Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет философии науки. По лекции - предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний






По лекции - предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс. Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями.

Под предметом понимают то, что изучает та или иная наука. В отношении Философии науки выделяют два подхода:

· философия науки как направление философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки;

· философия науки как дисциплина возникла в ответ на социальную потребность осмыслить социокультурные функции науки.

Как дисциплина философия науки испытывает на себе влияние со стороны:

· общего социокультурного фона эпохи;

· гносеологических, методологических исследований (гносеология – теория познания; методология – методы познания);

· моделей и концепций разработанных в рамках философии науки как направления философии.



Сама наука оказывает существенное влияние на общество, мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития: и в мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей. Вся наука устремлена в будущее. И хотя утверждается, что наука многоаспектна и многогранна, она прежде всего представляет собой производство знаний. Без знания наука не существует, именно производство знаний делает науку наукой. Поэтому философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга, и как взаимодействуют? При этом, анализируя закономерности развития научного знания, философия науки обязана учитывать историческую изменчивость науки. Ведь в процессе ее развития происходит не только накопление нового знания и корректировка ранее сложившихся представлений о мире, в этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда; т.е. новая эпоха предполагает новые идеалы научности. Также от эпохи к эпохе изменяются функции науки в жизни общества. Сегодня выделяют три основные социокультурные функции науки:

· еще с XVII века – наука как мировоззрение (с этих пор ценность образования, основанного на усвоении научных знаний, стала восприниматься как нечто само собой разумеющееся);

· со второй половины XIX века – технологическая функция (с этих пор наука становится производительной силой общества);

· в XX веке – функция рационализации человеческого поведения и деятельности (наука начинает все активнее применяться в различных сферах управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений. С этих пор наука превращается в социальную силу).

Сегодня философия науки уже преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех исследования для всех наук и во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов науки, но и глубинных методологических установок, характеризующих научную рациональность. Современная философия науки показала, что сама научная рациональность исторически развивается и что доминирующие установки научного сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре.

Философия науки не стремится нас чему-то учить, она не формулирует специально никаких конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предписывает. Ученому философия науки позволяет посмотреть на свою область знаний со стороны, осознать закономерности ее развития, осмыслить ее в контексте науки как целого, и таким образом, расширить кругозор.

 

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

– является ли философия наукой;

– взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

соотношение философии и вненаучного знания.

Научного характера философии нельзя отрицать, она – наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наукконкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного – выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

– на первоначальные позиции ученого;

– его отношение к миру и познанию;

– на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.