Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неосознаваемые психические процессы. Явление установки(Д.Н. Узнадзе).






В отечественной психологии неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса: 1)неосознаваемые механизмы сознательных действий, 2)неосознаваемые побудители сознательных действий, 3)надсознательные процессы.
Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на три подкласса: 1)неосознаваемые автоматизмы,
2)неосознаваемые сопровождения сознательных действий, 3)явления неосознаваемой установки;
Неосознаваемые автоматизмы
- действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Совершая такую работу, люди говорят о " механической работе». Это и означает отсутствие сознательного контроля. Процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу: 1)никогда до этого не осознаваемые (принципиально не осознаваемые), 2)когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие автоматом (навыки). Неосознаваемое сопровождение сознательных действий. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые сопровождают действие без видимой причины: человек, слушающий музыку, может в такт покачивать головой или ногой, если человек проявляет эмпатию, то его лицо приобретает выражение лица другого человека. К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относится: - непроизвольные движения, - тоническое напряжение, - мимику, - пантомимику, - большой класс вегетативных проявлений. Явления неосознаваемой установки. Существовала целая психологическая школа, занимавшаяся исследованием проблем установки. Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) создал так называемую грузинскую школу психологии, в которой он со своими учениками исследовал феномены установки. Он определил установку как готовность организма или субъекта деятельности к совершению определённого действия или реагирования в определённом направлении. Скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка — во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.Виды установки: - моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия), - умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов), - перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).Установка это тоже автоматизм, только автоматизм в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка организма к выполнению тех или иных действий. Проводились интересные эксперименты с формированием у испытуемых установок во время гипнотического сна: им внушалось, например, что они должны спустя какое-то время подойти к вешалке и надеть на свою голову чужую шляпу. Когда испытуемые это делали на самом деле, их спрашивали о мотивах этого " странного" поступка. Испытуемые в ответ придумывали разного рода отговорки. Надсознательные процессы. С детства человек впитывает разного рода ценности. Со временем к этим ценностям добавляются собственные стратегические соображения, которые тоже становятся для человека морально-этическими нормами. Школьник, например, может решить сам для себя, что должен учиться на одни пятёрки. Всякое нарушение терминальных ценностей сопровождается неприятными, болезненными ощущениями. Морально-этические ценности могут напрямую проявляться в сознании, но могут и косвенно управлять этим сознанием человека. Субъективно это выглядит так: сознанием, рациональным человек приходит к такому-то выводу, ставит перед собой такие-то цели, совершает такие-то действия, но " душа его не на месте", он испытывает волнение и при этом не рефлексирует источник этого волнения.

17.Общая характеристика познавательной сферы личности. Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды. Познавательная сфера личности это: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь. Основные характеристики: 1. Когнитивная сложность (комплексность) – количество независимых, то есть некоррелирующих друг с другом персональных конструктов. Ее высокий показатель так же, как дифференцированный когнитивный стиль, соответствует объективным, разносторонним и независимым суждениям человека о предметном, социальном мире, самом себе. 2. Устойчивость познавательных конструктов означает наличие их определенного соподчинения, иерархии. Если для когнитивно сложного человека мир многомерен, то для “устойчивого” – рационально постижим. 3. Активность (осознанность) индивидуальных средств познания и оценки произвольным и осмысленным содержанием их применения. Если полученные субъектом знания и критерии эмоциональных оценок присваивались без специального осознания, то и в дальнейшем они используются им пассивно, автоматически. Стремление как-то объяснить наблюдаемые события бывает подчас настолько велико, что люди ищут и находят закономерности даже в случайной последовательности явлений, хотя основания суждений возникают спонтанно и отчет об их источниках затруднен.4. Субъективная значимость тех или иных когнитивных конструктов отражает степень их предпочтения в устойчивой познавательной сфере. Изменения субъективной значимости познавательных средств могут зависеть от возраста: так, при установлении связей между предметами на первый план выступают сначала их наглядные свойства, затем функциональные и, наконец, обобщенные характеристики. 5. Последовательность (непротиворечивость) познавательных средств восприятия и оценки окружающего мира есть их логическое и содержательное соответствие друг другу.

18.Общение и деятельность. Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность.

В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.В психологии есть ряд работ, подтверждающих так называемое единство общения и деятельности. Действительно, люди, занятые одним делом, неизбежно будут общаться как по поводу этой деятельности, так и просто. Получается, что без первого второе точно не возможно, так как деятельная личность без сомнения пересечется с другой деятельной личностью.С другой стороны, само общение считают видом деятельности (речевая деятельность). То есть, деятельность происходит в процессе понимания получаемой информации, а так же в процессе передачи информации другому человеку в письменной либо устной форме.Единство общения и деятельности заключается еще в том, что в процессе деятельности происходить своеобразное «формирование» общения как такового. Исходя из этого, делаем вывод, что в процессе совместной деятельности любой человек обогащается путем общения.

19.Определение и содержание общения. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. Барьеры общения: избегание, авторитет, непонимание(3хуровней: семантический –расхождение тезарусов, стилистический, фонетический)

20.Определение памяти, основные мнемические процессы, их свойства. Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств», образная и словесно-логическая. Сложную структуру памяти в психологии принято подразделять на четыре основных мнемических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. 1. Запоминание - процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, что является важнейшим условием его последующего воспроизведения. В некоторых случаях возникает необходимость использования особой формы запоминания – заучивания.(произвольное запоминание и непроизвольное.) 2. Сохранение – это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование, но динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающего переработку материала. 3. Воспроизведение- актуализация закрепленного ранее содержания психики. Воспроизведение может протекать в виде: 1) узнавания, или воспроизведения с опорой на восприятие. Оно происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, активизирующих старые связи; 2) собственно воспроизведения как произвольной или непроизвольной актуализации; 3) припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия; 4) реминисценции, отсроченного непроизвольного воспроизведения того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) было временно забыто (не воспроизводилось).4. Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях – даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Это целесообразный процесс. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека.

21.Организаторские качества руководителя. Каждый руководитель должен обладать организаторскими качествами и организаторским талантом, уметь налаживать совместную работу с большим количеством людей в рамках организации. Он должен обладать как определенными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства. В основе психологической структуры личности руководителя лежат, безусловно, организаторские способности. В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей: 1. Организационная проницательность, включающая: а)психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого: б)практическую направленность интеллекта, т.е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач; в)психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.2.Эмоционально-волевая результативность- умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов: а)энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели; б)требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным; в)способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.3. Склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность к организаторской деятельности, начиная мотивационными факторами и заканчивая профессиональной подготовленностью, самочувствие в процессе организационной деятельности, удовлетворенность и работоспособность. Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами: 1) широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе; 2)чувством понимания ситуации: 3)творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу: 4)нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи; 5)готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям; 6)стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха; 7)эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей; 8)ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах; 9)способностью работать в коллективе и с коллективом; 10)умением предвидеть результат; 11)внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации; 12)способностью и умением рисковать; 13)способностью действовать самостоятельно; 14)ответственностью за деятельность и за принятые решения; 14)способностью увидеть, выделить существенное; 15)искусством выполнять планы.

22.Проблема врожденного и приобретенного в психологии. Прежде всего проблема врожденного-приобретенного касается таких феноменов восприятия, как: - конфигурация, - константность, - предметность. Три класса экспериментов: 1) на новорожденных (или выращенных в особых условиях) животных 2) на новорожденных детях 3) исследование особых клинических случаев (прозревшие слепые) Эксперименты на конфигурацию. Восприятие формы: 1 - новорожденные цыплята предпочитали кормушки округлой формы 2 - новорожденные дети предпочитали законченные фигуры (закон хорошего продолжения работает) 3 - прозревшие слепые воспринимали мир как состоящий из различных конфигураций фигур. Восприятие пространства: 1 - цыплятам надевали искажающие линзы. 2 - новорожденные (1 неделя) воспринимают резкое увеличение тени как движение приближающегося объекта -> комплекс оборонительных реакций. 3 - прозревшие слепые воспринимали мир как состоящий из объектов, но пространственную локализацию этих объектов иногда они определяли неточно. Вывод по конфигуративным феноменам: мир изначально воспринимается как определенная структура, но восприятие конфигуративных свойств еще не достаточно точно). Эксперименты на константность. 1 - на крысах: условия световой депривации с рождения. Приманка сигнализировалась кругами разного диаметра. Константность восприятия размера не наблюдалась. 2 - на новорожденных (6-8 недель). Закреплялась реакция на куб со стороной 30 см на расстоянии 1 м. Затем показывали кубы 30 см и 90 см на расстоянии 3 м. Дети выбирали куб 30 см. Т.е., в 6-8 недель уже наблюдается феномен константности восприятия размера. 3 - по прозревшим данных нет. Вывод: по феномену константности информация противоречивая. Эксперименты на предметность. 1 - эксперименты со зрительным обрывом на животных показали, что все животные предпочитают не пересекать обрыв. 2 - на детях 6 недель наблюдалось повышение частоты сердечных сокращений при виде зрительного обрыва. Таким образом, наблюдается феномен предметных значений (восприятие опасности, которую таит в себе поверхность). На детях 1 недели - предъявлялось мнимое изображение (поляризованный свет) -> дети пытались схватить объект, затем реакция удивления. Наблюдалось также восприятие объективных свойств предметов (жесткий предмет дети пытались схватить, до аморфного - дотронуться). Общие выводы: несмотря на многочисленные эксперименты, проблема врожденного-приобретенного не имеет однозначного решения (нельзя понять, то ли это врожденное, то ли результат способности к быстрому научению). Научение в восприятии. Основная проблема, касающаяся научения в восприятии, состоит в следующем: что в восприятии есть результат научения? Многие теории сходились в том, что опыт влияет на воприятие, следы прошлого участвуют в нашем восприятии настоящего. Так, Гельмгольц считал, что мы учимся правильно воспринимать в опыте. По Титченеру (точка зрения структуралистов), мы учимся воспринимать путем присоединения прошлых ассоциаций к сенсорной основе. Гештальттеория настаивает на врожденности, спонтанности восприятия форм. Две основные теории перцептивного научения: 1) теория обогащения и 2) теория специфичности. Научение (1) как обогащение прежних бедных ощущений или (2) как дифференциация прежних смутных впечатлений. В первой решающая роль отводится опыту, во второй - стимуляции. Первая хорошо объясняет ошибки, иллюзии восприятия, индивидуальные различия и установки в восприятии; вторая - правильное восприятие. Эксперименты на вторую теорию: эксп-ты Гибсона со спиралями (испытуемые научались различать разные спиральки).

23.Основания типологии индивидуальности. Выделение психологических типов.
Индивидуальность - совокупность психических качеств, способов поведения субъекта, которая отличает его от других. Она определенным образом организована.По Петухову общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения. 1 из них связан с поиском объективных основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств и качеств конкретных людей. Такова собственно познавательная задача изучения индивидуальности. Как правило, попытки ее объяснения выходят здесь за пределы собственно психических свойств и направлены на установление их соответствия особенностям организма – аналитическим и физиологическим – данным природой. 2 подход дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать все возможные сочетания индивидуальных психических черт. Ведь знание о конкретных поведенческих реакциях человека в тех или иных социально-житейских ситуациях необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между людьми. Признание своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности – характерная черта данного подхода. Конечно, оба эти подхода являются эмпирическими, основанными на непосредственном опыте, который и определяет выделение индивидуальных типов. 3 подход отвечает задаче осознания, осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и состоит в дедуктивном (от общего к частному) выделении принципов построения типологии индивидуальностей, отвлекаясь от обилия эмпирических деталей. По существу, этот подход может быть также назван философским, ведь здесь возникает вопрос о том, почему эмпирически определенные типы индивидуальности складываются именно так, а не иначе. Однако чистая теория едва ли имела бы смысл при отражении постоянно меняющейся психической жизни. Поэтому результаты третьего подхода – знания о принципиальных типах человеческой индивидуальности – обретают статус тех реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои психические особенности, типологические отличия от индивидуальности других людей. 3 базовых принципа (стратегии) построения типологии индивидуальности. 1.Эмпирическая(опытная, клиническая) – обобщение произвольным образом личного опыта исследователей.2.Конституциональная– соотношение особенности поведения людей с какими-то индивидными (наследственными) свойствами (телосложение, пол, деятельность полушарий).3.Стратегия взаимодействия(средовая) – акцент на условиях среды; свойства личности, характер формируются в ходе взаимодействия со средой.4.Строение тела и характер. Типология Э. Кречмера построил теорию основных типов телесной конституции. Он выделяет в итоге четыре типа: 1.Лептосоматик(астеник): хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, вытянутое лицо, тонкий нос.2.Пикник(толстый): тучность, средний или малый рост, большой живот, круглая голова.3.Атлетик(борьба, схватка): крепкое телосложение, высокий или средний рост, выпуклая лицевая кость.4.Диспластик (плохосформированный): бесформенный или с отклонениями. Согласно типологии Юнга, людей можно разделить на типы по следующим характеристикам: 1) экстраверсия — интроверсия;
Экстраверт заряжается энергией от людей и действий. Интроверт черпает энергию внутри себя, направлен внутрь себя, сконцентрирован на своем-внутреннем мире, малообщителен.2) рациональный — иррациональный; (среди рациональных типов Юнг выделил интеллектуальный и эмоциональный, а среди иррациональных - интуитивный и сенсорный).3) мыслительный т ип (логик) — эмоциональный тип (этик); Для мыслительного типа характерно стремление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни. Для эмоционального типа главное — выражение оношения к событию, оценка события, «принятие или неприятие события».4) ощущающий тип (сенсорик) — интуитивный тип (интуит).

 

24.Основные модели психологической структуры личности. В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни. Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента.

Структура личности по Платонову. К. Он положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально обусловленные. Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни: Самый нижний уровень - это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности. В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.

Структура личности по Фрейду/ З.Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты, на основе которых строилась дальнейшая теория психоанализа. По мнению Фрейда, сознание и бессознательное находятся в постоянном конфликте, и задачей психоаналитика является установление гармонии и равновесия двух важнейших сторон человеческой психики. Бессознательное, по Фрейду, включает в себя Оно (или Ид), которое отвечает за важнейшие человеческие инстинкты - либидо (или инстинкт жизни, сексуальная энергия) и тонатос (или инстинкт смерти). К бессознательному также относится Сверх-Я (Супер-Эго), которое включает в себя моральные нормы и предписания, выполняя роль цензора в структуре психики. Сознательная часть личности - Я или Эго - призвана поддерживать гармонию между Оно и Сверх-Я, уравновешивать человеческое стремление к удовольствиям и необходимость подчиняться определенным моральным стандартам. Структура личности по Рубинштейну. В структуре личности Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, т.к. собственно те установки, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер. Структура личности в социологии: рассматривается в тесной связи с социальными отношениями, в которые человек вступает в процессе своей жизнедеятельности. Структура личности понимается, как фундамент человеческой деятельности, обусловленный особенностями общественной жизни. Социальная структура личности. Социальная структура личности выражается во внешней и внутренней соотнесенности личности с социумом. На внешнем плане мы находим совокупность различных социальных статусов, т.е. реальное положение личности в обществе, и социальных ролей, т.е. тех моделей поведения, которых человек придерживается в соответствии со своим статусом и ролью в социальной группе.На внутреннем плане находится набор диспозиций, т.е. позиций, которые были осмыслены субъектом, и непосредственно сами ролевые ожидания.

25.Основные положения гештальт психологии восприятия. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам гештальтпсихологии: 1) Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.2)Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.3)Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.4)Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму. 5)Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.6)Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений

26.Восприятие как процесс категоризации.(Дж.Брунер). Восприятие – это процесс категоризации прошлого опыта, т.е. одна из главных характеристик восприятия совпадает с характеристикой познавательного процесса вообще. Бессознательное движение от признаков к категориям. Чем более адекватна система категорий, построенная для кодирования окружающего мира, тем больше истинность восприятия в смысле успеха предсказания. Свойства восприятия: 1. Восприятие – это процесс принятия решения. Решить подобную задачу может как наблюдатель сам, так и его ЦНС (бессознательно – связь с Гельмгольцем).2. Этот процесс основан на использовании отличительных признаков. 3. Процесс использования признаков содержит операцию умозаключения. Стадии: первичное выделение объекта из потока внешней стимуляции → поиск признаков, соответствующих отличительным свойствам имеющихся в распоряжении организма категорий («поиск по каталогу») → предварительная категоризация → поиск подтверждающих признаков → окончательная категоризация с резким сокращением поиска признаков.4. Категория – набор правил, по которым можно объединять явления. 5. Категории различаются по степени готовности. Готовность полезна, т.к. она минимизирует неожиданности внешней среды и максимизирует успех в получении объектов. 6. «Истинность» восприятия – правильное отнесение объектов к категориям. 7. При неоптимальных условиях восприятие истинно в той мере, в которой готовность систем категорий отражает вероятность события. Стадии категоризации. 1) Первичная категоризация. Явления перцептивно изолируются и оказываются обладающими пространственными, временными и количественными характеристиками (Что это: объект? звук? движение?).

2)Поиск признаков. Идет поиск признаков, соответствующих отличительным свойствам имеющихся в распоряжении организма категорий; если таких не оказалось – сознательный вопрос: «что это?». Тогда начинается поиск дополнительных признаков, которые помогут более точно отнести объект в ту или иную категорию.3)Подтверждающая проверка.Наступает предварительная категоризация. Поиск ограничивается кругом признаков, могущих подтвердить найденную, предварительную категорию.4)Завершение проверки.Окончание поиска признаков. Несоответствующие признаки блокируются. Перцептивная готовность – готовность категорий к восприятию. Чем больше готовность, тем меньше информации необходимо для отнесения объекта к категории. Готовность зависит от: 1.Мотивации субъекта.2.Вероятности появления объекта (частоты появления). Пр.: за окном мелькнула какая-то тень, человек не видел что это было, но он скорее подумает, что это была кошка, чем то, что это был Карлсон.

27.Основные школы. Аналитическая психологияНаправление неофрейдизма, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К.Г. Юнг. Это учение основано на понятии коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа. БихевиоризмНаправление в психологии, рассматривающее человека как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. ГештальтпсихологияНаправление в психологии, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в., основанное на изучении особенностей восприятия и гештальта, интеллектуального явления " инсайта". Гуманистическая психологияНаправление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Когнитивная психологияОдно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. К.п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект. НейропсихологияОтрасль психологии, посвященная изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. Отечественная психологияВ отечественной психологии прочно утверждается принцип развития: психика животных и сознание человека могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если они рассматриваются в развитии. Психоанализ Совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии, созданное З. Фрейдом и его последователями. ФрейдизмВ расширительном понимании подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг. Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретической основы психоанализа как психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника современных психоаналитических концепций. Представители классического психоанализа и поныне сохраняют приверженность основным положениям фрейдизма, в отличие от представителей неофрейдизма, частично отбросивших, частично переосмысливших многие из них.

28.Отечественная психология. Представители: И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев и др. Предмет изучения. Психические процессы – это свойство высокоорганизованной материи. Практика. Павлов – разработка проблем патопсихологии (сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности). Бехтерев – огромнейший материал по патопсихологическим исследованиям. Исследовал проблему галлюцинаций, слуховые иллюзии. Развитие направлений таких как: Военная психофизиология, военная психотехника, авиационная психология., Педагогическая психология – стимулирование задач социального воспитания.Психология ребенка.

Вклад. Развитие науки позволило во многих городах организовать и запустить в работу психотехнические лаборатории. Было создано Всесоюзное общество по психотехнике.В отечественной психологии прочно утверждается принцип развития: психика животных и сознание человека могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если они рассматриваются в развитии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.