Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия и вненаучное знание






Вненаучное знание можно разделить:

на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;

отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм (позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.)

Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.

В науке различают:

эмпирический уровень исследования – направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;

теоретический уровень исследования – сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.

Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.



Идеалы науки – это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

 

Связь науки и философии, ее эволюция и влияние на судьбы
человечества.
Ф. является одной из форм общественного сознания, определяется, в конечном счете, экономическими отношениями общества. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если “осн. вопрос” в ней прямо и не формулируется. Термин “Ф.” впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон.

Ф. возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производительной практики и накопления научных знаний происходил процесс “отпочкования” отдельных наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально-обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в Ф. на первый план, т.к. то или иное его решение лежит в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация Ф. на два противоположных направления – на материализм и идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм.

Борьба материализма и идеализма проходит основной нитью через всю историю Ф., составляет одну из основных ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием общества, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов. Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой Ф. различных сторон в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко различных разделов. К ним относятся: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, психология, социология и история Ф. В тоже время в силу недостаточности конкретных знаний Ф. пыталась заменять недостающие связи и закономерности мира вымышленными, превращаясь тем самым в особую, стоящую над всеми другими науками, “науку наук”. Однако по мере роста и дифференциации знаний исчезли всякие основания для существования Ф. как “науки наук”.

Могущество научного знания в его обобщенности, всеобщности, необходимости и объективной истинности. В отличие от искусства, которое отражает мир при помощи художественных образов, Н. постигает его в понятиях, средствами логического мышления. В противоположность религии, дающей извращенное, фанатическое изображение действительности, Н. строит свои заключения, опираясь на факты. Сила Н. в ее обобщениях, в том, что за случайным, хаотичным она находит и исследует объективные законы, без знания которых невозможна осознанная, целенаправленная практическая деятельность. Н. призвана не только объяснять существующее, но на основе знания объективных законов развития предвидеть будущее. Прогресс Н. заключается в том, что она переходит от раскрытия относительно простых причинно-следственных отношений и существенных связей к формулированию более глубоких и фундаментальных законов бытия и мышления. Н. тесно связана с философским мировоззрением, которое вооружает ее знанием наиболее общих законов развития объективного мира, теорией познания, методом исследования. Современной формой философии, способствующей правильному обобщению данных Н. и служащей методологической базой научного исследования, является диалектический материализм. Возникнув из потребностей общественно-производительной практики и непрерывно испытывая стимулирующее влияние последней, Н. сама, в свою очередь, сильно воздействует на ход развития общества.

 

• Философия не может быть наукой всех наук, т.е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество — в философии или науке, какова их действительная взаимосвязь, породил множество позиций и интерпретаций этой проблемы. Каково же соотношение науки и философии?
Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, обучению, законодательству и пр. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия, ограничиваются отдельными частями мира. Философию же интересует мир в целом, она устремлена к целостному постижению универсума. Она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего, ищет ответ на вопрос: " Что есть сущее, поскольку оно есть". В этом смысле справедливо определение философии как науки " о первона
чалах и первопричинах".
Частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т.е. вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывает особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, система Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого.
Мир в глазах философа — не просто статичный пласт реальности, но живое динамичное целое. Потому-то основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру). Принимая во внимание научные данные и опираясь на них, она идет дальше, рассматривая вопрос о сущностном смысле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия. Представители науки обычно не задаются вопросом, как возникла их дисциплина, в чем ее собственная специфика и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, ученый вступает в сферу истории и философии науки. Философия же всегда стремилась выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Предельные и пограничные вопросы, которыми отдельная познавательная область либо начинается, либо заканчивается, — излюбленная тема философских размышлений.
Наука занимает приоритетное место как сфера деятельности, направленная на выработку и систематизацию строгих и
объективных знаний о действительности.
Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ее законов.
Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. К ее основным, исторически сложившимся разделам относятся: онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика, а также антропология, социальная философия, история философии, философия религии, методология, философия науки, философия техники и пр. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением места человека в мире, смысла его существования, судеб современной цивилизации.

Наука явл. одной из форм постижения бытия, но выраж. собой лишь огранич., по сравнению с ф., знание, т.к. не касается бытия в целом. Наука - лишь одно из средств упорядочивания мира с позиции «опредмечивания сущего». Науки описывают локальные картины мира по сравнению с общефилософским представлением его в целом. В науке в качестве высшей выступает познават. ценность, в ф. установка на обязательное достижение истины отступает на второй план. В ф. более важной выступает цель личной удостоверенности в проблеме. Наука всегда направлена на предмет. Ф. на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя соотношение ф. и науки с течением времени менялось.

Начальный этап: ф. — единств. наука, включ. всю совокупность знаний. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от ф. (нач. в XV-ХVI вв., предел - ХVII-ХVIII вв.) Конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретич. обобщения делала ф. ХIХ в.: наука частично перенимает у ф. теоретич. обобщение своих результатов. Научное фил. мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения фил. материализма. Ф. и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс ф. Ф. и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения. Ф. выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках. Сегодня необходим свободный обмен мыслями, мнениями как условие нормального развития фил. мысли. Научная ф. обязана стоять на точке зрения непредвзятого исследования. Особое значение приобретают исследования всемирно-исторических противоречий - человек и природа, природа и общество, общество и личность, решение собственно чел., гуманитар. проблем в связи с проблемами судеб цивилизации, с разрешением целого комплекса глобальных проблем.

История науки
В истории науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности:

- первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), которая изучала преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Человек стремился построить модели таких изменений, с тем чтобы предвидеть результаты своих практических действий. Люди изучали вещи, их свойства и отношения, которые выявлялись самой практикой. Они фиксировались в познании в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как специфическими предметами, замещающими объекты реального мира. Эта деятельность мышления формировалась на основе практики и представляла собой идеализированную схему практических преобразований материальных предметов. Используя такого типа знания, можно было предвидеть результаты преобразования предметов, характерные для различных практических ситуаций, связанных с объединением предметов в некоторую совокупность;

- вторая стадия — наука в собственном смысле слова. На данном этапе наука начинает строить фундамент новой системы знания как бы " сверху" по отношению к реальной практике и лишь после этого, путем проверки уже созданных из идеальных объектов конструкций, сопоставляет их с предметными отношениями практики. При таком методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания (языка) и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний.
Благодаря новому методу построения знаний наука получила возможность изучать не только те предметные связи, которые могут встретиться в сложившейся практике, но и проанализировать изменения объектов, которые в принципе могла бы освоить развивающаяся цивилизация.

С развитием письменности, в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний.
Наука в современном понимании начала складываться с XVI—XVII веков. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).
В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

 

ЭВОЛЮЦИЯ НАУКИ
Наука, - набор знаний, обучение, мышление и общение, - эволюционировала, поднимаясь по четырем ступеням : подсознание, религия, философия и естествознание.
Подсознательная стадия науки - присуща животному миру и древнейшему человеку. Ее информация - минимальная совокупность рефлекторных образов, ее терминология - набор жестов, мимики и краткий словарь нечленораздельных, возможно, периодических звуков (Ко-ко-ко! Гав! Мяу! Вау! Хай!..й! Ох! Ау! Эх! Ха-ха-ха!..) Подсознательное мышление отчасти унаследовал и современный человек, в особенности, принадлежащий к ранним возрастным группам, или нижним классам, или экваториальным этническим типам.

 

Религиозная, историческая стадия науки имеет ощутимый объем знаний и более разнообразную и труднопроизносимую терминологию (" Дух, Черт, Милость, Ангел, Аминь"). Религиозная наука достигает максимально популярной формы изложения, приблизительно стократно разбавляя информацию поэтическими повторами, импровизациями, художественными, архитектурными и ритуальными психотропными проводниками. Она унаследовала от предшествующей ступени науки некоторые элементы языка жестов.
Гуманитарно-философская стадия науки имеет больший объем и сложность изложения с приблизительно десятикратно разбавленной информацией. Ее терминология (" Любовь, Жизнь, Разум, Качество..") является основой наиболее развитых языков девятнадцатого и, отчасти, двадцатого века.
Наконец, современная стадия, естествознани е, имеет наибольший информационный объем, практически не разбавленный " водой". Терминология естествознания располагается на трех восходящих ступенях: пограничная с гуманитарной биологическая (" организм, жизнедеятельность, размножение, темперамент"), инженерно-корпускулярная, и, наконец, высшая, дифференциально-волновая.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.