Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пятый год жизни






Общая характеристика речи

Главное направление развития речи на пятом году жизни — это освоение внеситуативного общения, связной контекстной речи. Этот процесс начинается у некоторых детей уже на четвертом году жизни, но особое значение он приобретает в среднем дошкольном возрасте.

Если на четвертом году жизни основным источником ре­че­вой деятельности являлась игра и повседневное об­ще­ние на те­мы из личного опыта, то теперь на первый план вы­сту­­па­ет обу­че­ние связной речи и рассказыванию, орга­ни­з­уе­мое на специальных занятиях (как коллективных, так и инди­ви­ду­аль­ных).

Считалось, что обучение связной речи и рассказыванию следует начинать с пересказа и описательного рассказа. Однако наблюдения и опытное обучение показывают, что детей боль­ше привлекает повествование, причем повествование-им­про­визация, которое сродни творческому рассказыванию. Вну­три этой деятельности происходит освоение грамматического строя. Расширение сферы общения, обращение к внеситуативному диалогическому общению и к монологу предъявляют новые требования к языковым средствам, побуждают их развитие, абстрагирование от наглядно представленной ситуации и перенесение грамматического обобщения на новые области коммуникации.

Дальнейшее развитие получает формирование познава­тель­ной деятельности, освоение функций предметов, смысла различной человеческой деятельности, взаимодействия сил природы, что составляет предпосылки к освоению способов слово­обра­зо­вания.

На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь структуры слова и функции предмета (человека, объекта). Осваивается особый вид словообразования —на­зы­ва­ние (но­ми­­на­ция) предметов, при котором в структуре слова отражаются связи данного предмета с его функцией или с другими предметами. Например: выключатель — наиме­нование приспособления для выключе­ния электричества (обо­значена связь предмета и его фун­к­ции); сахарница — посуда для сахара (также связь предмета и его функции); учительни­ца — наименование профессии человека по его функции и т. д. Это проявляется в активном экспериментировании со словом. Про­ис­ходит взрыв словотворчества: узорчивая, угольчатая (сне­жин­­ка), книжной, книжечный, шубный, одежный (шкаф), Мишка-мишинист, жиравль, мама-поросиха, сынок-сло­нен­чик. Ярко проявляется «нащупыва­ние» формы: волчонки, вол­чу­няты; бел­чата, бельчонки, бельчо­ноч­ки. Аналогичные явления на­блю­­даются и в словоизменении: ищить? ищать? исать? (воп­рос в игре в прятки); сплим, сплям, сплюм; я вся такая пах­лая, я вся такая духлая, я красавлюсь (пример К. И. Чу­ков­с­кого).

Ребенок смело выходит за границы известного, хорошо освоенного, и это проявляется в большом количестве разнообразных ненормативных образований, инноваций. Процесс носит взрывной характер. На глазах меняется поведение ребенка. Он начинает играть словами, получая от этого удовольствие. Подмечая разнообразные формы, радуется, хитро улыбается, скандирует слова, растягивает их произношение. От обращенности к игрушке, предмету он переключается на слово, его звучание и значение.

Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать эту естественную, природную активность ребенка, его смелые эксперименты со словом. Надо понять психологическую разницу между грамматической ошибкой и игрой. Без собственной познавательной активности, активной ориентировочной деятельности, нащупывания формы, ее обыгрывания ребенок никогда не станет хозяином своего слова. Так определил ситуацию К. И. Чуковский, и нам остается только прислушаться к его авторитетному мнению.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.