Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немецкое возрождение






Написанная в 1489 году немецким художником Мартином Шонгауэром, вдохновителем Микеланджело, эта картина стилистически находится между поздней готикой и ранним возрождением. Её иконография удивительна в своей оригинальности и возникла в результате симбиоза средневековых легенд и христианства. Возможно, вы уже догадались, что речь идёт о типе «Охота на единорога» - самом необычном из всех.

 

Множество народных легенд сплелись воедино, чтобы образовалась подобная иконография. Ещё Древней Греции образ единорога ассоциировался богиней-девственницей Артемидой19, а сам по себе считался образом духовной красоты. Также ходило поверье, что единорога способна приручить только девственница. Например, в одном из бестиариев18 можно прочесть: «Sic et dominus noster Iesus Christus, spiritualis unicornis, descendes in uterum virginis» (лат. – «Так и наш Господь Иисус Христос, единорог духовный, снизошел в утробу Девы»).

 

Многие детали этой иконографии нелегко распознать современному зрителю. Например, четыре собаки в центре картины олицетворяют четыре добродетели, благодаря которым Деве Марии удалось «приручить» Христа, и которые в целом соответствуют христианству: милосердие, справедливость, мир и истина. Аллегорию охоты поддерживает копьё и рог, в который трубит Гавриил, сообщая Богородице благую весть.

 

Кстати, достаточно необычно место изображения Благовещения: Дева Мария находится в саду. Это иконография hortus conclusus («запертый сад»), символизирующая девственность Мадонны, которую она, выражаясь и метафорически, и буквально, хранит за высоким забором.

 

 

Деталь с младенцем
После краткого экскурса в основные черты этого произведения, я поведаю читателю об одной очень любопытной детали этого произведения. Как известно, изображать исходящую от Господа Саваофа благодать (и Святого Духа в виде голубя в ней) было принято ещё в классической византийской иконописи. Однако в XIV-XV веках приобретает некоторую популярность изображение младенца, летящего в лучах вместо или вместе с голубем. Это – Иисус, на что указывает нимб и крест в его руках. В какой-то момент эта иконография была признана еретической – идея о младенце Иисусе, «полученном» Марией с небес, а не зачатом в её чреве противоречила догматам Римско-католической церкви.

 

Эта иконография встречается в часословах, на фресках и гобеленах романских и готических церквей Северной Европы XV – XVI веков. Однако, вероятно, из-за своего «языческого» происхождения она никогда не славилась особенной популярностью.

 

По сравнению с работами более ранних эпох, заметно улучшается качество живописи: одежда героев достаточно объёмна, на лицах и коже появляются тени. Это незаметно по конкретной картине, однако Шонгауэр и его современники уже начали активно применять законы перспективы – это создало прорыв в реалистичности изображения. Если читатель знаком с позднеготическими изображениями, он отметит сравнительное смягчение мазков и линий – возрождение привнесло тон аккуратной тщательности в живопись. Важно, что даже несмотря на столь необычную трактовку сюжета, художник соблюдает все каноны: образ Бога Отца и Святого Духа (в виде голубя), цвета одежд, нимбы. Эта тщательность отличает религиозность, царившую в искусстве вплоть до эпохи барокко. С другой стороны, сам симбиоз мифических, христианских и светских мотивов – основная особенность кватроченто25.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.