Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прочитайте текст и выполните задания 9-16.






(1)В палисаднике было очень весело. (2)Игра в разбойники шла как нельзя лучше; но одно обстоятельство чуть-чуть не расстроило всего. (3)Серёжа Ивин споткнулся и на всём бегу ударился коленом о дерево так сильно, что я думал, он расшибётся вдребезги. (4)Я подошёл и с участием стал спрашивать, больно ли ему. (5)Серёжа рассердился на меня и закричал:

–(6)Ну, что это? (7)После этого игры никакой нет! (8)Ну, что ж ты меня не ловишь?

(9)Меня так поразил и пленил этот геройский поступок: несмотря на страшную боль, он не только не заплакал, но и не показал виду, что ему больно. (10)Вскоре к нашей компании присоединился ещё Иленька Грап, а Серёжа имел случай ещё больше поразить меня своим удивительным мужеством и твёрдостью характера.

(11)Иленька Грап был сыном бедного иностранца, который когда-то жил у моего деда, был ему чем-то обязан и почитал теперь своим долгом присылать часто к нам своего сына. (12)Но мы не только не были дружны с Иленькой, но обращали на него внимание только тогда, когда хотели посмеяться над ним.

(13)Иленька Грап был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. (14)Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать.

(15)Когда игра в разбойники прекратилась, мы уже в доме начали щеголять друг перед другом разными гимнастическими штуками. (16)Серёжа беспрестанно затевал новые шалости: через всю комнату перекатывался колесом, становился кверху ногами на лексиконы Татищева, и при этом выделывал ногами такие уморительные штуки, что невозможно было удержаться от смеха. (17)После этой последней штуки он помигал глазами и вдруг с совершенно серьёзным лицом подошёл к Иленьке: «Попробуйте сделать это; право, это нетрудно». (18)Грап покраснел и чуть слышным голосом уверял, что он никак не может этого сделать.

(19)Серёжа взял его за руку. (20)Володя и старший Ивин нагнули ему голову и поставили её на лексиконы; я и Серёжа схватили бедного мальчика за тоненькие ноги и с громким смехом вскинули их кверху. – (21)Вот теперь молодец, – сказал Серёжа, хлопнув его рукою.

(22)Иленька молчал и, стараясь вырваться, махал ногами в разные стороны. (23)Одним из таких отчаянных движений он ударил каблуком по глазу Серёжу так больно, что Серёжа тотчас же оставил его ноги, схватился за глаз и из всех сил толкнул Иленьку. (24)Иленька, не будучи более поддерживаем нами, как что-то безжизненное, грохнулся на землю и от слёз мог только выговорить:

– (25)За что вы меня тираните?

(26)Я с участием посмотрел на бедняжку, который, лёжа на полу и спрятав лицо в лексиконы, плакал.

– (27)Эй, Сергей, – сказал я, – зачем ты это сделал? – (28)Я не заплакал, небось, сегодня, как разбил себе ногу почти до кости.

«(29)Да, это правда, – подумал я. – (30) Иленька больше ничего как плакса, а вот Серёжа – так это молодец… что это за молодец!..»

(31)Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его.

(32)Как я не подошёл к нему, не защитил и не утешил его? (33)Куда девалось чувство сострадания?

(По Л.Н. Толстому*)

*Лев Николаевич Толстой (1828 г. – 1910 г.) – известный русский писатель и мыслитель, автор трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность». В основе трилогии Толстого – повествование о нравственном становлении ее главного героя, Николеньки Иртеньева.

9 Укажите номер предложения, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему плакал во время игры Иленька Грап?»

1) (26)Я с участием посмотрел на бедняжку, который, лёжа на полу и спрятав лицо в лексиконы, плакал.

2) (30)Иленька больше ничего как плакса, а вот Серёжа – так это молодец… что это за молодец!..

3) (18)Грап покраснел и чуть слышным голосом уверял, что он никак не может этого сделать.

4) (31)Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его.

 

Ответ: ____________________________________________________

 

10 Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 24: «Иленька, не будучи более поддерживаем нами, как что-то безжизненное, грохнулся на землю и от слёз мог только выговорить».

1) эпитет

2) сравнение

3) фразеологический оборот

4) антитеза

 

Ответ: ____________________________________________________

 

11 Установите соответствие между выделенными словами в предложениях из текста и их морфологической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1)Я с участием посмотрел на бедняжку, который, лёжа на полу и спрятав лицо в лексиконы, плакал. А) глагол
2)Но мы не только не были дружны с Иленькой, но обращали на него внимание только тогда, когда хотели посмеяться над ним. Б) наречие
3) Вскоре к нашей компании присоединился ещё Иленька Грап, а Серёжа имел случай ещё больше поразить меня своим удивительным мужеством и твёрдостью характера В) отрицательная частица
4)Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его.    
Д) краткое прилагательное
Ответ:  
       
       

 

 

12 Укажите способ образования слова «палисадник» (предложение 1).

 

Ответ: ________________________________________________________________

 

13 Из предложений 2-5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующей согласной.

 

Ответ: ________________________________________________________________

 

14 Замените книжное слово «вскинули» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

Ответ: ________________________________________________________________

 

15 Среди предложений 22-24 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: _________________________________________________________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.