Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектическая логика и основные законы диалектики






Общее и различное в формальной и диалектической логике.

И та, и другая (формальная логика и диалектическая логика) являются науками о рассуждениях, закладывают модель рассуждения человеческого мышления в основу описания и развития представлений о естественном и искусственном интеллекте.

Формальная логика – это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связей между мыслями по их логическим формам.

При применении формальной логикой, можно отвлекаться от развития.



Диалектическая логика – наука о формах и закономерностях развития знания, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения», - Гегель (1801г) – ключевое положение диалектической логики. Противоречие есть единство взаимоисключающих и одновременно взаимно необходимых друг другу противоположностей.

Развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого».

Основные методологические принципы диалектической логики

Объективность рассмотрения. Он требует при исследовании всякого объекта исходить из него самого, а не из нашего мнения о нем.

Поиск первичного. Не идти от вторичных явлений к их причинам, а наоборот, исходя из первичных явлений, из причин, выявлять все возможные следствия.

Принцип конкретности. При изучении объекта исходить из его особенностей, из специфических условий его существования, а принципы и методы исследования объекта использовать лишь в качестве ориентиров, направляющих познание на выявление его внутренней природы.

Всестороннее рассмотрение. Этот принцип следует из мировоззренческого принципа всеобщей связи. В самом деле, если предмет представляет собой единство взаимосвязанных сторон, свойств и т.д., если он находится в многочисленных связях с другими предметами, то, чтобы познать предмет, необходимо охватить все эти связи и отношения.

Принцип историзма. Требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении, изменении, т.е. изучать его возникновение, переходы от одних стадий развития к другим вплоть до настоящего времени, с тем, чтобы предсказывать его будущие состояния.

Основные диалектические закономерности мышления и категории.

Существует ряд диалектических закономерностей, которые удалось выявить Гегелю, которые затем нашли воплощение в трех законах диалектики: сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее.

Сущность и явление. Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении.

Содержание и форма

Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, связей, а форма есть способ существования и выражения содержания. Во взаимоотношении С. и Ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета.

Случайность и необходимость. Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Необходимость – отражает всеобщую закономерную связь внутренних, устойчивых, повторяющихся отношений действительности, основных направлений ее развития. Способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности. Способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них

Причина и следствие. Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие.

Возможность и действительность. Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность - есть объективно существующая закономерность взаимосвязи предметов и всех их проявлений. В. и Д. — это категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи. Какая из возможностей превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие.

Единичное, особенное и всеобщее. Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества. Никакая реальная система явлений не может развиваться, не выделяя из своего состава новых единичных формообразований, вносящих в нее новые различия, изменяющих ее общий облик. Таким образом, Е. реализует многообразие в единстве и является необходимой формой развития действительности. Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположностей — единичного и всеобщего. Противоположности общего и единичного преодолеваются в процессе познания с помощью категории О., которое выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное – в его единстве с общим. Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человека. Объективно В. отражается в мышлении в форме системы понятий, определений.

Законы диалектики






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.