Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1.Общая характеристика братских школ






Прежде, чем рассмотреть основные братские школы, а также их роль в становлении и развитии просвещения в славянских государствах, следует дать им общую характеристику.

Братские школы – это национальные учебные заведения в славянских государствах XVI-XVIII вв. Они организовывались в России и в некоторых других славянских странах XVI - XVII вв. и основывались религиозно-национальными братствами. Деятельность братских школ была тесно связана с борьбой украинского и белорусского народов против католического и шляхетского гнета и за сохранение национального самосознания[8].

Изначально на западнорусских землях существовали начальные школы. Среди них школы дьяковские, школы при храмах и монастырях. В славянских государствах, на Украине и в Белоруссии, братские школы появляются во второй половине XVI века с организацией православных братств. Это время бурного развития протестантских и католических школ на западнорусских землях. Открытие братских школ стало эффективной мерой пресечения православным обществом распространения так называемого инославия. Первые из таких школ появляются в 80-х годах XVI века при Львовском Успенском и Виленском Троицком братствах. Они сыграли ведущую роль в братской образовательной системе до появления в 1632 г. Киевско-Могилянской коллегии. Помимо этих братств, братские школы были созданы в Могилеве, Бресте, при Рогатинском, Городокском, Перемышльском, Комарнинском, Бельском, Люблинском, Каменец-Подольском и Галичском братствах в 90-е годы XVI века[9]. Непосредственное влияние на их формирование оказывало Львовское братство, нередко высылающее в качестве поддержки своих учителей, отправляющее различную учебную литературу[10].

Дальнейшее развитие братских школ в славянских государствах приходится на XVII век. Их число в этот период значительно увеличивается. В 1609 г. возникает школа при Львовском Богоявленском братстве. В 1613 г. открывается школа второго Минского Петропавловского братства. Братская школа возникает и в Киеве в 1615 году, а в 1619-20 гг. – в Луцке. Помимо этих школ, в нач. XVII в. возникли братские школы в Замостье, Холме, Виннице, Немирове, Пинске, а также начальные школы при сельских братствах. Братские школы тесно поддерживали друг друга, нередки были случаи обмена учителями. Временные ученики и учителя, не имеющие постоянного места ведения преподавательской и учебной деятельности, стали типичным для братских школ того времени явлением.

Середина XVII века стала началом кризиса братского образования. Важнейшим центром духовного просвещения все еще оставалась киевская братская школа, которая в XVII веке стала частью России, однако в конце XVII – начале XVIII века многие братства под влиянием католичества были закрыты. Существование многих братств, среди которых братства в Бресте, Бельске, Вильно, Минске, Заблудове, Пинске, Слуцке, Мозыре и др. городах, продолжилось вплоть до конца XIX века, однако школы при этих братствах оказались закрыты, либо преподавание в них сводилось до начального обучения грамоте.

Первые братские школы также назывались греко-славянскими. Большое внимание в них уделялось церковнославянскому языку, в некоторых школах – греческому. Церковнославянский язык изучался по букварям Ивана Фёдорова и Лаврентия Зизания. Начальное и среднее образование, которое давалось в братских школах, носило светский характер, что вызывало критику со стороны части западнорусского православного общества. Вскоре после появления школ при братсвах в них началось преподавание латыни как языка судебного, производственного, делового, образовательного и научного в Речи Посполитой, а также польского языка и литературного западнорусского.

Образцом для устройства братских школ послужили иезуитские коллегии и протестантские гимназии. В них преподавались как грамматика, риторика, диалектика, так и астрономия, музыка, арифметика, геометрия. Это так называемые тривиум и квадривиум предметов. В наиболее крупных школах изучалась философия, а киевское училище давало знания в области богословия и медицины.

Образцовым для братских школ стал Устав, в котором была зафиксирована организация учебного процесса Львовской братской школы. В уставах нашли отражения первичные представления об «общей дидактике», организации процесса обучения, о способах преподавания, методах, формах, принципах обучения[11]. Обучение в братских школах было шестидневным. Урочный материал заучивался наизусть, аудиторы выбирались из класса, они же проверяли выполнение домашнего задания. Письменные упражнения, имевшие место в учебном процессе этих школ, практиковались в классном и домашнем режиме. В старших классах проверка знаний осуществлялась в форме субботних дискуссий, а в киевской школе эти дискуссии проходили публично и на латыни. Кроме того, ученики старших классов осуществляли помощь учителю. Существовала система поощрений и наказаний, причем последние могли носить телесный характер. Так, лучшие воспитанники могли сидеть на более высоких местах в аудитории, а телесные наказания применялись в младших классах. В XVII веке в братских школах появляется деление на классы – всего их было семь. В низших - фаре (подготовительном), инфиме, грамматике и синтаксиме преподавались церковнославянский, латинский, греческий, польский языки и «проста мова». В высших классах поэтики, риторики и философии обучение велось только на латыни. Особое внимание уделялось преподаванию красноречия и поэтики. На праздники и годовщины ученики составляли торжественные речи, причем часто в стихах. В братских школах при Львове, Луцке, Киеве осуществлялись театральные постановки. С этой целью издавались драматические диалоги и декламации. Как правило, это были оригинальные произведения или переработки греческих авторов.

Православному воспитанию в братских школах уделялось отдельное внимание. С целью воспитания нравственности с учениками по субботам проводились обязательные моральные беседы, а по воскресениям ученики собирались для посещения литургии.

Плата за обучение в братских школах была невысокой и зачастую определялась уровнем дохода родителей. Для детей из бедных семей существовали общежития. Семья, согласно уставу Львовского братства, принимала непосредственное участие в контроле над учебным процессом. Так, каждый ученик в присутствии отца и свидетелей должен был отчитываться перед учителем за полученные знания. Процесс самого обучения проходил под надзором уполномоченных из братств.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.