Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и задачи статистики финансовых результатов предприятия, понятие прибыли






Основной целью статистики финансовых результатов деятельности коммерческого предприятия является получение небольшого числа ключевых, параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Цели статистического анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.

Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия - это лишь “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.



Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Финансы предприятий (организаций) - хозяйствующих субъектов представляют собой финансовые отношения, выраженные в денежной форме, возникающие при образовании, распределении и использовании денежных фондов и накоплений в процессе производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания различных услуг.

Финансовые отношения предприятий (организаций) различаются по характеру и направленности. Внутри самих предприятий (организаций) финансовые отношения возникают, прежде всего, в процессе образования доходов, формирования и использования целевых фондов внутрихозяйственного назначения для удовлетворения потребностей производственного и потребительского назначения.

Предметом изучения статистики финансов предприятий является количественная характеристика их финансово-денежных отношений с учетом их качественных особенностей, обусловленных образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов, выполнением обязательств хозяйствующих субъектов друг перед другом, перед финансово-банковской системой и государством.

Основной задачей статистики финансовых результатов предприятия является разработка системы показателей для полной и объективной характеристики финансового состояния, прибыли и убытков, изменений в структуре актива и пассива.[13]

Цели использования системы статистических показателей Финансового состония
текущая оценка
анализ динамики
Сравнение с нормативами
прогнозирование
На рисунке 1.1 представлены цели использования системы статистических показателей финансовых результатов предприятия

 

 

Рисунок 1.1 - Цели использования системы статистических показателей финансовых результатов предприятия

Как показывает анализ рисунка 1.1, система статистических показателей используется для:

- текущей оценки финансового состояния предприятия;

- анализа динамики финансового состояния предприятия за ряд лет;

- сравнения финансового состояния предприятия с нормативами;

- прогнозирования финансового состояния предприятия.

На рисунке 1.2 представлены статистические методы исследования финансовой результативности предприятия

Методы анализа финансовой результативности предприятия
Горизонтальный анализ
Вертикальный анализ
Трендовый анализ
Анализ относительных показателей
Факторный анализ
Сравнительный анализ

 

Рисунок 1.2 - Статистические методы исследования финансовой результативности предприятия

 

Как показывает анализ рисунка 1.2, для решения вышеуказанных задач статистика финансов использует следующие методы:

Горизонтальный анализ – сравнение каждой позиции финансовой отчетности с предыдущим периодом (показатели динамики).

Вертикальный анализ – определение структуры позиций баланса (относительная величина структуры)

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и выявление основной тенденции с помощью трендового уравнения.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет соотношений между отдельными позициями отчетности, выявление связи между показателями.

Сравнительный анализ – сравнение финансовых показателей с аналогичными показателями других предприятий.

Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью индексного анализа и методов корреляционно-регрессионного анализа.[2]

Для характеристики разных аспектов деятельности предприятия применяются абсолютные и относительные финансовые коэффициенты Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, изучении их динамики за ряд лет.

Финансовым результатом деятельности предприятия является балансовая прибыль.

Балансовая прибыль - общая величина прибыли, полученная в результате всех видов хозяйственной деятельности. Балансовая прибыль включает в себя:

-прибыль от реализации товарной продукции - разность между выручкой от реализации продукции предприятий и ее полной себестоимостью;

-прибыль (убытки) от прочей реализации, которая образуется в результате непромышленной деятельности предприятия (реализация продукции подсобных хозяйств, ненужных товарно-материальных ценностей и пр.);

-внереализационную прибыль (убытки), характеризующую непроизводственную деятельность предприятия (работу по взысканию штрафов, пени, неустоек или их выплату; доходы, полученные от участия в деятельности других предприятий (дивиденды); доходы, полученные от арендных операций).

Наибольшее внимание в статистике промышленности отводится прибыли от реализации.

Прибыль от реализации можно представить в виде формулы:

,

где pi, zi, qi - цена, себестоимость и объем выпуска i-х изделий.

На величину прибыли от реализации продукции оказывают влияние 4 фактора:

- цены, по которым реализуются изделия;

- себестоимость этих изделий;

- объемреализованных изделий (т.е. их количество);

- ассортимент всей реализованной продукции.

При определении влияния указанных факторов используются формулы:

а) влияние цен на изменение прибыли от реализации (DПр)

;

б) влияние себестоимости (DПz)

;

в) влияние объема выпуска продукции (DПq)

,

где Iq - индекс объема производства ;

г) изменение прибыли и за счет объема производства и за счет ассортимента выпускаемой продукции (DПqa)

;

д) влияние ассортимента (DПa)

DПa = DПqa - DПq

е) общее изменение прибыли от реализации (DП)

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, называется чистая (хозрасчетная) прибыль. Она образуется путем вычитания из балансовой прибыли налогов и всех выплат, предусмотренных налоговым законодательством.

В настоящее время предприятия и объединения действуют как самостоятельные товаропроизводители, независимо от форм собственности и отраслевых особенностей. В деятельности предприятий заинтересованы многочисленные физические и юридические лица, государственные органы, которые внимательно следят за результатами этой деятельности и финансовым состоянием предприятия. В этих условиях возникает необходимость статистического исследования финансового положения.

Финансовое положение в статистике можно оценить с помощью показателей:

Общие средства предприятия включают собственные средства и заемные.

Показатель собственных средств включает текущую прибыль (т.е. чистую прибыль, полученную в текущем году); резервы (имеющийся фонд накопления, т.е. фонд развития производства, фонд социального развития); амортизационные отчисления.

Таким образом, статистика финансовых результатов предприятия изучает количественные характеристики денежных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий. С помощью статистики финансовых результатов деятельности предприятий изучается тенденция развития, исследуется влияние различных факторов на финансовые результаты, обосновываются планы и управленческие решения, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается стратегия его развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.