Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познание как предмет философского анализа






Познание — процесс получения сведений о еще неизвестных свойствах природы. В процессе п. чел. реализует свои внеприродные способности. П. начинается с чувственного: ощущения -> восприятие (целостное отображение объектов) -> представления. Все чувств. п. — результат обществ. практики. Абстрактно-логическое п.: элемент. форма — понятие (несет смысл). Главный вопрос: отношение знания о мире к самому миру. Агностицизм: познание возможно лишь как знание о явлениях или собств. чувствах. Гносеология: источник познания — сущ. независимо от сознания объект. реальность. Результат любого п. — образ — идеальное обобщение сущностных отношений объекта. П. — активный процесс. Проблема п. — получение адекватных знаний или истины. Истина: абсолютная (те знания, к-рые никогда не меняются) — относительная (подчеркивает уровень знаний на сегодняшний день); объективная — субъективная.

Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания – специальное исследование познания, которое делится:

– на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

– на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:

– природа познания;

– возможности и границы познания;

– отношение знания и реальности;

– соотношение субъекта и объекта познания;

– предпосылки познавательного процесса;

– условия достоверности знания;

– критерии истинности знания;

– формы и уровни познания и др.

Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:

– одни ученые изучают объективную реальность, а другие – саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;

– одни находят знания, а другие – знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка:

– gnosis – познавание, узнавание (познание, знание);

– episteme – знание, умение, наука.

В русском языке термин «познание» имеет два основных значения:

– знание как данность, добытый факт;

– процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.

Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.

Теория познания должна:

– обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;

– объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:

– исследует природу человеческого познания;

– исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);

– рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;

– исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.