Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философско-методологические проблемы психологии (Ж. Пиаже).






Жан Пиаже (1896-1980) был безусловно одаренным человеком. Уже в подростничестве он испытывал большой интерес к биологии, особенно к биологическим основам знания. К двадцати одному году он получил докторскую степень в университете в родном швейцарском городе Neuchatel и опубликовал более двух десятков профессиональных статей на тему биологических исследований, большинство из которых было посвящено моллюскам.

После окончания докторантуры, он переключил свое внимание на психологию, которую изучал в швейцарских психологических клиниках и в Сорбонне. В Париже (1919-1921) Пиаже работал над стандартизацией тестов детских способностей в лаборатории французского эксперта в области измерения интеллекта, Альфреда Бине. На протяжении этого времени Пиаже не интересовался правильностью ответов детей на вопросы теста, поскольку он изучал сам процесс мышления, лежащий в основе ответов.

Гнетическая эпистология - центральный вопрос его исследований был связан не с природой детей, а с развитием у людей знаний. Более точно его можно сформулировать следующим образом: «Как во времени изменяется отношение между знающим и знаемым?» Поэтому термин «генетическая (означающий происхождение развития) эпистемология» (теория знания) на самом деле описывает сферу стремлений.

Пиаже ввел в практику метод клинической беседы (стаканчики или другая задача + вопросы).

Знание с точки зрения здравого смысла:

1.Знание - тело информации или убеждений, которые человек приобрел либо в процессе обучения, либо через непосредственное столкновение с миром. Эта идея обретения информации отражается в таких повседневных фразах, как «Она кладезь информации» или «Я бы хотел обладать всем этим знанием».

2.Знание человека является довольно четким отражением того, чему человека учили или чем он интересовался. Предполагается, что если два человека, обладающие хорошим зрением, наблюдают событие с одинаковой позиции, то их знание о событии будет практически идентичным. На этом убеждении основывается зависимость от свидетельства в суде.

3.Запас знания увеличивается с добавлением повседневного опыта.

4.При необходимости мы можем воспроизвести любой фрагмент знания практически в неискаженном виде. Конечно, некоторые детали могут быть немного расплывчатыми, но если мы можем вспомнить целую картину, то в основном она будет представлена в исходной форме.

Пиаже:

1.Знание – не тело, а процесс. Знать что-то - означает действовать в соответствие с этим, причем действие может быть физическим или психическим. Знания более старших детей становится скорее психической деятельностью.

2.Ребенок не видит картину объективной реальности. Вместо этого, картина восприятия мира ребенком определяется условием перцептивного механизма. Он наблюдает за событиями через окрашенные линзы, определяющие различный фокус и окраску, что объясняется (1) наличием прошлого опыта ребенка и (2) его стадией внутреннего созревания, на которой он находится.

3.Воспоминание представляет собой воспроизведение исходного процесса знания. Это не может быть простым повторением исходного знания, потому что ум ребенка изменяется. Все знание непрерывно находится в развитии и становится все более завершенным и эффективным.

Цель поведения и мышления – адаптация. Техники адаптации он назвал схемами или, в более поздних переводах его трудов с французского, схематами: «Схема - структура (или организация) действия, которая включает в себя его обобщение за счет повторения в сходных или аналогичных обстоятельствах»

Схема может быть очень простой, как, например, паттерн действия, который включен в сосание пальца у младенца; или она может быть сложной, состоять из физических и психических подсхем, как это происходит в случае цепи действий, необходимых для управления машины на улице; или в умственной цепи действий, необходимых, например, для решения квадратных уравнений.

Схемы всегда сопровождаются эмоциональным фоном. Когда Пиаже говорил об аффективных схемах, он не отличал эти схемы от умственных структур, но говорил об «аффективном аспекте схем, которые также являются интеллектуальными».

Сначала сплошные рефлексы, потом сенсомоторные действие и затем – интеллектуальные.

Ассимиляция и адаптация

Процесс совпадения окружающего стимула с существующими умственными паттернами не просто является проблемой поглощения объективной реальности из мира. Ребенок переформирует события в мире, чтобы уложить их в свой паттерн существующих схем, подобно тому, как если бы ребенок слышал несколько звуков и решил бы, что раз они звучат как знакомая мелодия, то это она и есть.

Ассимиляции - процесс присоединения или понимания событий в мире при совпадении их воспринимаемых черт с уже существующими схемами. «Ассимилировать объект в схему означает присоединить к этому объекту одно или несколько значений». Если событие не ассимилируется вообще, оно игнорируется. Отец пытается научить своего маленького сына рисованию с применением правильной визуальной перспективы, но, в конце концов, приходит к выводу, что «он ребенок просто не может сделать этого. Он этого не понимает».

Второй вариант - «аккомодация» - изменение существующих схем, позволяющего ассимиляцию событий.

Аккомодация пересматривает или изменяет схемы для нового приспособления к свойствам окружения, проигнорировать или исказить которые невозможно.

Адаптация к миру достигается за счет ассимиляции и аккомодации.Вся активность индивида рассматривается как адаптация, стремление восстановить нарушенное равновесие со средой.

Интеллект – должен себя уравновесить (каждая последующая стадия приводит в большее равновесия; каждая структура внутри себя равновесна). Логика – аксиоматика разума. Аксиоматическая логика (минимум обращения к опыту) позволяет построить схему реальности (тем самым, он продолжает интеллект). Но это чистая наука (не имеет ничего общего с реальностью), поэтому основой всего быть не может. Основное свойство логического мышления – операциональность, - продолжает действие, интериоризируя его. При этом операция не= действию, это схема действия.

Интеллект – логика + биология (2 аспекта изучения).

Принцип равновесия как характеристика, которая обусловливает развитие на каждой стадии. Само развитие – это смена господствующих умственных структур.

Изначально логика считала, что она может объяснить все процессы мышления (и психология была согласна). Потом ассоциативные психологи стали говорить, что логика – это другое (логика была исключена) и объясняли мышление через чувства, ассоциации, образы и т.д. или использовали логику в качестве дополнения, связи психологических фактов.

Термин логицизм – психологические теории, недостаточно подтвержденные эмпирически; психологизм – логические построения, в которых есть интуитивные моменты.

Как же логика связана с сущностями:

1.Платонизм – логика связана с универсалиями, которые не зависят от нашего опыта и непсихологичны по своему содержанию (Б.Рассел, В.Уайтхед).

2.Конфенционализм – общие правила и соглашения (так объясняются сущности). Как же они оказываются эффективными?

3.Отсюда концепция правильно построенного языка: есть эмпирические истины и тавтологии (синтаксические отношения, которые с помощью семантики передают эмпирические истины). Вопросы Пиаже: а) какие истины без логических отношений (ребенок этого не понимает, нужен пространственный каркас сначала, чтобы понять, например, горизонтальность – нужна геометрия, то есть логические операции); б)операции всегда включены в группу (а не система выражений); в) логика – не есть язык, не есть восприятие.

4.Операционализм: операция – элемент психической деятельности (любое знание на нем).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.