Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реакция имитации






Имитация — это стремление подражать во всем кому-либо.

В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам, и вообще многим взрослым. Дети играют «во взрослые игры», отражающие ситуации, участниками или свидетелями которых они были — например, после посещения поликлиники или прихода врача на дом они играют в «доктора и больного», причем, стараются копировать интонации и жесты, говорят «взрослым» голосом. Играя «в дочки — матери», они подражают интонации и поведению своей матери. Школьники играют «в учителя и плохого ученика». Дети, видевшие, как их родители употребляют спиртное, играют «в гостей», при этом со всей серьезностью разливают «вино» по бокалам, «чокаются» друг с другом и говорят подслушанные у взрослых фразы. И так далее.

В подростковом возрасте они обычно избирают себе «кумира» — киногероя, актера, популярного певца или музыканта и стараются копировать его и в одежде, и в прическе, и в поведении. Иногда они, подражая популярным спортсменам, начинают заниматься карате, силовыми видами спорта, накачивают себе мышцы, принимают анаболики и хвастаются своей физической силой перед сверстниками.

Когда они в качестве кумира избирают «положительного» героя и в своем стремлении к подражанию не доходят до крайностей, то в этом никакой патологии нет, как правило, с возрастом это проходит.

Но если объектом подражания является «отрицательный «герой — вот тогда родителям следует заранее быть готовым ко всяким неприятностям. Со свойственным этому возрасту максимализмом подросток постарается не только копировать «отрицательного» героя, но и «переплюнуть» его во всех его отрицательных поступках.

И самые большие неприятности ждут родителей, когда подросток избирает объектом для подражания реального человека — взрослого или своего сверстника, злоупотребляющего алкоголем, а особенно лиц с криминальным прошлым. Открыв рот, подростки с упоением слушают о «подвигах» асоциальных личностей, не имея возможности определить, где правда, а где ложь или вымысел, а те, найдя в их лице благодарных слушателей, ещё больше привирают, чтобы заинтересовать и привлечь подростков.

Вот это уже чревато не только ранним злоупотреблением алкоголем, но и различными криминальными действиями.

И совсем не обязательно, что таких «отрицательных героев» с восторгом слушают только подростки, сами склонные к асоциальному поведению или дети алкоголиков. Немало случаев, когда вполне послушные мальчики из непьющих семей тоже заслушивались подобными рассказами. Для них это другая жизнь, захватывающая и полная приключений, а именно так преподносят свои «подвиги» не раз судимые лица.

Подросткам льстит такое внимание взрослого человека, тем более, что тот обращается с ним как бы на равных. И довольно часто во дворе вокруг таких асоциальных личностей группируются подростки.

Но уголовнику нужна не только аудитория заинтересованных слушателей. Он стремится быть лидером и использовать подростков в своих целях.

Постепенно он начинает вовлекать подростков в пьянство, вначале покупает спиртное на свои деньги, затем требует, чтобы они просили деньги у родителей или приносили из дома ценные вещи.

Отказать такому «кумиру» подросток не в состоянии — ведь он расценивает его уже как «друга», равноправного товарища. Даже многие взрослые не могут отказать, когда их уговаривают выпить приятели, а уж тем более подросток. А если такой уголовник уже создал вокруг себя группу подростков, то отказать ему не может никто, иначе он станет посмешищем, «маменькиным сынком», «трусом» и так далее.

Собственной нравственной позиции у подростков ещё нет. Их этические понятия формируются под влиянием родителей, а если родители не делают этого, — то под влиянием любого человека, которого подросток «уважает». Они могут на словах говорить, что пьянство и воровство — это плохо, но чем именно плохо, они не знают.

В отличие от взрослых, они ещё не умеют использовать чужой негативный опыт. Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и всего, что с этим связано. Со слов родителей они знают, что воровать нельзя, но сами объяснить, почему нельзя, они вряд ли сумеют. Подростки не знают и не боятся социальных последствий правонарушений.

Недаром многие отрицательные исторические персонажи использовали подростков за из бесстрашие и отсутствие страха смерти или увечья — Гитлер создал гитлерюгенд, а Мао-цзе-дун — отряды хунвейбинов, которые могли выполнить любой приказ без раздумий и сокрушить все, что прикажут их кумиры.

Не зная, что такое криминал и как общество за это наказывает, подростки в такой группе с асоциальным или криминальным лидером могут пойти на любой поступок, если прикажет лидер и за ним следует вся группа.

Даже кратковременное пребывание в такой группе заметно сказывается на поведении подростка. Прежде послушный и хороший ученик перестает подчиняться родителям, так как первая задача отрицательного лидера — дискредитировать родителей в глазах подростков, чтобы поднять свой престиж.

Подростку уже скучно в школе и не хочется быть дома, потому, что в группе все гораздо интереснее — там «настоящая, взрослая» жизнь, свои тайны и секреты — это вторая задача отрицательного лидера — добиться, чтобы подростки не рассказали родителям, где и с кем они проводят время и чем занимаются. В отличие от подростков, такой «лидер» хорошо знает Уголовный кодекс на собственном опыте, и прекрасно понимает, чем ему грозит вовлечение несовершеннолетних в пьянство и криминальную деятельность.

Поэтому подростки становятся скрытными, огрызаются на расспросы родителей, если не умеют соврать убедительно, а в дальнейшем они уже обучаются обманывать родителей, опять-таки по подсказке «лидера», и родители могут даже и не подозревать, кто теперь руководит всей жизнью их ребенка.

Обычно группа формируется из мальчиков, так как у девочек в этом возрасте другие проблемы — их внешность, влюбленность, сексуальные связи и прочее. Им неинтересны рассказы бывалого уголовника, а ничем другим он их привлечь не может.

Но иногда членом группы становятся и девочки из неблагополучных семей, которые полностью подчиняются всем требования лидера и нормам поведения, установленных лидером в группе.

В такие группы часто вовлекаются и внешне непривлекательные девочки, которых другие члены группы и сам лидер используют для сексуальных потребностей, а они, ранее не имевшие успеха у сверстников и завидовавшие своим более красивым подругам, имевшим поклонников, расценивают это как мужское внимание, гордятся этим и хвастаются перед сверстницами.

Если все в группе пьют, то девочки делают то же самое, если вся группа совершает криминальные действия, и они тоже.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.