Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Школы православных братств






Систематическое увеличение школ при православных братствах началось с осознанием того, что польское правительство, руководимое иезуитами, стремится поработить русскую церковь и полонизировать русских народ с одной стороны и что, с другой стороны, на его веру и национальность покушаются и протестанты[12]. Появляются православные братские школы в Минске, а также Виленская, Брестская, Могилевская, Луцкая школы. Наиболее важной и одной из первейших православных школ становится школа при Львовском братстве.

Украинские школы во Львове существовали задолго до образования братской школы. В грамоте антиохийского патриарха Иоакима от 15 января 1586 г. впервые появляется упоминание о намерении львоцев создать свою школу[13]. Предположительно, Львовская школа появляется в 1585 - 1586 г., однако, точная дата остается неизвестной[14]. В 1590 году все права Львовской школы были подтверждены на Брестском поместном церковном соборе, а также было принято решение об организации подобных заведений и в других местах[15]. По её образцу открылись братские школы в Перемышле, Рогатине, Замостье, Киеве, Виннице, Каменце-Подольском, Кременце, Луцке и др.

В основе учебно-воспитательной деятельности Львовской братской школы, как и в других школах этого типа, лежал устав. На этом документе основывалась вся ее организационная структура, образовательная и воспитательная модель. Устав существовал в двух редакциях: «Правила поведения для учителей и учеников и программа обучения новооснованной братской школы» 1587 г. и «Порядок школьный» 1592 г.[16]. Последняя состоит из четырех частей: преамбулы, правил для учителей и учеников и основных направлений программы обучения в школе. Наиболее серьезные требования устав предъявлял к учителю как образцу учащимся во всем, будь то учение или повседневный быт.

Основная часть устава содержала в себе правила поведения учеников, их обязанности, с которыми учащиеся знакомились еще при поступлении и должны были неукоснительно соблюдать. Уроки начинались с чтения молитвы, переклички и проверки знаний по изученному ранее материалу. Каждый учащийся занимал то место, которое для него определял учитель в соответствии с успехами и имеющимися знаниями. Субботы являлись днями проверки всего изученного материала за наделю. Немаловажное место в Львовской школе отводилось религиозному воспитанию. Воскресные утра начинались с наставлений о значимости того или иного праздника и литургий. Краткое содержание учебной программы содержалось в четвертой части устава. Обучение начиналось с чтения, изучение церковного языка. Постепенно ученики усваивали тривиум наук и переходили к квадривиуму.

Одним из важнейших предметов в братской школе была грамматика, т.н. в Средневековье «царица наук». Она учила языку «буквальному» и языку «тропов», что давало учащимся необходимые знания и навыки для распознавания в различных произведениях скрытого аллегорического смысла[18][17]. В конце XVI века была определена необходимость создания славянской грамматики, чем и занялись ученики и учителя братской школы.

Первостепенное значение имело изучение языков. Изначально Львовская школа называлась «двуязычной», так как она учила двум языкам – греческому и славянскому. При этом важнейшим в плане сохранения культурной и религиозной самобытности славян считался греческий язык. В 90-е годы XVI века Львовская школа стала «трехъязычным лицеем», так как в учебную программу была введена латынь. Несмотря на исключение из

преподавания греческого языка, с середины XVII в. школа оставалась «Lycaum trilingue», так как в школе начали преподавать польский язык[18]. Также значительное место в школьной программе занимало изучение поэзии и стихосложения.

Все положения устава были построены на высоких принципах христианской религии, что отличало его от правил иезуитских школ того времени. Устав Львовской школы послужил образцом для других братских школ Украины, Белоруссии и Литвы. Возникновение этих школ сыграло немаловажную роль в формировании национальной культуры славянских государств. Несмотря на то, что они давали лишь начальное образование, обучение детей на фундаменте воззрений гуманизма способствовало сохранению и усилению национальной культуры в тяжелых социально-политических условиях XVII века.

Обучение в школе было трехуровневым. Первый уровень предполагал начальное образование – изучение и сложение слов. В начальную школу принимались дети без всякой подготовки. Основу начального обучения в школе составляло изучение азбуки, после чего читали Часослов и Псалтирь. По окончании первой ступени школьной программы ученик должен был уметь читать и писать. Второй уровень обучения давал среднее образование, где ученики еще и выучивали читаемый материал, третий уровень предполагал элементы высшего и требовал от учащихся умения рассуждать и анализировать. Ученики высшего уровня не только обучались в братской школе, но и одновременно были учителями-репетиторами («педагогами»)[19].

В средних и высших классах преподавались светские и духовные науки. К светским относились грамматика, поэтика, риторика, история, диалектика, логика и другие части философии, арифметика, геометрия, география, музыка. Среди духовных были церковный устав (церковное чтение и пение, пасхалия), Священное Писание и Предание (Библия, Евангелие, Послания апостолов, патристика), учение о добродетелях (краткое нравственное богословие), учение о праздниках (литургикон)[20].

Огромной заслугой школы Львовского братства стало то, что она являлась первым на Украине всесословным учебным заведением. Хотя основную часть учащихся в ней составляли мещанские дети, устав школы гласил, что так же, как и членом братства, учеником мог быть любой человек, независимо от своего социального положения. Провозглашенный братством принцип всесословности его школы был поистине революционным для того времени[21]. Братская школа стала очагом культурно-просветительской деятельности Львовского братства[22].

Одновременно, а по некоторым предположениям даже несколько раньше Львовской появляется школа в Вильне[23]. Некоторые исследователи относят появление Виленской школы к 1584 году[24], что совпадает с годом образования Виленского братства. В первую очередь доказательство этому содержится в «Синопсисе» - сочинении, посвященном историческому обозрению всех прав православной церкви и западнорусской в частности, а также Виленского братства, которое польско-литовском государстве было их представителем и защитником[25].

Ставропигиальной Виленская школа была признанана в 1594 году на Брестском соборе. В 1617 г. братство строит каменный дом для этой школы. Происходит ее реорганизация: она подразделяется на пять классов, что способствовало совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению уровня образования. Разделение учащихся на классы для проведения с ними групповых впервые было введено именно в Виленской школе[26].

Большая заслуга в возвышении Виленской братской школы принадлежит Иосифу Бобриковичу, который в 1662 г. становится ее ректором[27]. Главным начальником школы он остается до самой смерти, содействуя ее успехам на протяжении всей жизни. В это время Виленскую братскую школу съезжаются будущие ученики со всех Украины и Белоруссии. 18 марта 1633 года король Владислав IV утверждает привилей, который утверждает право Виленского братства строить свою церковь, содержать монастыри и общежития, иметь патронатство над другими монастырями, а также активно расширять дальнейшую просветительскую деятельность[28].

Виленская школа играет большую роль в распространении и развитии просвещения, науки и культуры среди православного населения.

Основание Могилевской братской школы связано с 1990 г.[29]. В 1597 г. Могилевское братство просило короля утвердить их «чин» (устав). Устав гласил: «В школе братской детей браться уписной и убогих сирот языка и письма Словенского, Русского, Латинского и Польского накладом братским дармо учити повинны водлуг застановленья нашего братского; также и людей в письме учоных, особ духовных и светских, для науки школьной, до проповеди слова Божого, до науки детей и до спеванья, в справе и в звыклости своей ховати маем»[30]. Просьба была удовлетворена. Могилевское братство и школа поддерживали связь с Виленским братством. В 1633 г. могилевчане добились привилея от Владислава IV.

Датой основания Брестской школы считается 28 января 1591 года[31]. Первоначально этой школе оказывал содействие Ипатий Потей. Однако, став униатским епископом, он преследовал учителей школы, которые, не выдержав притеснений, уходили в другие места (например, Лаврентий Зизаний перешел в Виленскую школу в 1595 г.). В 1597 г. Потей передал школу униатам[32]. Свое существование она завершила до того, как успела оказать какое-то существенное влияние на усиление просвещения.

В Минске было два церковных братства и две школы, сменившие одна другую. Первая Минская братская школа была открыта в 1592 г. при «шпитальном» (больничном) братстве. О судьбе этой школы почти ничего не известно. Вторая школа в Минске была открыта в 1613 г. Петропавловским братством[33]. В это время о первой Минской школе уже не упоминалось. Известно, что вторая Минская школа была тесно связана с Виленской, откуда, видимо, поступали в школу учебники, приходили учителя и православные монахи, оказывавшие помощь в работе школы.

Кроме Вильны, Могилева, Бреста и Минска православные братские школы существовали и в других городах Белоруссии и Литвы. Например, в 1663 г. была открыта братская школа в Полоцке. Были основаны братские школы в Пинске, Вельске, Шклове, Ельне Кронях (Ковенский повет).

Среди братских школ Белоруссии наибольшей известностью пользовались в XVII—XVIII вв. Могилевская и Полоцкая[34]. Так, в Полоцкой в 30—40-х гг. XVII в. получил первоначальное образование известный выдающийся представитель белорусской и русской общественно-политической мысли педагог и писатель Симеон Полоцкий, который также был учителем братской городской школы в Полоцке в 1656—1664 гг.

Помимо братских школ в Белоруссии существовали и другие православные школ: приходские, монастырские, частные, школы домашнего обучения. Все они в той или иной степени были связаны с братскими школами. Однако, братские школы были наиболее демократическими учебными заведениями своего времени.

Школы православных братств сыграли значительную роль в развитии российского высшего образования. В частности, Киевская братская школа стала предтечей созданной в 1632 году Киевско-Могилянской коллегии, имеющей с 1701 года статус Академии. Это учебное заведение высшего типа возглавлялось митрополитом Петром Могилой и представителями Братства[35]. Киевско-Могилянская коллегия стала крупнейшим культурно-образовательным центром Юго-Западной и Южной Руси уже в XVII-XVIII вв. С середины XVII века ее ученики выступают в Москве как учителя. В 1649 г. из Киевской Лавры были выписаны ученые монахи «для обучения русских свободным наукам» в школе при Андреевском монастыре. Воспитанники коллегии (Епифаний Славинецкий,, Арсений Сатановский, Феофан Прокопович, Симеон Полоцкий) сыграли важную роль в становлении славяно-греко-латинского образования и организации школьного дела в России [36]. Во 2-ой половине XVII века Братские школы пришли в упадок, а в конце XVII века большинство и вовсе прекратило свое существование. При этом эти школы в дальнейшем постепенно в их развитии и на почве всей России послужили основой научного просвещения и всего русского народа[37].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.