Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности возникновения и развития отечественной философии






Возникла в 11 веке. Включала много мыслителей и школ. На нее влияли:

1) особенности России как общества

2) христианство

1 период 11- 17 века. Философия развивалась в религиозной форме в России секуляризация началась с реформ Петра 1. Принятие христианства усилило культурные связи с Византией. Для русской культуры важный мыслитель Платон. Мировая история представлялось как осуществление Божественного замысла. Большую роль в православии играет принцип соборности – способ объединения людей связан не с их численностью, а с особым качеством в вере и личности. Складывается исхиазм – мистическая сторона православия христианское религиозное мистическое учение о сближении человека с Богом. Митрополит Иларион. трактат «о законе и благодати». 2 период 18 век связан с реформами Петра 1. Возникает светская культура и светская философия. Появляются университеты по европейскому типу и философия начинает преподаваться. В 18 веке господствовало просвещение. Параллельно с идеями просвещения распространились идеи масонства. Ломоносов сыграл большую роль в русской культуре.

Ломоносов хотел отделить науку от религии. Истиной верой они должны были быть отделены от научного мировоззрения. 3 период 19 века классический период. Религиозная философия – Соловьев. Период религиозно-философского возрождения. Мыслители: Булгаков, Флоренский и Бердяев. Философия воспроизводится в материалистическом виде. Ее развитие под контролем государства.

Особенности русской философии:

1) антропоцентризм

2) антологизм в теории познания. Познание не является первичным и определяющим началом в человеке и признаетс лишь частью, его функцией и действия в мире. От уровня нравственности зависит уровень человеческого познания. познание одно из проявлений человека в мире.



3) большое внимание к проблемам социальной философии.

4) большое внимание к проблемам философии истории

5) моральная направленность

6) меньшее внимание к проблемам права

7) литературоцентризм русской философии

Развитие русской философской мысли в X — XVIII вв. характеризуется: а) тесной связью с христианской философией и религией; б) практической направленностью, выражающейся в попытках осмыслить связь человека и бога, человека и общества, личности и государства; г) преобладанием в ней проблем социальной философии и этики; д) воплощением ее идей в художественной форме; е) обращенностью внимания не столько к внешнему миру, сколько к внутреннему миру человека.

Большое влияние на советскую философию оказало философ­ское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Можно выделить три этапа развития советской философии:

• 1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

• 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Стали­на по ряду философских вопросов;

• 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности со­ветской философии.

9. Религиозная философия 20 в.

Существует несколько направлений религиозной философии XX века: неотомизм, религиозный экзистенциализм, теология освобождения и другие. Наиболее влиятельными являются неотомизм и персонализм. Обратимся к их общей характеристике.

Неотомизм. Его активно поддерживает римско-католическая церковь. Ее усилиями введено в католических школах преподавание философии Фомы Аквинского. Отсюда название — «томизм», который называют «вечной философией».Среди авторитетных приверженцев томизма называют Э. Жильсона, Ж. Маритена. Они интенсивно развивали так называемый экзистенциальный неотомизм. В этом учении бытие рассматривается как сущность(единое и определенное) и как существование (вечное божественное творение). Каждый человек — это центр мироздания, и только Бог и сам человек способны осмыслить сущность личности. Другими человек познается лишь как объект. Высшим типом познания является чувственное познание в его экзистенциальной неповторимости. Действия познавательных способностей субъекта называются интеллекцией, ее высшая ступень сверхрациональна, интуитивна. Через нее осуществляется связь Бога с человеком.

Человек состоит из души и тела. Отсюда дается толкование индивида (единицы человеческого рода) и личности, которая только и обладает свободой. Свобода выбора приобщает человека к Богу, который помогает реализации личности и покровительствует ее творчеству и культуре. Кстати, будущее европейской культуры Маритен видит в соединении христианских и гуманистических начал, или в «интегральном гуманизме». Сам же гуманизм может быть теоцентрическим и антропоцентрическим (нередко атеистическим). В целом интегральный гуманизм ориентирован на заботу о человеке и с помощью христианских ценностей должен быть направлен на создание единства Истины, Красоты и Блага.

Таковы главные идеи, в данном случае французского неотомизма, оказывающие значительное влияние на развитие духовной культуры западных стран.

Неопротестантизм – о познаваемости бога и своеобразии христианской веры. Но познание бога связано с познанием себя. Поэтому учение о боге выступает в форме учения о человеке. Он может существовать как «подлинный» – верующий и «неподлинный» – неверующий. «Неверующий» человек находится в видимом мире, его жизнь тревожна. Вывести из страха может только религия. Она оставляет человека наедине с богом и приобщает его к высшему миру. Задача – создать теологию культуры, которая бы с позиции религии объясняла все явления жизни. Бог не над миром, не вне мира и не в частном бытии человека, а в мире, как его первооснова и глубина. Изучение культуры и истории показало нам бога, как первооснову всего сущего.

Персонализм. Видные его представители Э. Мунье, Ж. Лакруа, П. Тибо и другие. Философия персонализма выступает за сближение христианства с жизнью, мирскими делами, за конструктивный диалог религии, церкви с государством, политикой, культурой. Центральная проблема персонализма — человек. Степень его свободы в рамках окружающего мира, процесс становления личности (персонализации) определяется собственным выбором. Контактируя с людьми и средой, человек вовлекается в активную деятельность. При этом проявляются два начала: экстериоризация (взаимодействие с внешним миром) и интериоризация (сосредоточение личности на внутреннем мире). Успех персонализации зависит от степени сочетания этих начал. Основой вовлечения человека является его труд и его высшее проявление — творчество. И все это сопряжено с приобщением человека к Абсолюту (Богу). Познание — это тоже проявление вовлеченности, активной, заинтересованной деятельности личности, итог ее выбора, свободы.

Французские персоналисты выдвинули концепцию «персоналистской общинной революции», сопровождая се резкой критикой капитализма. Таким образом, неотомизм и персонализм пытаются обратить церковь к мирским общечеловеческим заботам, модернизировать доктрины римско-католической церкви.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.