Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение эффективности применения средств, направленных на развитие специально-двигательных способностей гимнасток в групповых упражнениях






Для того чтобы оценить эффективность применения разработанных средств, направленных на развитие специально – двигательных способностей гимнасток в групповых упражнениях, проводился повторный сравнительный анализ контрольной и экспериментальной групп после проведения педагогического эксперимента.

Таблица 6 – Результаты тестирования специально – двигательных способностей гимнасток высокой квалификации ЭГ и КГ после проведения эксперимента

Название тестов группы X±mх t p
  Индивидуальная минута (сек) ЭГ 1, 5±0, 83 -3, 05 < 0, 05
КГ 4, 5±2, 25
  Время простой двигательной реакции (с) ЭГ 0, 17±0, 006 -7 < 0, 05
КГ 0, 20±0, 007
  Реакция на движ.объект (15 см) ЭГ 4, 13±0, 56 -1, 5 > 0, 05
КГ 4, 63±0, 58
  Координация в пространстве (раз) ЭГ 7±0, 9 3, 05 < 0, 05
КГ 5, 2±1, 2

Исходя из результатов таблицы 6, выявлены достоверные различия в показателях ЭГ и КГ (p < 0, 05) в тестах: «индивидуальная минута», «время простой двигательной реакции», «координация в пространстве». В тесте «Реакция на движущийся объект» статистически значимых отличий между показателями ЭГ и КГ не было выявлено (p > 0, 05). Мы предполагаем, что причиной этому стало недостаточное количество разработанных специальных средств, направленных на развитие данной способности.

Средняя ошибка в тесте на отмеривание временных параметров движения «Индивидуальная минута» ЭГ на начальном этапе составляла 4, 6 сек., а после проведения педагогического эксперимента составила 1, 5 сек.. Время простой двигательной реакции на начальном этапе ЭГ = 0, 2 сек., после проведения педагогического эксперимента осталось на отметке 0, 17 сек.. В тесте на координацию в пространстве гимнастки ЭГ в среднем попадали в обруч 4, 66 раз, а после проведения эксперимента средний результат составил 7 раз.

Рисунок 3. Результаты тестирования (%) воспроизведения силовых параметров движения ЭГ и КГ (правая рука)

Рисунок 4. Результаты тестирования (%) воспроизведения силовых параметров движения ЭГ и КГ (левая рука)

Анализируя рисунки 3 и 4 теста «Воспроизведение силовых параметров движения» следует отметить, что за период проведения эксперимента, как в экспериментальной, так и в контрольной группах произошло процентное увеличение гимнасток, показавших отличный уровень воспроизведения силовых параметров движения. При этом в ЭГ оно составило 33% (правая и левая рука), в КГ 17% (левая рука). Выполняя тест правой рукой, 33% гимнасток ЭГ выполнили тест с оценкой «отлично», 67 % показали результат «хорошо». В КГ 33% гимнасток показали «удовлетворительный» результат, 67% получили оценку «хорошо». При выполнении теста левой рукой 33% гимнасток ЭГ показали результат «отлично», 50% «хорошо», 17% «удовлетворительно». В КГ 17% гимнасток получили оценку «отлично», 33% «хорошо», 50% «удовлетворительно».

Таблица 7 - Результаты контрольных упражнений (перебросок) в КГ и ЭГ после проведения педагогического эксперимента

Переброска Группа Кол - во успешно выполненных попыток из 10  
 
  Выброс предмета из и.п. спиной друг к другу ЭГ    
КГ    
  Выброс предмета в подскоке по кругу ЭГ    
КГ    
  Последующий друг за другом выброс с перестроением гимнасток под броском ЭГ    
КГ    
  Выброс предмета без зрительного контроля с вращением гимнастки под броском ЭГ    
КГ    

 

Таблица 8 – Результат (%) успешно выполненных перебросок ЭГ и КГ после проведения педагогического эксперимента

№ переброски Результат (%) успешно выполненных попыток из 10
ЭГ КГ
" до" " после" " до" " после"
  50% 90% 40% 70%
  50% 80% 40% 60%
  60% 80% 40% 60%
  50% 70% 50% 50%

Анализируя данные таблицы 8 можно сделать вывод о том, что результативность успешно выполненных перебросок в групповых упражнениях ЭГ и КГ улучшилась после проведения педагогического эксперимента. Однако, количество успешно выполненных попыток в 1 переброске ЭГ увеличилось на 40%, в КГ на 30%; во второй переброске ЭГ улучшила свой результат на 30%, КГ на 20%; в переброске №3 ЭГ показала результат лучше на 20% так же, как и КГ; в переброске №4 только ЭГ улучшила свой результат на 20%.

Таким образом, анализируя результаты таблиц 2, 3, 6, 7, 8 и рисунков 1, 2, 3, 4 можно сделать вывод о том, что результаты педагогического эксперимента показали эффективность средств, направленных на развитие специально – двигательных способностей гимнасток в групповых упражнениях и, как следствие, улучшения результативности перебросок предметов. У гимнасток экспериментальной группы наблюдался достоверный прирост показателей (р< 0, 05) воспроизведения временных и пространственных параметров движения, быстроты двигательной реакции по сравнению с показателями студенток контрольной группы.

ВЫВОДЫ

1. Анализ литературных источников показал, что современная система подготовки гимнасток в сборных командах по групповым упражнениям требует высокого уровня развития специально – двигательных способностей, необходимых для успешного выполнения перебросок. Вместе с овладением рациональной техники выполнения группового упражнения, они являются одним из основных показателей роста спортивных результатов.

2. С целью выявления факторов, влияющих на успешность выполнения перебросок, на основании анкетирования тренеров, специализирующихся в области групповых упражнений и гимнасток высокой квалификации были выявлены следующие специально – двигательные способности: способность воспроизводить временные, силовые, пространственные параметры движения и быстрота двигательной реакции.

3. В ходе исследования были разработаны специальные средства: индивидуальные, групповые (парные или командные), направленные на развитие специально – двигательных способностей гимнасток в групповых упражнениях. Разработанные упражнения были внедрены в тренировочный процесс экспериментальной группы в течение пяти месяцев.

4. На заключительном этапе экспериментальной работы была доказана эффективность применения средств, направленных на развитие специально – двигательных способностей гимнасток высокой квалификации и как следствие повышение результативности перебросок в групповых упражнениях. Сравнительный анализ показателей специально – двигательных способностей гимнасток ЭГ и КГ позволил выявить достоверные (р< 0, 05) межгрупповые различия в показателях воспроизведения временных и пространственных параметров движения, быстроты двигательной реакции. В тесте на отмеривание временных параметров движения «индивидуальная минута» прирост составил в ЭГ 3, 1 сек, а в КГ - 0, 56 сек. В тесте на координацию в пространстве прирост результатов ЭГ составил 2, 34 раза, в КГ - 0, 37 раза. В тесте на оценку времени простой двигательной реакции прирост показателей ЭГ составил 0, 03 сек, а в КГ прирост не был выявлен статистически.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быстрова И.В. Психолого-педагогическая технология управления адаптацией гимнасток к групповой спортивной деятельности: на примере групповых упражнений в художественной гимнастике: автореф. дис. канд. психол. наук. Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург, 2008.

2. Быстрова И. В. Специфика поддержек в групповых упражнениях художественной гимнастики / И. В. Быстрова // Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы: сб. науч. трудов БПА. – СПб., 2009. – С. 242 - 244.

3. Верхошанский Ю.Ф. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1988

4. Винер-Усманова И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике: автореф. дис. док. пед. наук. НГУФК им. П. Ф. Лесгафта. – СПб., 2013. – 47 с.

5. Винер – Усманова И.А., Крючек Е., Медведева Е., Терехина Р. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути ее формирования / Винер – Усманова И., Крючек Е., Медведева Е., Терехина Р. – СПб.: Человек, 2014.

6. Винер И.А., Терехина Р.Н.. Система, определяющая соотношение сил в художественной гимнастике на мировом уровне // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 4. [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-opredelyayuschaya-sootnoshenie-sil-v-hudozhestvennoy-gimnastike-na-mirovom-urovne

7. Винер И.А., Терехина Р.Н, Шишковская М., Пирожкова Е.А. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Минске // Ученые записки университета им. П.. Лесгафта. – 2011. - №6 [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-rezultatov-chempionata-evropy-po-hudozhestvennoy-gimnastike-v-minske

8. Галкина Н.Э. Проявление двигательных способностей у занимающихся художественной гимнастикой в упражнении с предметами. —В кн.: Научно-методическая конференция Республики Прибалтики и Беларуси «Проблемы спортивой тренировки» Минск, 1982, С. 83

9. Канакова Л.П. Основы математической статистики в спорте / Канакова Л.П. - Томск, 2001. - 125 с

10. Капилевич Л.В., Кабачкова А.В. Спортивная медицина: практикум. / Капилевич Л.В., Кабачкова А.В. - Томский государственный университет, 2009. Ч1 – 89 с.

11. Караваева Е.С., Степанова И.А. Влияние специально – двигательных способностей на успешность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. – 2013. - №8 [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-spetsialno-dvigatelnyh-sposobnostey-na-uspeshnost-vypolneniya-perebrosok-predmetov-v-gruppovyh-uprazhneniyah

12. Карпенко Л. А. Техническая подготовка и основы обучения упражнениям художественной гимнастики: учебник / Л. А. Карпенко, И. А. Степанова. – М.: Всероссийская федерация художественной гимнастики, 2003. – c.102-109.

13. Лях В.И. [Электорнный ресурс]: https://studopedia.org/2-82705.html

14. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник для студ. высш. учеб. заведений.- М.- Физическая культура, 2005.

15. Меканциншвили С.А. Планирование и учет тренировочных нагрузок в групповых упражнениях на предсоревновательном этапе // Гимнастика / Тренировка. – январь 1984. [Электронный ресурс] -.https://www.cnopm.ru/gymnastics/training/1984/january/load_in_group_exercises_on_precompetitive_stage

16. Нестерова Т.В. Методика совершенствования техники двигательных взаимодействий в групповых упражнениях художественной гимнастики//современные проблемы Физ.культ. и спорта: Сб. научн. трен-Белгород, 1997-С.90-92.

17. Нестерова Т. В. Техника двигательных взаимодействий в групповых упражнениях художественной гимнастики / Т. В. Нестерова // Наука в олимпийском спорте. – Киев: Олимпийская лит. – 2000. – № 2. – С. 31-39.

18. Плеханова, М.Э. Комплексная оценка эстетических компонентов исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 6. [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-otsenka-esteticheskih-komponentov-ispolnitelskogo-masterstva-v-gimnasticheskih-vidah-sporta

19. Семибратова И.С. Надежность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики: автореф. дисс. на соискание учен. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 " Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" / И.С. Cемибратова. - Санкт-Петербург, 2007. - 24 с.

20. Семибратова И.С. Совершенствование выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики // Научно – теоретический журнал «Ученые записки». – 2007. - №1(23). – 65 – 66 с.

21. Сиваш И.С. Факторы успешной соревновательной деятельности в групповых упражнениях художественной гимнастики // Научный журнал Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова. Серия 15: Научно-педагогические проблемы физической культуры / Физическая культура и спорт: сборник научных трудов под ред. Г. М. Арзютова. - М.: Изд-во НПУ имени М.П.Драгоманова, 2014. - Выпуск 9 (50) 14. – С. 126 – 131.

22. Староверская Т.В. О композиции групповых упражнений в художественной гимнастике // Гимнастика / Тренировка. – второй выпуск 1984. [Электронный ресурс] - https://www.cnopm.ru/gymnastics/training/1984/january/on_composition_of_group_exercises

23. Титова А.В., Борисова В.В., Пашинцев В.Г. Игра «Ринго» как средство повышения надежности при выполнении перебросок предметов в групповых упражнениях в художественной гимнастике // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. - № 4 – 2. [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/igra-ringo-kak-sredstvo-povysheniya-nadezhnosti-pri-vypolnenii-perebrosok-predmetov-v-gruppovyh-uprazhneniyah-v-hudozhestvennoy

24. Теория и методика обучения упражнениям с предметами в художественной гимнастике: учеб.-метод. пособие / под ред. проф. Л. А. Карпенко. Белгород: ЛитКараван, 2011. 100с

25. Холодов, Ж.К. Теоретико-практические основы развития физических качеств / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов // Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студентов ВУЗ. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - гл. 7 - С. 130-147

26. Художественная гимнастика: Учебник / под. общ. ред. Л.А. Карпенко – М.:, 2003. – 384с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.