Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюционная теория познания Г. Фоллмера.






Для того чтобы защищаемую точку зрения и способ аргументации последующего исследования сделать более ясными и облегчить дискуссию, Фоллмер указал принципы научного познания, из которых исходит:

1. Постулат реальности: имеется реальный мир, независимый от восприятия и сознания. Этот постулат направлен против теоретико-познавательного идеализма. Предвосхищая критику со стороны фактов наличия оптических иллюзий, бреда и обусловленности наших ощущений и восприятий субъектом через язык и структуры познавательного аппарата, Фоллмер указывает, что эти факты еще не позволяют говорить о субъективности всего познания и что эта гипотеза оправдана следствиями из нее вытекающими.

2. Постулат структурности: реальный мир структурирован. В кач-ве структур рассматриваются симметрии, инвариантности, топологические и метрические стр-ры, взаимодействия, естественные законы, вещи, индивиды, системы, кот-е являются реальными, объективными, действительными.

3. Постулат непрерывности: между всеми областями действительности сущ-вует непрерывная связь.

4. Постулат о чужом сознании: также и другие индивиды (люди и животные) имеют чувственные впечатления и сознание.

5. Постулат взаимодействия: наши чувственные органы аффицируются реальным миром. Т.е. внешняя поверхность нашего тела обменивается энергией с окружением, некот-е из изменений в чувствительных клетках обрабатываются как сигналы и направляются далее, некот-е из этих возбуждений подвергаются спец.обработке в нервной сис-ме, становятся воспринимаемыми, интерпретируются как инфа о внешнем мире и осознаются.

6. Постулат функции мозга: мышление и сознание явл-ся функциями мозга, естественного органа. Эта гипотеза – психологическая аксиома – подтверждается различными исследованиями мозга.

7. Постулат объективности: научные высказывания должны быть объективными, т.е. отнесены к действительности. Фоллмер приводит также критерии объективности высказываний: интерсубъективная понятность (общий язык), независимость от системы отнесения (независимости от личности и местоположения наблюдателя), интерсубъективная проверяемость, независимость от метода, неконвенциональность (не основывается на произвольном акте типа решения).

8. Постулат эвристичности: рабочие гипотезы должны содействовать исследованию, а не затруднять его. Это методологический постулат, стратегический принцип.

9. Постулат объяснимости: факты опытной действительности могут анализироваться, описываться и объясняться посредством «естественных законов».

10. Постулат экономии мышления: следует избегать ненужных гипотез. Еще одно методологическое правило.

Свою теоретико-познавательную позицию, Фоллмер называет гипотетическим реализмом. Его главные тезисы (в соотнесении с основными постулатами) таковы:

· гипотетический характер всего познания;

· наличие независимого от сознания (1), закономерно структурированного (2) и взаимосвязанного мира (3);

· частичная познаваемость и понимаемость этого мира посредством восприятия (5), мышления (6) и интерсубъективной науки (7).

Фоллмер проводит различение гипотетического реализма от других видов реализма:

- наивный реализм (имеется реальный мир; он таков, каким мы его воспринимаем);

- критический реализм (имеется реальный мир; но он не во всех чертах таков, каким он нам представляется);

- строго критический реализм (имеется реальный мир; однако ни одна из его структур не является таковой, какой она представляется);

- гипотетический реализм (предполагается, что имеется реальный мир, что он имеет определённые структуры, что эти структуры частично познаваемы, и проверяется, насколько состоятельна эта гипотеза).

Процесс познания, пригодность структур познания и эволюция познавательных способностей. Познание осуществляется следующим образом. Согласно постулату взаимодействия, все наши органы чувств наполняются сигналами внешнего мира, некот-е из них подвергаются специфической обработке, при этом, передаваемая информация многократно кодируется по-новому (напр., инфа о вспышке света «переводится» в разницу потенциалов, ионный сдвиг, химические реакции, поляризацию мембран, электрический нервный импульс и т.д.). При этих многократных процессах кодирования и декодирования инфа из внешнего мира может сильно изменяться, искажаться и даже уничтожаться, и то, что «попадает» в мозг (или даже в сознание) есть не световая вспышка, а сигнал, который в благоприятном случае может быть прочитан (воспринят или познан) как световая вспышка. На основе этих данных наш познавательный аппарат конструирует, а точнее осуществляет гипотетическую реконструкцию реального мира. В восприятии, как и в познании, т.о., выдвигаются гипотезы о внешнем мире, которые могут находиться в большем или меньшем соответствии с внешними структурами. Тогда встает вопрос, поставляют восприятия, опыт и наука точные отображения действительности, существует только частичная изоморфия (структурное равенство) или структуры нашей «картины мира» не имеют ничего общего с действительностью? Как получилось, что субъективные структуры восприятия, опыта, по крайней мере частично, согласуются с реальными структурами и вообще соответствуют миру (ведь они приспособлены к нашему биологическому окружению)? На этот вопрос Фоллмер дает эволюционистский ответ, рассматривая не только орган «человеческий мозг», но и его функции (сознание, мышление, образование понятий и т.д.) как результат филогенетического развития:

Наш познавательный аппарат является результатом эволюции. Субъективные познавательные структуры соответствуют миру, так как они сформировались в ходе приспособления к этому реальному миру. Они согласуются (частично) с реальными структурами, потому что такое согласование делает возможным выживание.

На теоретико-познавательный вопрос Фоллмер дает ответ с помощью естественнонаучной теории, а именно с помощью теории эволюции, и эту позицию биологической терией познания или эволюционной теорией познания. Она согласуется не только с биологическими фактами и теориями, но также с новейшими результатами психологии восприятия и познания, а также принимает в расчёт постулаты гипотетического реализма: предполагает существование реального мира (в котором и по отношению к которому осуществляется приспособление) и понимается как гипотеза, которая доказуема только относительно.

Т.о., эволюционная теория познания дает ответ на следующие вопросы:

- откуда происходят субъективные структуры познания (они продукт эволюции);

- почему они почти у всех людей одинаковы (потому что они генетически обусловлены, наследуются и, по меньшей мере, в качестве основы являются врождёнными);

- что и почему они, по меньшей мере частично, согласуются со структурами внешнего мира (потому что мы бы не выжили в эволюции).

Познаваемость мира и возможность объективного познания. Приспособление вида к своему окружению никогда не бывает идеальным, а значит, и наш (биологически обусловленный) познавательный аппарат несовершенен, ведь он приспособлен к миру, в кот-ом был развит и при необычных явлениях может привести к ошибкам. Но при этом наш познавательный аппарат способен схватывать объективные структуры «адекватно выживанию», т.к. учитывает константные и принципиальные параметры окружающих условий. Так эволюционная теория познания объясняет частичную изоморфию познавательных структур и реального мира. А значит, эволюционная теория познания в союзе с гипотетическим реализмом утверждает и обосновывает возможность объективного познания (это важнейшее следствие из этой теории).

Итак, опорные точки вопроса:

· Фоллмер исходит из ряда принципов научного познания: наличие независимого от сознания, закономерно структурированного и взаимосвязанного мира; частичная познаваемость и понимаемость этого мира посредством восприятия, мышления и интерсубъективной науки.

· Позиция гипотетического реализма: предполагается, что имеется реальный мир, что он имеет определённые структуры, что эти структуры частично познаваемы, и проверяется, насколько состоятельна эта гипотеза.

· Не только орган «человеческий мозг», но и его функции (сознание, мышление, образование понятий и т.д.) рассматривается как результат филогенетического развития, т.е. наш познавательный аппарат является результатом эволюции.

· Субъективные познавательные структуры соответствуют миру, так как они сформировались в ходе приспособления к этому реальному миру.

· Субъективные познавательные структуры согласуются (частично) с реальными структурами, потому что такое согласование делает возможным выживание.

Утверждается и обосновывается возможность объективного познания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.