние времена существова­ло представление о том, что психические явления каким-то образом связаны с телом человека.

Изучение и объяснение души является первым этапом в становлении психологии. Предста­вители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первич­ное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Они видели в психи­ческой деятельности проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все материальные вещи и процессы толковали как ощущения и представления людей или как некоторое загадочное проявление «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи». Идеа­лизм зародился, когда люди, практически не имея никаких представлений о строении и функциях тела, думали, что психические явления - это деятельность особого, сверхъестественного существа: души и духа, который все­ляется в человека в момент рождения и покидает его в момент сна и смерти.

Первоначально душа представлялась в виде особого тонкого тела или суще­ства, живущего в разных органах. С развитием религиозных взглядов душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная ду­ховная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, по­кидая человека. На этой основе и возникли различные идеалистические системы философии, утверждавшие, что идеи, дух, сознание являются первичными, нача­лом всего существующего, а природа, материя - вторичными, производными от духа, идей, сознания. Яркими представителями данного направления являются философы школы Пифагора с острова Самос. Пифагорейская школа проповедовала учение о вечном круговороте душ, о том, что душа прикреплена к телу в порядке наказания. Эта школа представляла собой религиозно-мистический союз. Согласно воззрениям пифагорейцев, миро­здание имеет арифметически-геометрическую структуру. Во всем существующем - от движения небесных тел до грамматики - царит гар­мония, имеющая числовое выражение. Душе тоже присуща гармония - гармония противоположностей тела.

Аристотель в своих трудах («Этика», «Риторика», «Метафизика», «История животных») постарался дать объяснение многим психическим явлениям: он попытался объяснить механизмы пове­дения человека стремлением реализовать внутреннюю активность, сопряженную с чувством удов­летворения или неудовлетворения. Также Аристотель внес большой вклад в развитие пред­ставлений о памяти и мышлении человека.

Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воз­зрений тем, что с этой точки зрения психика - вторичное, производное от мате­рии явление. Герак­лит (530 - 470 гг. до н. э. ) говорил о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению, все вещи суть модификации огня. Все существующее непрерывно изменяется. В микрокосмосе организма повторяется общий ритм превращений огня в масшта­бах всего космоса, а огненное начало в организме и есть душа - психея. Душа (по Гераклиту) рождается путем испарения из влаги и, возвращаясь во влаж­ное состояние, гибнет. Однако между состоянием «влажности» и «огненности» есть множество переходов.

С идеей огня как основой существующего мира можно встретиться и в работах другого известного древнегреческого мыслителя Демокрита (460 - 370 гг. до н. э. ), который разработал атомистическую модель мира. Душа (по Демокриту) - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, лег­ких и очень подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и механическими причинами. Ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воз­духа или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Материализм Демокрита носил наивный механистический характер.

Более сложные понятия о душе описывались в воззрениях Аристотеля (384 - 322 гг. до н. э. ). Его трактат «О душе» - первое специально пси­хологическое сочинение, которое в течение длительного времени оставалось главным руководством по психологии, а сам Аристотель считается ос­нователем психологии. Он отрицал взгляд на душу как на вещество, считал не возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа (по Аристотелю) - это целесо­образно работающая органическая система. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию - «энтелехия», «...душа, - писал он, - необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающе­го в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела». Познакомившись с изречением Аристотеля, невольно хочется спросить о том, какой смысл вложен в понятие «энтелехия». На что Аристотель дает следующий ответ: «Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение». Душа - сущность живого тела. Главная сущность души (по Аристотелю) - реализация биологического существования организма.

Впоследствии понятие «душа» сузилось до отражения идеальных, «метафизических» и этических проблем существования чело­века. Основы такого понимания души были заложены в Древней Индии. Наиболее ярко этические аспекты души впер­вые были раскрыты учеником Сократа (470 - 399 гг. до н. э. ) - Платоном (427 - 347 гг. до н. э. ). В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятель­ную субстанцию. Душа существует наряду с телом и независимо от него (по Платону). Душа - начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в слож­ных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призва­на управлять телом, но иногда тело, раздираемое различными желаниями и страстями, берет верх над душою. В этих взглядах Платона ярко выражен его иде­ализм. Из своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выво­ды. Душа - самое высокое, что есть в человеке, поэтому он должен заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: либо она будет блуждать вблизи земли, отягощенная земными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.

Ю. Б. Гиппенрейтер в своей книге «Введение в общую психологию» пишет, что в какой-то степени Платон прав. Этот мир действительно существует! Это мир духовной человеческой культуры, зафиксированный в ее материальных носителях: в языке, в научных и литературных текстах. Это мир абстрактных понятий, в которых отражены общие свойства и сущности вещей. Это мир человеческих ценностей и идеалов, это мир человеческой морали. Идеалистические воззрения Сократа и Платона раскрыли другую сторону человеческой психики - морально - этическую. Идеалистические учения Сократа и Платона также важны для современной психологической науки, чемвзгляды материалистов. Особенно отчетливо это наблюдается в последние десятилетия, когда духовные аспекты жизни человека стали интенсивно обсуждаться в психологии в связи с такими понятиями: зрелость личности, здоровье лич­ности, рост личности и другие.

Следующий крупный этап развития психологии связан с именем французско­го философа Рене Декарта (1569 - 1650). Декарт считается родоначальником рационалистической философии. Согласно его представлениям, знания должны строиться на непосредственно оче­видных данных, на непосредственной интуиции. Из нее они должны выводиться методом логического рассуждения. Данная позиция известна в научном мире как «картезианская философия» или «картезианская интуиция». Декарт считал, что человек с детства впитывает в себя многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи, поэтому для того, чтобы найти истину, сначала надо все под­вергнуть сомнению, в том числе и достоверность информации, получаемой орга­нами чувств. Сомнение - верный признак того, что человек мыслит. Мышление (по Декарту) - все то, что происходит в человеке, все то, что человек воспринимает непосредственно само собою. В этих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в. - постулат о том, что первое, что обнаруживает человек в самом себе, - это его сознание.

В своих трудах Декарт доказывал, что работа внутренних органов и поведение организма - его взаимодействие с другими внешними телами - не нуждается в душе. Взаимодействие организма с внеш­ней средой осуществляется посредством нервной машины, состоящей из мозга как центра и нервных «трубок». Внешние предметы действуют на периферические окончания расположенных внутри «нервных» трубок, нервных «нитей», Нервные «трубки», натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по ка­налам которых «животные духи» устремляются в соответствующие мышцы, кото­рые в результате «надуваются». Декарт считал, что причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними фак­торами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения, поэтому в сво­ем учении он резко противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две независимые друг от друга субстанции - материя и дух.В истории психологии такое учение называется дуализм (лат. - двойственный). С точки зрения дуалистов, психическое не является функ­цией мозга, его продуктом, а существует само по себе, вне мозга, никак не завися от него. На почве дуалистических учений в психологии XIX в. получила широкое распространение идеалистическая теория психофизи­ческого параллелизма, утверждающая, что психическое и физическое существу­ют параллельно: независимо друг от друга, но совместно. Основными представителями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Вине и У. Джемс.

С этого времени возникает новое представление о предмете психологии. Сознание - способность думать, чувствовать, желать. Психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания. Философы по-разному трактовали со­знательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результа­том субъективных ощущений, но всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь - это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного для объективного научного анализа и для причинного объяснения. Такое понимание получило широкое распространение, а подход стал известен под названием интро­спективной трактовки сознания.

На протяжении длительного времени метод интроспекции был единственным методом психологии. Он основан на двух утверждениях, развиваемых представителями интроспективной психологии: во-первых, процес­сы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения и, во-вторых, процессы со­знания способны открываться (репрезентироваться) субъекту. Из этих утвержде­ний следует, что процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим.

Идеологом метода интроспекции был философ Дж. Локк (1632 - 1704), кото­рый развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Дж. Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность ума человека. На объекты внешнего мира человек на­правляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство - рефлексия. Рефлексия (по Дж. Локку) - наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность. Деятельность ума (по Дж. Локку) - мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание, желание.

Рефлексия (по Дж. Локку) - особое направление внимания на деятельность собственной души, при этом зрелость субъекта. У де­тей рефлексии нет. Психические процессы протекают на двух уровнях. К процессам первого уровня относятся (по Дж. Локку) восприятие, мысли, желания и т. д., а к процессам второго уровня - наблюдение, или созерца­ние» этих мыслей и образов восприятия.

Другим важным выводом Дж. Локка является то, что, поскольку процессысознания открываются только самому субъекту, ученый может проводить психологические исследования только над самим собой. При этом способность к интроспекции не приходит сама по себе. Для того чтобы овладеть этим методом, надо долго упражняться.

Дж. Локк, находясь на материалистических позициях, придерживается двух принципов английского материализма XVI - ХVII вв., который возник и развивался под влиянием достижений в механике и физике. Первый - это принцип сенсуализма, чувственного опыта как един­ственного источника познания. Второй - это принцип автоматизма, согласно которому задача научного познания психических, как и всех природных явлений, заключается в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы и объяс­нить их, опираясь на связи между этими элементами.

Данная точка зрения получила название сенсуалистического материализма. Несмотря на некоторую ограниченность суждений, для своего времени эта пози­ция была прогрессивна, а лежащие в ее основе принципы оказали огром­ное влияние на развитие психологической науки.

Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться еще одно течение - ассоциативное направление. Истоком этого учения являлся сенсуалистический материализм. Дж. Локк больше внима­ния уделял первому принципу, а представители ассоциативного направления строили свои умозаключения на основе второго принципа. Возникновение и ста­новление ассоциативной психологии было связано с именами Д. Юма и Д. Гартли.

Английский врач Д. Гартли (1705 - 1757), противопоставляя себя материалис­там, тем не менее, заложил основы материалистической ассоциа­тивной теории. Причина психических явлений (по Д. Гартли) в вибрации, которая воз­никает в мозге и нервах. Нервная система (по Д. Гартли) - это система, подчинен­ная физическим законам. Соответственно и продукты ее деятельности включались в строго причинный ряд, ничем не отличающийся от такого же во внешнем, физи­ческом мире. Этот причинный ряд охватывает поведение всего организма - и вос­приятие вибраций во внешней среде (эфире), и вибрации нервов и мозгового вещества, и вибрации мышц. Разработанное им учение о вибрациях получило своедальнейшее развитие в работах Д. Юма и послужило основой развития ассоциа­тивной психологии.

Давид Юм (1711 - 1776) в качестве основополагающего принципа вводит ассоциацию. Ассоциация (по Д. Юму) - некое притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи. Все сложные образования сознания, включая сознание своего «я», объекты внешнего мира являются «пучками представлений», объединенных между собой внешними связями - ассоциациями. Юм скептически относился к рефлексии Локка. В своей книге «Исследование о человеческом познании» он пишет, что когда мы вглядываемся в себя, то никаких впечатлений ни о субстанции, ни о причинности, ни о других понятиях, будто бы выводимых, как писал Локк, из рефлексии, не получаем. Единственное, что мы замечаем, это ком­плексы перцепций, сменяющих друг друга. Поэтому единственным способом, с по­мощью которого можно получить информацию о психическом, является опыт. Опыт (по Д. Юму) - впечатления (ощущения, эмоции и т. д.) и «идеи» - копии впечатлений. Труды Юма предопределили возникновение экспериментальных методов психологии.

К середине XIX в. ассоциативная психология была господствующим направлением. В рамках данного направления в конце XIX в. стал широко использоваться метод интроспекции. Увлечение интроспекцией было повальным. Более того, проводились грандиозные эксперименты по проверке метода интроспекции. Этому способствовало убеждение в том, что интроспекция как метод психологии имеет целый ряд преимуществ. Счита­лось, что в сознании непосредственно отражается причинно-следственная связь психических явлений. Поэтому если вы хотите узнать, почему подняли руку, то причину этого надо искать в своем сознании. Кроме этого считалось, что интроспекция, в отличие от наших органов чувств, которые искажают информацию, получаемую при изучении внешних объектов, поставляет психологические факты, так сказать, в чистом виде. Однако со временем широкое распространение метода интроспекции привело психологию к кризису. С позиции интроспективной психологии психическое отождествляется с сознанием. В результате такого понимания сознание замыкалось в самом себе, а, следовательно, наблюдался отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта. Поскольку утверждалось, что психолог может изучать самого себя, то выявленные в процессе такого изучения психологические знания не находили своего практи­ческого применения, поэтому на практике интерес общественности к психологии упал. Психологией интересовались только профессиональные психологи.

Период господства интроспективной психологиине прошел бесследно для развития психологической науки в целом. В это время возник ряд теорий, оказавших влияние на последующее развитие психологической мысли. Среди них:

1. Теория элементов сознания, основоположниками которой являлись В. Вундт и Э. Титченер.

2. Психология актов сознания, развитие которой связано с именем Ф. Брентано.

3. Теория потока сознания, созданная У. Джемсом.

4. Теория феноменальных полей К. Левина.

5. Описательная психология В. Дильтея.

Общим для всех этих теорий является то, что на место реального человека, активно взаимодействующего с окружающим миром, ставится сознание, в котором как бы растворяется действительное человеческое существо.

Высока роль интроспективной психологии в становлении и развитии экспериментальных методов психологического исследования. В рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Интроспективная психология предопределила появление других перспективных направлений в развитии психологии. Во втором десятилетии XX в. возникло новое на­правление психологии, представители которого объявили и новый предмет пси­хологической науки - поведение - совокупность извне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. Это направление получило название бихевиоризм (англ. - поведение) и явилось третьим этапом в развитии представлений о предмете пси­хологии.

Интроспекция - самонаблюдение. В современ­ной психологии существует метод использования данных самонаблюдения. Меж­ду этими понятиями есть ряд различий: во-первых, по тому, что и как наблюдается, и, во-вторых, по тому, как полученные данные используются в научных целях. Позиция представителей интроспективной психологии заключается в том, что наблюдение направлено на деятельность своего ума, и рефлексия является единственным способом получения научных знаний. Данный подход обусловлен своеобразной точкой зрения интроспекционистов на сознание. Они считали, что сознание имеет двойственную природу и может быть направлено на внешние объекты и на процессы самого сознания.

Позиция современной психологии на использование данных самонаблюдения заключается в том, что самонаблюдение рассматривается как моноспекция, как метод постижения фактов сознания, а факты сознания выступают в качестве «сырого материала», для дальнейшего понимания психических яв­лений. Термин «моноспекция» говорит о том, что сознание - это единый процесс. Интроспекция как самонаблюдение за своим внутренним состоянием су­ществует, но при этом она неотделима от экстраспекции - наблюдения за внеш­ними объектами и поведением людей. Самонаблюдение - один из методов современной психологической науки, который позволяет получить сведения, являющиеся основанием для последующего психологического анализа.

Становление отечественной психологии происходило под влиянием француз­ских просветителей и материалистов XVIII в. Это влияние заметно в работах Я. П. Козельского и психологической концепции А. Н. Радищева. Говоря о научных работах Радищева, необходимо подчеркнуть, что в своих трудах он установил ведущую роль речи для всего психического развития человека.

Одной из ярких работ того времени явилась работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. Сеченов был физиологом, чьи труды создали естественнонаучную основу для современной психологии. Сеченов-психолог выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного познания психологии - психические процессы и оказал влияние на становление в России экспериментальной психологии. Наибольшее значение его научной деятельности заключается в том, что она оказала влияние на исследования В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.

Труды Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сфор­мированы многие психологические концепции и направления, в том числе бихевиоризм.

Позже экспериментальные исследования были продолжены такими учеными: А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов.

А. Ф. Лазурский занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. Он известен своими экспериментальными рабо­тами: метод естественного эксперимента.

Н. Н. Ланге - один из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии.

Одновременно с экспериментальной психологией в России в конце XIX - на­чале XX в. развивались и другие научные психологические направления: общая психология, зоопсихология, психология ребенка. Психологические знания стали использоваться в клинике С. С. Корсаковым, И. Р. Тархановым, В. М. Бехтеревым. Психология стала проникать в педагогический процесс. Широкую известность получили работы П. Ф. Лесгафта, посвящен­ные типологии детей.

Заметную роль в истории отечественной дореволюционной психологии сыграл Г. И. Челпанов - основатель первого и старейшего в России Психологического института.

Другое научное направление связано с именем Л. С. Выготского, создателя культурно-исторической теории развития психики человека. К этому направлению относились ученые, работавшие в МГУ. Сферу их научных инте­ресов составляли вопросы общей и педагогической психологии.

Третью школу создал С. Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. С. Л. Рубинштейн принадлежит написал первый в России фундаментальный психологический труд «Основы общей психологии».

В это же известны всему миру такие психологи: Б. М. Теплов и А. А. Смирнов. А. А. Смирнов известен своими трудами в психологии памяти, а Б. М. Теплов заложил научные основы изучения темперамента и психологии творческой деятельности.

В поздние годы сформировались основные современные психологические школы: школы Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета и Московского государственного университета. Создание первой школы связано с именем Б. Г. Ананьева, который сформулировал принципы изучения человека, определил с этих позиций основные направления развития психологии и создал факультет психологии ЛГУ, из которого вышла плеяда известных ученых.

Аналогичную организаторскую роль при создании факультета психологии в МГУ сыграл А. Н. Леонтьев - автор психологической теории деятельности. Заслугой Леонтьева явилась разработка многих проблем в области восприя­тия, памяти, сознания, личности и развития психики.

А. В. Запорожец совместно с Д. Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов Запорожца - организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР - входили вопросы возрастного развития и воспитания детей. Д. Б. Эльконин - автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.

Значителен вклад в развитие педагогической психологии П. Я. Гальперина, создателя теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий.

Мировую известность получили работы психофизиолога Е. Н. Соколова, который совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и другие.

Отечественная психология изначально развивалась как материалистическая, поэтому в ней получили широкое распространение экспериментальные методы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.