Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Византийская икона






Многим известно, что истинной классикой для религиозной живописи считается византийская икона. Следующая рассматриваемая мной работа была создана анонимным автором в XII-XIII веке (информация различается в разных источниках) и ныне находится в монастыре Святой Екатерины на горе Синай.

 

Это – Благовещение с рукоделием, однако у него есть и черты Благовещения у источника. Возможно, живописец решил одновременно изобразить оба сюжета, которые были изложены в «Протоевангелии Иакова».

 

Иконопись в Византии возродилась с концом периода иконоборчества (IX-X века). Однако её характер был строго ограничен появившимися канонами21 живописи. Каноны определяли не только технику живописи как таковую, но и типы внешностей и поз, разрешённые для святых, выражения их лиц сюжеты, которые было позволено изображать, и многое другое. Например, вы можете заметить, что Гавриил стоит боком к зрителю, однако смотрящий может полностью увидеть его лицо. Это связано с тем, что предметы изображались не такими, какими видел их человек в миру, но такими, какими их видел Бог со стороны всей их сущности (потому же существует обратная перспектива, о которой я упоминала выше).

 

У этой иконы есть множество интересных черт, которые дали многое религиозному символизму. Я думаю, что основной мотив работы – разделение человека и Бога (выраженное через Марию и Ангела), но при этом царящую между ними гармонию. Первой идее соответствует диагональная композиция. Высота башни и уменьшающиеся домики на горизонте, тянущаяся к углу иконы правая нога Гавриила и диагональное положение его руки – всё это указывает на осознанное изображение диагонали, разделяющей героев иконы.

 

Деталь с треугольником
Второй идее также соответствует композиция, но уже другой её акцент. Если присмотреться к расположению голов героев и голубя, то мы заметим одну любопытную деталь – равнобедренный треугольник, складывающийся между героями и голубем. Это не только символ троицы, но и самый устойчивый знак, который означал гармонию и совершенство во многих мифологиях (например, в Древней Греции). С другой стороны, это лишь предположение школьницы, поэтому я не уверена в его правомерности.

 

Цветовая гамма тоже очень символична. Вся икона монохромна и выполнена в золотых тонах, которые Ханс Бельтинг понимает как метафору «света, струящегося из эфира»22. Только Богородица выделяется своим по-королевски пурпурным одеянием. Мария – человек на этой иконе, но человек, которы стал близок и един с Богом.

 

Появление византийского канона – огромный прорыв в иконописи, который создал классическое понимание Богоматери и утвердил роль пряжи, голубя и образа Иерусалимского Храма в этой иконографии.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.