Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Белоусов В. С.






Б 43 Нефтяная промышленность: Учебное пособие для переводчиков. - Архангельск: The FLT Ltd, 2000.-281с.: ил. ISBN 5-85879-039-9

В учебном пособии излагаются основы технологических процессов в нефтедобывающей промышленности, приводится описание оборудования, применяемого при проведении раз­личных операций.

Базовый учебный материал предлагается на русском языке, что облегчает его восприятие. Система упражнений каждого урока направлена на усвоение живой лексики, используемой непосредственно на нефтяных объектах, и введение ее в активный словарь. Упражнения по письменному переводу и аудированию текстов на прилагаемой кассете развивают навыки технического перевода.

Учебное пособие состоит из 12 уроков и раздела обоб­щающих упражнений. В приложении приводятся ключи к упражнениям, русско-английский глоссарий и англо-русский словарь.

Предназначается для переводчиков, студентов вузов и лиц, самостоятельно изучающих английский язык.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

 

Впервые я приехал в небольшой приполярный город Усинск в октябре 1992 года. Среди переводчиков часто обсуждались возможности найти пусть трудную, но интересную и хорошо оплачиваемую работу в Заполярье. Также привлекала романтика: дикие места, суровые климатические условия, опасности, связанные с работой на Крайнем Севере. Там, думал я, где американские и британские предприятия добывают нефть, можно найти настоящую работу, там можно испытать себя.

Найти гостиницу, а также месторасположение нефтяных компаний не составило большого труда. Устроиться на работу оказалось тоже просто. Для новых проектов предприятиям требовались переводчики. Достаточно было хорошо говорить по-английски и иметь желание работать, чтобы тебя приняли. В течение одного дня я смог найти три возможности трудоустройства и выбрать наиболее привлекательную работу для себя. Короткий диалог в офисе:

You fella even seen a drilling rig?

- No, I haven't

OK. No problem. I guess if you wanna work you'll be able to pick up pretty fast. A truck is going to the field in 20 minutes so you gotta collect your things and get ready, OK?

- OK.

Уже по пути на месторождение, в машине, прислушиваясь к разговору двух канадцев, сидевших рядом, я начал замечать некоторые странности в своем восприятии английской речи. Словарный запас моих попутчиков состоял в основном из слэнга, технических терминов и матерных выражений и, хотя у меня уже был достаточно большой опыт общения с иностранцами, в данной ситуации для понимания оставалось не так уж много - глаголы-связки и местоимения. " Как же я собираюсь работать? - в ужасе подумал я. - Может лучше сразу уехать домой? ". Пришлось сделать вид, что с глубоким вниманием созерцаю пейзаж за окном и вступать в разговор не намерен.

Через полтора часа мы были на месте. База на месторождении произвела на меня хорошее впечатление - по крайней мере там было тепло и имелось все необходимое для жизни, включая телефон и телевизор. Однако, времени для детального ознаком­ления не было - через 30 минут состоялся разговор с канадским начальником базы и супервайзером по бурению:

- OK Vlad, I want you to start working night shift at a drilling rig. The bus is leaving in 15 minutes. - Критически осмотрел мою одежду, ухмылкой отметив галстук и легкую куртку. - Is this all the gear you got? You know you gotta be outside for the whole night and it's 42 below now? Well...

Русский супервайзер коротко бросил: Да, попал ты, парень...

Это явно не добавило мне оптимизма, тем не менее, вскоре я уже сидел в вахтовке (так называют автобус для смены вахты) вместе с бригадой и направлялся на буровую.

Не лишним будет сказать несколько слов о людях, работающих в Заполярье. Новичок наверняка заметит разницу в общении и отношениях. Несмотря порой на внешнюю суровость, грубоватость и замкнутость, эти люди необыкновенно тонко чувствуют чужую боль и проблемы и никогда, ни при каких обстоятельствах, не откажут в помощи. Это я почувствовал уже в первую ночь на буровой, когда бурильщики делились со мной теплой одеждой; это я начал понимать более глубоко в процессе работы, во время чрезвычайных ситуаций: при выбросах газа из скважин, пожарах, авариях на дорогах и т.д. В тундре действует негласный закон - люди выживают вместе. Одиночки и индивидуалисты не приживаются в коллективе и долго не работают.

Моя первая экскурсия по буровой, которую провел канадский бурильщик, окончилась единственно пониманием того, что вокруг меня находилось оборудование и предназначено оно было для бурения скважин и добычи нефти.

Хотя перед поездкой в течение месяца я изучал доступные мне материалы по бурению, на месторождении обнаружилось, что все официальные термины, выученные мной, пригодны лишь для письменного перевода и совершенно не используются в устной речи. Оставалось одно - составлять словарь на месте. Первое задание от канадского мастера русской бригаде, которое мне требовалось перевести, звучало так:

Tell the guys to pick up the scraper on the catwalk and drop it in the tool room.

Из этого довольно легкого предложения понял я не так уж и много, поэтому сразу же пришлось задать несколько вопросов канадцу:

- What is a catwalk?

- Catwalk is a platform in front of the rig used for picking up and laying down pipes.

- And what is a scraper?

- Scraper is a tool used to clean pipe walls in the well of oil wax build­up.

И, хотя в то время я еще не понимал, почему парафин откладывается на стенках труб в скважине, зато уже мог что-то из услышанного мной объяснить бригаде. Я подошел к бурильщикам:

- Ребята, как называется вон та площадка, с которой берут трубы?

- Приемные мостки.

- А как называется инструмент для очистки стенок труб в скважине от парафина?

Скребок.

- Понятно. Мастер просил вас взять скребок с мостков и отнести в инструментальную.

Бригада пошла выполнять задание, а я записал первые два слова:

Scraper - скребок для очистки труб от парафина; Catwalk - приемные мостки.

В процессе работы любой переводчик рискует допустить серьезные ошибки, которые впоследствии могут привести к порче оборудования и даже несчастным случаям. Ошибки возникают в результате того, что переводчик либо ослышался, либо не знает этого слова и боится переспросить, чтобы не показаться малоквалифицированным. Также можно поддаться сходству незнакомого термина с уже известными словами и реалиями. В то же время ошибки при переводе часто вызывают комические ситуации. Некоторые забавные случаи мне хотелось бы рассказать. Однажды меня попросили стажировать новичка, который впервые приехал на станок капитального ремонта. Нужно было находиться рядом с ним, подсказывать в случаях возникновения трудностей с техническим переводом, а также поправлять его ошибки. Время для стажировки было удачным - бригада занималась обслуживанием станка и не предвиделось никаких ситуаций, связанных с переводом сложных технологических операций. Тем не менее, первый же разговор между канадским мастером и русским бурильщиком через переводчика привел к курьезу.

Мастер: " Please tell the Driller that the crew should chain the blocks to the derrick"

Переводчик: " Бригаде нужно поменять все блоки на мачте".

Бурильщик, не так давно получивший выговор от начальства за то, что оспаривает решения мастера, теперь был готов выполнять любую глупость. Он с тоской посмотрел на мачту станка, вероятно прокручивая в голове, какое же из всех известных ему бранных слов наиболее удачно охарактеризует мастера, и, наконец, видимо подыскав подходящее, угрюмо кивнул головой и отправился выполнять нелепое задание. Его пришлось останавливать и объяснять, что суть поручения состояла лишь в том, чтобы прикрепить цепью талевый блок к мачте.

Другой случай произошел во время модификации рабочей площадки сервисного станка. Возникло предложение сделать возможным установку приемных мостков для труб не только параллельно, но и перпендикулярно станку. Для этого требовалось вырезать часть площадки, чтобы в случае необходимости устанавливать наклонную металлическую плиту для сброса труб на мостки. Эта плита по-английски называется V-door, потому что внешне напоминает букву V. Переводчик не знал этого слова, но переспросить побоялся.

Мастер: " Now please explain to the Driller what we are planning to do. In order for us to have an opportunity to install catwalk either in front of the rig or on the side we need to cut the floor on the side to make it possible to install a V-door for the Driller's convenience."

Переводчик: " Для того, чтобы у нас была возможность устанавливать приемные мостки либо перед станком, либо со стороны, нам необходимо отрезать часть площадки со стороны, чтобы можно было установить дверь для удобства бурильщика".

Бурильщик: " Зачем мне тут дверь? Чтобы я случайно упал с высоты два с лишним метра? Какой идиот будет выходить в дверь, если нет лестницы? "

Этот разговор со взаимными обвинениями в некомпетенции мог бы продолжаться бесконечно, однако, мастер вовремя сообразил, что, скорее всего, переводчик не знает, что такое V-door и объяснил ему это понятие.

Нередко подобные случаи происходят и при выполнении письменных переводов. Безусловно, для того, чтобы осуществлять грамотный технический перевод, необходимо увидеть оборудование собственными глазами, чтобы представлять, о чем идет речь. Если же переводчик начал работать в офисе, не побывав на месторождении, то неизбежны ошибки. На буровой мы часто получали из офиса переведенные на русский язык программы работ, которые приводили в изумление мастеров и инженеров: " ВОР drill" перевели как" бурение через превентор" вместо " тренировка по аварийному закрытию превентора", " Nipple up the wellhead" - " установить ниппель на устьевую арматуру" вместо " смонтировать устьевую арматуру", " Hook up the compressor to the wellhead" - " подвесить компрессор над скважиной" вместо " подсоединить компрессор к арматуре скважины".

В настоящее время, несмотря на большое количество выпускаемой справочной и учебной литературы, очень мало внимания уделяется профессиональной подготовке переводчиков. Такая подготовка включает в себя овладение основами профессии, для специалистов которой приходится работать. Переводить материал или разговор, не понимая, о чем идет речь, значит заранее обрекать себя на неудачу.

Нефтегазовая промышленность, специфика которой обуславливается разнообразием технологического оборудования и сложностью операций, предъявляет особые требования к переводчику, заставляя его не только знать необходимую терминологию, но и уметь разбираться в происходящих процессах.

Как показывает практика, переводчиками в нефтегазовой промышленности становятся либо люди с лингвистическим образованием, слабо разбирающиеся в технологических операциях, либо инженеры нефтепромысла, самостоятельно изучившие иностранный язык. Первым приходится непосредственно в процессе работы овладевать инженерной специальностью, а вторым необходимо постоянно совершенствовать иностранный язык, чтобы осуществлять перевод на высоком уровне.

Если переводчиков не обучать основам конкретной специальности, они будут продолжать использовать массу нефтегазовых словарей, обращаться с огромным количеством вопросов к русским и иностранным специалистам при выполнении перевода и составлять собственные словари на основе опыта работы. Все это приводит к некачественному переводу, потере времени, путанице и ошибкам при выполнении операций.

Для того, чтобы облегчить переводчикам адаптацию к условиям работы в нефтяной промышленности, возникла идея создания данного учебного пособия.

Изложение материала и упражнения предлагаются поурочно с целью последовательного закрепления изученных тем. Основной материал представлен на русском языке, что облегчает его восприятие. Пособие состоит из 12 уроков. В приложении Вы найдете ключи к упражнениям, русско-английский глоссарий и англо-русский словарь.

Упражнения включают в себя практику в переводе, аудировании и разговорной речи. Тексты на английском языке, приведенные в пособии, также записаны на прилагаемой аудиокассете, что дает возможность самоконтроля. Обобщающие упражнения предназначены для повторения всего изученного материала и практики применения полученных знаний. Русско-английский глоссарий поможет разобраться в незнакомых понятиях и терминах.

Уверен, что предлагаемое пособие окажет помощь в переквалификации переводчиков, решивших связать свою деятельность с нефтегазовой промышленностью.

Владимир Белоусов

 

 

LESSON 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.