Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие речи в раннем детстве






В раннем детстве усложняется деятельность малыша, рас­ширяется доступная ему сфера действительности, усложняется общение со взрослыми. Стремление к содержательному обще­нию по поводу предмета побуждает ребенка «искать» новое средство для общения, которым становится речь. Так, новая потребность, вырастающая на основе предметной деятельнос­ти, стимулирует развитие активной речи, которая превращает­ся в средство общения.

К активному употреблению речи ребенка побуждает потреб­ность в совместной со взрослым деятельности.

Выделяют три периода в становлении коммуникативной функции слова. В первом - главным компонентом ситуации выступает предмет. Ребенок тянется к нему, сопровождая дей­ствие мимическими и интонационно-выразительными эмоциональными компонентами, смысл которых - воздействовать На взрослого. Если попытки неудачны, то они могут перерастать в выражение неудовольствия, в плач. Во втором периоде главным компонентом ситуации становится взрослый. Ребенок перево­дит взгляд с предмета на взрослого и останавливается на пос­леднем. Попытки достать предмет заменяются указательными жестами. Дети стремятся обратить внимание взрослого на свои попытки. В третьем периоде центр ситуации переносится на сло­во. Ребенок смотрит на взрослого, присматривается к артику­ляции. Появляются первые попытки произнести слово, ребенок строит его артикуляционно-произносительный образ. Исчеза­ют неадекватные речевые пробы. И малыш произносит требуе­мое слово - название предмета. При этом требуемое действие взрослого с предметом подразумевается.

В возрасте 1 года 2 мес. - 1 года 3 мес. возникает подража­ние взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы. Новое слово включается в разнообразные ком­бинации с уже знакомым. Важно, что в раннем детстве ребенок переходит к употреблению осмысленных слов, хотя за словом стоит конкретный предмет, а не обобщенное значение. Слово «чашка» обозначает для него ту чашку, из которой он пьет. А другие чашки, отличающиеся внешним признаком, таким сло­вом не называются. Постепенно складывается обозначение сло­вом группы предметов на основе наглядных, а не родовидо­вых признаков. Достаточно бывает незначительного внешнего сходства по признаку, который бросается в глаза, чтобы ма­лыш обозначил предметы одинаково. Так, словом «ки» он на­зывает кошку, меховой воротник и шубу. Во второй половине второго года жизни слово относится к группе сходных предме­тов, независимо от некоторых внешних различий: куклы боль­шие и маленькие, резиновые и пластмассовые, знакомые и но­вые называются одинаково. Бурное развитие предметной дея­тельности после полутора лет приводит к появлению в речи ма­лыша глаголов, связанных с действием и выражением требова­ний. В возрасте около 2 лет ребенок задает многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообраз­ному увеличению активного словаря. К концу 3-го года жизни в речи дошкольника появляются слова с обобщающим значе­нием, но по своему содержанию отличающиеся от таких же слов в речи взрослого. Говоря «овощи», «игрушки», «одежда», ребе­нок имеет в виду предметы, которые встречались в его личном опыте и с которыми он действовал, а не абстрактное понятие, ос­нованное на существенных признаках. Таким образом, развива­ется не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.

Словарный состав речи - это лишь строительный матери­ал, который только при сочетании слов в предложении по зако­нам грамматики родного языка служит целям общения и по­знания действительности. Поэтому наиболее существенным яв­ляется вопрос об усвоении ребенком грамматического строя речи, которое начинается на втором году жизни. В возрасте от 1 года 3 мес.-1 года 8 мес. ребенок начинает употреблять слова, выполняющие функцию целого предложения (в неизменном виде во всех случаях, где они используются). Жесты и мимика, со­провождающие слова, облегчают их понимание окружающи­ми. Малыш произносит «мама» и тянется к игрушке, что озна­чает: «Мама, дай игрушку». Значение таких слов меняется в за­висимости от ситуации, в которую они включены. После 1, 5 лет движения, звуки и жесты все более заменяются словами, кото­рые превращаются в полноценное средство общения.

В возрасте 1 года 8 мес.-1 года 10 мес. в речи ребенка появ­ляются двусловные предложения. Он строит фразы, в которых называет требуемое действие: «Мама, ням-ням». После 1 года 10 мес. малыш начинает употреблять предложения, состоящие более чем из двух слов. В них он включает свое имя. В 2-3 года быстро увеличивается количество предложений, члены которых согласуются между собой сначала с помощью флексий (2 года 1 мес.-2 года 3 мес.), а потом служебных слов (2 года 3 мес.-З года).

На втором году жизни появляется особая форма.речи - си­туативная, понятная только в контексте конкретной ситуации, в которую включены собеседники. Это эмоциональная, отры­вочная, дополняемая жестами и мимикой форма речи.

Ситуативная форма речи ребенка отражает ответы на вопро­сы взрослого и вопросы самого ребенка, выражает желания ма­лыша, требования, предложения. Строится ситуативная речь как диалог, что связано с недостаточной самостоятельностью ребенка, неотделимостью его деятельности от деятельности взрослых.

В возрасте около 2 лет и особенно на третьем году жизни малыш по своей инициативе начинает отражать в речи все то, что он воспринимает. Возникает описательная речь. Теперь ре­бенок различает предметы по признакам, количеству и переда­ет эти различия в речи. Он воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру, отражая в ней реальные жизненные ситуации. Появляется способность разговари­вать с персонажем игры.

В раннем детстве продолжает развиваться понимание речи взрослых. К концу 2^го года жизни понимание речи основано на правильном восприятии всех звуков родного языка. Слово взрослого управляет вниманием детей, восприятием, движения­ми, действиями. Ребенок понимает названия предметов, их ка­чества, производимые с ними действия, некоторые оценки. Его поведение начинает подчиняться словесной инструкции взрос­лого, в связи с чем складываются элементы произвольности. На третьем году жизни малыш под влиянием инструкции взросло­го может не только начать, но и затормозить действие, что со­здает новые возможности для его воспитания, ив частности для усвоения правил поведения.

Важнейшим достижением в развитии и понимании речи яв­ляется овладение слушанием. В возрасте 1-3 лет интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного. Ребенок уже понимает со­держание небольших литературных текстов, которое непосред­ственно связано с его личным опытом или с ситуацией и пред­метами, воспринимаемыми в момент слушания. На третьем году жизни ребенок воспринимает небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3-4 предложений.

Особенности развития речи в раннем возрасте:

- развитие речи связано не только непосредственно с обще­нием со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

- формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;

- складывается не только коммуникативная, но и обобщаю­щая функция речи;

- формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

- появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекс­та ситуации, в которую включены собеседники;

- возникает описательная речь;

- ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

- речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружаю­щим, называя не только предметы и лица, но и действия, пере­живания, требования, предложения, желания;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.