Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рационализм как познавательная программа






Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии. Важным событием, определившим характер и направленность фи­лософской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н.Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея, а завершение выпало Ньютону. Философия должна была осознать смысл и масштаб про­исходящих перемен и, отвечая ходу событий ввести современников в новый мир, мир с иным местоположе­нием самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.

Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии.

На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления; эмпиризм и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

У начала новой европейской философии возвышаются фигуры Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Де­карта (1596-1650).

Рационализм- (ratio - разум) как целостная система гносеологических воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате " торжества разума" - развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в др. греческой философии, например, еще Парменид различал знание " по истине" (полученное посредством разума) и знание " по мнению" (полученное в результате чувственного восприятия).

Если попытаться предельно кратко сформулировать суть теоцентрическо-схоластического мировоззре­ния, трудно найти более подходящее слово, чем созерцательность, молитвенная покорность средневекового человека, выражавшая его преимущественно приспособительную позицию в отношении природы и социального мира. Философы-гуманисты, в большинстве своем отнюдь не посягая на основы религиозности, вместе с тем решительно выдвигали на первый план человека с его многообразными телесными и духовными потребностями. Такое обоснование было как индивидуально-этическим, так и социальным. С течением времени, по мере успехов производственной деятельности и развития естественнонаучной мысли (особенно к концу XVI началу XVII в.), идеал царства человека на земле приобретал и научно-техническую конкретизацию.

Рационализм Декарта проявлялся в рассмотрении человека как разумного существа, которого от­личают прежде всего целесообразная деятельность и речь. Решая психофизиологическую проблему соотношения духовного и телесного, Декарт признавал независимость первого от второго. Для Декарта мыс­лительное, интеллектуальное является единственно истинным, начальным и преобладающим. Однако Декарт все не признает, что материальная и духовная субстанции могут повлиять на направление течения процес­сов в противоположной субстанции. Декарт признавал существование у человека врожденных идей, которые характеризуются независимостью от внешних предметов, ясностью, отчетливостью, простотой. Выс­шим врожденным понятием выступает понятие Бога. Кроме врожденных понятий существуют и врож­денные аксиомы, как например: " две величины, равные третьей, равны между собой". К врожденным Де­карт относил также и логические законы.

Декарт определил теорию познания, а также учение о методе. Развивая рационализм, он полагал, что в акте познания разум человека не нуждается в чувственных вещах, ибо истинность знаний находится в самом разуме, в постигаемых разумом представлениях и понятиях.

Разрабатывая естественные науки, Декарт пришёл к выводу, что достигнутые успехи этих наук обязаны применению математического, геометрического метода. Преувеличивая роль данного метода, он представлял его как единственно всеобщий метод познания. Поэтому исследование во всех науках следует начинать с оты­скания самоочевидных, ясных, и в силу этого - истинных положений, не нуждающихся в чувственном материа­ле.

Познание, по Декарту, освещено светом разума, а заблуждение возникает вследствие того, что человек обладает свободной волей, которая представляет собой иррациональное начало в человеке. В " Рассуждении о методе Декарт описывает те правила, которые дают способ достижения наиболее истинного, достоверного, познания. Эти правила, которых придерживался и сам Декарт, следующие:

1) исходить в своих рассуждениях только из таких положений, которые предстают в уме ясными и отчетливыми и не вызывают никаких сомнений в своей истинности;

2) разделять каждую сложную проблему на составляющие ее частные вопросы, чтобы каждую часть в отдельность лучше разрешить;

3) в своих рассуждениях стараться переходить от предметов самых простых и легко познаваемых к по­знанию более сложных вещей, от известного и доказанного - к менее известному и недоказанному;

4) стараться не совершать никаких пропусков в своих рассуждениях в процессе логического хода мыслей

Рационалистическая традиция после Декарта нашла своих самых выдающихся представителей в лице Бенедикта Спинозы (1631 - 177) и Готфрида Лейбница.

Философия Спинозы проникнута теме же интуициями и притязает на более совершенное разре­шение проблем поставленных предшественником. Спиноза вводит понятие единой и бесконечной суб­станции называя ее Богом и Природой одновременно. Тем самым в отличие от Декарта он становится на точ­ку зрения философского монизма, признающего единое первоначало мира. Эта субстанция обладает Исчисленным множеством атрибутов, из числа которых человеку открыты только два: протяженность и мышление Каждый из атрибутов заключает в себе всю полноту содержания субстанции. В силу этого порядок и связь идей полностью отвечает порядку и связи вещей. Каждый из атрибутов предстает перед нами как множество единичных вещей (модусов), в которых мы открываем проявление отдельного атрибута, об­разующего их сущность. Человек тем самым, имея душу и тело, познается и в полноте протяженности, и в полноте мышления. Тело и душа разные выражения одной сущности. Познавая тело, мы познаем душу, и наоборот. Это единство того и другого открывается нам лишь при условии ясного знания, действия интел­лектуальной интуиции. Чувственное (низшее по значению) знание усматривает только множественность вешей и не способно подняться до их постижения как проявления единой божественной природы. В нем и только в нем человек обретает счастье высшего качества - счастье, питаемое интеллектуальной любовью к Богу. Таким образом, Спиноза углубляет звучащую у Декарта тему обретения человеком свободы на путях подчинения человеческих страстей разуму. Убежденность в том, что активность человека определена лишь действием ясных идей разума, вело с непреложностью к отождествлению воли и разума, реальной причины и логического основания.

Другим выдающимся представителем рационализма был Г. Лейбниц. Подобно Спинозе, он захвачен проблемами, поставленными Декартом. И так же, как Спинозу, его не удовлетворяет решение вопроса об отношении тела и души.

Развивая идеи Декарта, он набрасывает отличную и от него, и от Спинозы систему рационализма. Решительно отклонив картезианский дуализм, Лейбниц вместе с тем не приемлет и всепоглощающего панте­изма Спинозы, растворявшего в Боге все сущее.

Центральное понятие философии Лейбница - понятие монады. Монада - простая неделимая сущность, и весь мир представляет собой собрание монад. Каждая из них замкнута в себе (" не имеет окон" во внешний мир) и неспособна влиять на другие. Бытие монад поглощено внутренней деятельностью представле­ния. Мир монад строго иерархичен. Они располагаются от низших к высшим и венчающей их все - Богу. Низшие монады образуют собой уровень обычного материального бытия и отличаются исчезающе малой способностью к ясному представлению (" пребывают в смутном сне"), нарастающему по мере восхождения к высшей - Богу. Только последнему принадлежит исчерпывающая полнота представления, ясное знание все­го и, как следствие этого, максимум действия, активности. Весь мир монад есть в конечном счете отражение Бога как верховной монады, и в этом заключены основания для развитой Лейбницем концепции философско­го оптимизма, провозглашающей, что наш мир есть лучший из всех мыслимых миров. Плюралистический мир Лейбница пронизан единством содержания, предустановленной гармонией, олицетворенной верховной монадой. Применительно к проблеме отношения души и тела монадология Лейбница оказывается спосо­бом сохранить независимость души и тела и в то же время объяснить несомненный факт их согласованности.

Итак, как мы могли убедиться, наиболее уязвимая сторона рационалистических воззрений заключается в трактовке отношения души и тела.

Автономность разума, имеющая характер безусловного требования для самой возможности формули­ровки рационалистической доктрины, осложняла ее развитие и применение.

Рационалистический метод Декарта, концентрируя внимание на деятельности самого человеческого ума в процессе достижения истины, представляется прямой противоположностью методу эмпиризма Бэкона, основанному на опытном выведении аксиом знания, лишенных математического осмысления.


22. Классическая наука: формирование механико-математической картины мира.

Классическая наука (XVII – XIX вв.), исследуя свои объекты стремилась при их теоретическом описании исключить все, что относится к субъекту познания, а также средствам, приемам и операциям его деятельности. Здесь господствует объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения. Классическая наука практически полностью была построена на достижениях механики и математики, и ее повсеместное распространение привело к формированию нового мировоззрения – механико-математической картины мира.

В основе этой картины лежало представление о природе, как о глобальном механизме. Механизм – это устройство, созданное человеком. Объявив природу механизмом, человек тем самым «создал» мир, в котором он смог что-то понимать, знать, а следовательно, преобразовывать его по своей воле и желанию. Природа стала рассматриваться с точки зрения естественного порядка, в котором имеют место только механические события. В этой связи пространство, время и материя стали интересовать людей только с количественной стороны. И даже если не отрицалась идея творения природы Богом, то предполагалось, что творил Он по законам математики. Книга природы написана на языке математики, и ключ к ней Бог вручил человеку.

Формирование механико-математической картины мира, прежде всего, связано с именами таких выдающихся ученых, как Р. Декарт, Г. Галилей, И. Ньютон.

Рене Декарт явился основоположником философского рационализма, признающего торжество разума всеми остальными формами существования, по сути, у Декарта разум и являлся основным критерием существования: «Мыслю – следовательно, существую». Он рассматривал в качестве основного критерия материального существования пространственную и временную протяженность. Декарт заложил основы математизации науки – неоценимое значение имеет введенные им понятия системы координат и переменной.

Галилео Галилей одним из первых привлек в качестве метода познания эксперимент. Опытным путем он установил независимость скорости падения тела от его массы, а также существование инерции. Галилей сформулировал первый принцип относительности и вообще ввел понятие относительного движения. Он сконструировал первый телескоп и обосновал путем наблюдений коперниканскую систему мира.

Однако, несмотря на огромный вклад его предшественников, основателем классической науки считается английский теолог и ученый Исаак Ньютон. Он обобщил имеющиеся на тот момент представления и сформулировал три закона, названные его именем, а также закон всемирного тяготения, которые легли в основу всей классической механики. Огромное значение имели его работы в области математики, разработанные и систематизированные им методы работы с бесконечно малыми величинами – дифференциальное и интегральное исчисление. Начиная с Ньютона, наука взяла на вооружения метод математического моделирования физических процессов. Он ввел в употребление как научные понятия силы, инерции, массы, скорости, ускорения и положил в качестве основы Вселенского механизма Пространство и Время. Ньютон также известен своими работами в области оптики и теории чисел. Работа Ньютона стала краеугольным камнем всей классической физики.

Не стоит, однако, думать, что на этом утверждение механической картины мира завершилось. Физика и математика многим обязаны выдающимся деятелям науки той эпохи: Уильяму Гильберту, Леонарду Эйлеру, Жозефу Лагранжу, Уильяму Гамильтону, Пьеру-Симону Лапласу и др. Лаплас и Кант создали первую модель возникновения Солнечной системы из горячего газо-пылевого облака, которая до сих пор поддерживается большинством ученых. Формирование механико-математической картины мира продолжалось практически до самого конца эпохи классической науки. Успехи механико-математического метода в познании физической действительности привели к тому, что подобный подход стал примеряться и к другим областям знания: истории, психологии и даже биологии. Это с одной стороны подвергалось жесточайшей (и во многом справедливой) критике со стороны традиционный взглядов, особенно религии, но с другой привело к проникновению в сугубо гуманитарные области знаний эффективных математических методов. На этом этапе зародились такие строго математические науки, как экономика и социология.

«Первым звонком» для классической механики стала термодинамика. Изначально основанная на механических предпосылках, она не смогла справиться с задачей описания сложных систем, состоящих из большого числа объектов сугубо механическими методами. Более того, применение механических аналогий привело к неразрешимым парадоксам и противоречиям как с самой механикой – парадоксы возвращаемости и обратимости, - так и с наблюдениями и обыденным опытом – постоянное возрастание энтропии и тепловая смерть Вселенной. В теории излучения термодинамические противоречия привели к «ультрафиолетовой катастрофе», а сформулированная Максвеллом теория электромагнетизма предполагала относительность скорости света, что противоречило опытным данным. Все это в конечном итоге привело к тому, что классическая физика уступила место новому этапу развития науки и новым теориям – теории относительности и квантовой механике. Не стоит, однако, недооценивать значение механики Ньютона не только для науки, но и для человечества в целом. Она являет собой замечательный пример простой физической теории, долгое время занимавшей пьедестал мировоззренческой. Успех механики стал толчком для дальнейшего развития науки, а особенно, техники. Развитие транспорта, машиностороения, авиации, а также астрономии и космонавтики было бы невозможно без четырех простых законов Ньютона. Без преувеличения можно сказать, что ньютоновская механика стала первой (и, возможно, единственной) популярной научной теорией, с основами которой в наше время знаком практически каждый. Вероятно, для большинства людей даже в наше время, породившее множество причудливых и сложных теории, физика ассоциируется именно с классической механикой Ньютона.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.