Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование взаимодействия непосредственного и интернет-общения в жизни современных студентов






В данном параграфе представлены результаты эмпирического исследования, которое проводилось в апреле 2016 года с использованием метода анкетирования. Выборка среди студентов г. Барнаула составила 240 человек, обучающихся на гуманитарных и естественных факультетах. Наше исследование, проведенное на основе анкетного опроса, позволило составить наиболее полное представление о соотношении непосредственного и интернет-общения современных студентов.

Распределение респондентов по полу составляет примерно равное соотношение: 52% (женщины) и 48% (мужчины), как и равное количество студентов обучающихся на гуманитарных (120 человек) и естественных (120 человек) факультетах.

Отвечая на вопрос: «Как часто Вы общаетесь с друзьями или семьей?» при чем ответы предполагали следующие альтернативы: Ежедневно, Несколько раз в неделю, Несколько раз в месяц, Затрудняюсь ответить. 85, 3% ответивших, ежедневно общаются с семьей и близкими для них людьми, 13, 5% несколько раз в неделю, а 1, 2% всего лишь несколько раз в месяц (рисунок 1). Так же студенты гуманитарных факультетов общаются намного чаще ежедневно и несколько раз в неделю, чем студенты естественных факультетов (рисунок 2). Можно сделать вывод, что большее количество респондентов ежедневно участвуют в процессе общения с близкими для них людьми и студенты гуманитарных факультетов намного чаще это делают, чем студенты естественных факультетов.

Рисунок 1 – Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы общаетесь с друзьями или семьей?»

Рисунок 2 – Распределение ответов среди студентов гуманитарных и естественных факультетов на вопрос «Как часто Вы общаетесь с друзьями или семьей?»

На вопрос «Как Вы проводите свое свободное время?» были получены следующие данные: 19, 9% опрошенных предпочитают проводить свое свободное время в компании друзей, 24, 7% проводят свое свободное время в интернете, 7, 8% за просмотром телепередач, 14, 5% читают книги, 12, 7% отдых и сон, 11, 6% занимаются спортом, 5 % посещают музеи и ид, 1% компьютерные игры, 2, 8% гуляют на свежем воздухе, хобби и др (рисунок 3). Из полученных результатов можно сделать вывод, что среди студентов очень распространенно проводить свое свободное время в интернете, но при этом так, же популярно провождение своего свободного времени в компании друзей и близких, и занятия спортом, чтение книг и др.

Рисунок 3 – Распределение ответов «Как Вы проводите свое свободное время?»

Распределение ответов респондентов на вопрос «Имеете ли Вы аккаунты в социальных сетях?» было следующим98, 8% опрошенных имеют аккаунты в социальных сетях, а 1, 2% не имеют (рисунок 4). Из полученных результатов следует, что социальные сети очень популярны среди молодежи.

Рисунок 4 – Распределение ответов на вопрос «Имеете ли Вы аккаунты в социальных сетях?»

При распределении ответов респондентов на вопрос «Какое количество времени в среднем Вы проводите в соц. сетях?» было выявлено, что 29, 2% проводят в социальных сетях 1-2 часа, 32, 1% от 2 до 4 часов, 31% 4 часа и больше, а 7, 7 % затрудняются ответить на данный вопрос (рисунок 5). Студенты естественных факультетов тратят больше времени на интернет-общение, чем студенты гуманитарных факультетов (рисунок 6). Из полученных результатов можно сделать вывод, что у большинства студентов прослеживается зависимость от социальных сетей и эта зависимость прослеживается, как у студентов естественных факультетов, так и у студентов гуманитарных факультетов.

Рисунок 5 – Распределение ответов на вопрос «Какое количество времени в среднем Вы проводите в соц. сетях?»

Рисунок 6 –Распределение ответов среди студентов гуманитарных и естественных факультетов на вопрос «Какое количество времени в среднем Вы проводите в соц. сетях?»

На вопрос «Как Вы можете охарактеризовать ваш процесс общения в интернете?» 16, 2% респондентов ответили, что общаются только по работе или учебе», 7, 8% общаются ради самого общения, 76% общаются, как по работе, или учебе, так и из-за личного интереса (рисунок 7). Из полученных результатов следует отметить то, что наименьшее количество респондентов используют социальные сети только для самого процесса общения, то есть знакомства и общения. Превалирующее количество респондентов, а именно 76% используют социальные сети не только для общения по работе и учебе как другие 16, 2% опрошенных, но и для личного интереса, а это означает, что сам процесс общения является не главной целью использования социальных сетей. Среди ответов гуманитарных и естественных факультетов нет больших различий в значениях ответов (рисунок 8)

Рисунок 7 Распределение ответов на вопрос «Как Вы можете

охарактеризовать ваш процесс общения в интернете?»

Рисунок 8 –Распределение ответов среди студентов гуманитарных и естественных факультетов на вопрос « Как Вы можете охарактеризовать ваш процесс общения в интернете?»

На вопрос «Переходили ли Вы от виртуального общения с человеком, с которым вы познакомились в сети к реальному общению?»

41, 3% респондентов ответили, что переходили к реальному общению, когда им предоставлялась такая возможность, 46, 7% ответивших переходили, но в только исключительных случаях, 12% считают, что нельзя смешивать виртуальную жизнь с реальной жизнью (рисунок 9). Респонденты не исключают возможности продолжения общения в реальной жизни после знакомства в социальных сетях, есть те, кто готовы к этому прибегнуть, но в исключительных случаях, а есть те, кто не упускают такую возможность. Но тот факт, что 12% выступают против перехода общения из виртуальной к реальной жизни говорит о том, что не все респонденты готовы к такому, и разграничивают свою виртуальную и реальную жизнь. Студенты гуманитарных направлений, в отличие от студентов естественных направлений, в большинстве случаев готовы связать свою реальную и виртуальную жизнь, переходя от виртуального общения к реальному общению (рисунок 10).

Рисунок 9 – Распределение ответов на вопрос «Переходили ли Вы от виртуального общения с человеком, с которым вы познакомились в сети к реальному общению?»

Рисунок 10 – Распределение ответов среди студентов гуманитарных и естественных факультетов на вопрос «Переходили ли Вы от виртуального общения с человеком, с которым вы познакомились в сети к реальному общению?»

«Сможет ли на Ваш взгляд общение через интернет полностью или частично заменить реальное общение?» В ходе исследования было выявлено, что из всех респондентов, принявших участие в данном исследовании, 5, 4% ответивших отмечали, что общение посредством интернета в будущем может полностью или большей степени заменить непосредственное общение, 23, 8% ответивших, что может, но частично заменить (рисунок 11). Большинство респондентов, а именно 70, 8% ответивших не согласились с тем, что интернет общение полностью заменит реальное общение. Из полученных результатов можно сделать вывод, что люди не готовы еще отказаться от непосредственного общения, и оно играет для них очень важную роль.

Рисунок 11 – Распределение ответов на вопрос «Сможет ли на Ваш взгляд общение через интернет полностью или частично заменить реальное общение?»

Распределение ответов респондентов на вопрос «Сколько человек из ваших друзей в соц.сетях реально являются вашими друзьями в жизни?» было следящим - 34, 5% опрошенных отметили, что в социальных сетях они имеют около 10 и меньшее количество реальных друзей, 24, 4% имеют в социальных сетях от 10 до 20 реальных друзей, 28% от 20 друзей и больше, а 10, 1% затрудняются ответить на данный вопрос. 3% ответили, что не имеют реальных друзей в социальных сетях(рисунок 12). Из полученных результатов можно сделать вывод, что большее количество людей имеют 10 и меньше реальных друзей в социальных сетях, это те люди с кем они постоянно общаются. Так же можно сделать вывод, что в социальных сетях очень часто среди большого количества виртуальных друзей пользователи все равно предпочитают общаться со своими настоящими друзьями, что составляет небольшую часть от количества друзей в социальных сетях.

Рисунок 12 – Распределение ответов на вопрос «Сколько человек из ваших друзей в соц.сетях реально являются вашими друзьями в жизни?»

Что на Ваш взгляд мешает Вам проводить больше времени с друзьями в реальной жизни, чем в соц. сетях? 50, 9% отсутствие свободного времени, 31, 1% пространственные ограничения, 9% психологические и личностные особенности, 4% отсутствие реальных друзей, 5% ничего не мешает (рисунок 13).Небольшой разрыв в ответах гуманитариев и естественников говорит о том, что у всех студентов основные причины по которым возникают проблемы при организации реального общения совпадают (рисунок 14). Основной преградой при организации непосредственного общения являются, отсутствие свободного времени у респондентов и пространственные ограничения именно поэтому студенты предпочитают использовать социальные сети для организации своего общения так, как общение с помощью интернета помогает преодолеть все возможные преграды при организации общения.

 

 

Рисунок 13 – Распределение ответов на вопрос «Что на Ваш взгляд мешает Вам проводить больше времени с друзьями в реальной жизни, чем в соц. сетях?»

Рисунок 14 – Распределение ответов среди студентов гуманитарных и естественных факультетов на вопрос «Что на Ваш взгляд мешает Вам проводить больше времени с друзьями в реальной жизни, чем в соц. сетях?»

Влияет ли интернет-общение на организацию вашего досуга? Было получено следующее распределение ответов на данный вопрос: 18, 5% респондентов ответили, что интернет-общение влияет на организацию досуга, скорее да чем нет, ответили - 22, 6%, скорее нет чем да - 25, 6%, нет - 26, 2%, затрудняюсь ответить - 7, 1% (рисунок 15). Из полученных результатов можно сделать вывод, что интернет-общение не влияет на организацию досуга большинства опрошенных в тоже время для второй половины респондентов интернет-общение выступает досугом из этого следует, что в зависимости от предпочтений самих студентов их и форм организации досуга, активного или пассивного досуга. Для тех, кто придерживается активного времяпровождения, интернет общение не будет выступать досугом, в отличие от сторонников пассивного отдыха. Так же студенты гуманитарных направлений в большей степени используют интернет-общение для организации своего досуга, чем студенты естественных факультетов (рисунок 16).

Рисунок 15 – Распределение ответов на вопрос «Влияет ли интернет-общение на организацию вашего досуга?»

Рисунок 16 – Распределение ответов среди студентов гуманитарных и естественных факультетов на вопрос «Влияет ли интернет-общение на организацию вашего досуга?»

Распределение ответов на вопрос «Социальные сети для вас это» -? было таким, для 71, 3% опрошенных социальные сети являются средством для общения, 18, 6% используют социальные сети для времени провождения, чтобы занять себя, 7, 1% находят в социальных сетях свое спасение от одиночества, 3% используют возможность использования интернет-общения для своего заработка (рисунок 17). Из полученных результатов следует то, что социальные сети большинством опрошенных используются по их основному назначению, а именно для организации общения, а уже в отдельных случаях для организации досуга, для поиска друзей и заработка. Преимущественно для организации общения их используют, как студенты гуманитарных, так и естественных направлений (рисунок 18).

 

Рисунок 17 – Распределение ответов на вопрос «Социальные сети для вас это -?»

Рисунок 18 – Распределение ответов среди студентов гуманитарных и естественных факультетов на вопрос «Социальные сети для вас это -?»

На вопрос Вы считаете себя коммуникабельным человеком? 72, 4% респондентов ответили, что считают себя коммуникабельными людьми, 27, 6% наоборот отрицают данное утверждение по отношению к себе(рисунок 19).

 

Рисунок 19 – Распределение ответов на вопрос «Вы считаете себя коммуникабельным человеком?»

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.