Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции эмоций.






Мотивационно - регулирующая функция (Функция мобилизации) заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных - снижает их интенсивность.

Эмоции открывают человеку и окружающим истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях.

Мобилизующая функция эмоций проявляется на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству, а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция компенсации информационного дефицита. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции сами представляют высший порядок интеллекта. Эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П. В. Симонова.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга.

Сигнальная функция. Жизнь без эмоций невозможна. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы.

Личность и чувства. Роль чувств в самосознании и самопознании.

Чувства человека составляют неотъемлемую часть его личности и сами имеют значение для становления его личности, для приобретения им известных качеств и черт.

Человек познает свои возможности в умственной деятельности, в работе памяти, в полете фантазии на основе тех актов и операций, которые он систематически осуществляет в сфере мышления, памяти и воображения. Благодаря такой деятельности он убеждается в том, на что он способен, в какой мере ему присущи те или другие качества ума, памяти и т. д. Процесс самопознания происходит и на основе переживания человеком ряда различных чувств.

Переживание чувства возникает как невольная эмоциональная реакция человека на то или иное происшествие, событие.

Возникшее сильное переживание по определенному поводу изменяет самого человека, может открыть самому человеку, что в мире для него существуют такие ценности, которые, как ему казалось, были для него безразличны, а на самом деле они для него значимы. На основе возникших переживаний человек лучше понимает, к чему он не безразличен, для него обнаруживаются отчетливо его собственные пристрастия и интересы, выявляет нечто новое для него в самом себе.

Многообразие испытанных переживаний, их содержание, сила выявляют некоторые присущие человеку качества личности: слабую или сильную эмоциональную восприимчивость к различному роду воздействиям, большую или малую эмоциональную заразительность и т. д.

На основе испытанных переживаний и изменений жизненного опыта человек начинает по-иному осознавать себя. А это влечет за собой некоторые сдвиги в его самосознании, самооценке и самоуважении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.