Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СЛОВАРЬТРУДНЫХТЕРМИНОВ 1 страница






Анкетирование — вопросно-ответная форма организации текста.

Бесповторный отбор (non-repeated selection) — отбор по схеме невозвращаемого шара: каждая отобранная единица не возвращается в генеральную совокуп­ность, следовательно, вероятность попадания в выборку оставшихся единиц все время меняется.

Биографическое интервью — метод сбора данных об истории жизни индивидов; зак­лючается в устном рассказе о своей жизни исследователю в процессе интервью и последующем анализе текста путем выстраивания биографических эпизодов в определенной последовательности (хронологической, тематической и т.д.).

Вариация — разброс значений; изменение величины признака в статистической совокупности, т.е. принятие единицами совокупности разных значений при­знака. Измеряется системой показателей вариации, к которым относятся: размах вариации, среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, дисперсия, коэффициент вариации.

Верификация — подтверждение научной теории всем множеством эмпиричес­ких фактов, которые к ней относятся.

Вероятность — числовая характеристика степени возможности появления како­го-либо случайного события при тех или иных, могущих повторяться нео­граниченное число раз условиях.

Вторичные данные — информация, которая уже была кем-то получена и обрабо­тана. Примером служат официальная статистика, письма, автобиографии, статьи в журналах и газетах или результаты исследования других социологов.

Выборка (sample) — группа людей, подобранная для исследования, репрезенти­рующая тех, кого социолог намерен изучить.

Выборка мнений (суждений) (judgment samples) — разновидность невероятност­ной выборки, где критерием отбора единиц служит мнение квалифициро­ванных специалистов (экспертов), которые и выносят суждение о том, кого следует включать в состав выборки.

Выборочная совокупность (sampling population) — люди, которыми социолог ин­тересуется как исследователь и которые реально включены в опрос; синоним термина «выборка».

Выборочное обследование (наблюдение) (sample observation) — в социологии, способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении.

Выделение факторов (extraction of factors) — первоначальный этап факторного анализа; ковариационная матрица воспроизводится посредством небольшого числа скрытых факторов или компонент.

Генеральная совокупность — множество людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании.

Гипотезы (hypothesis) — научные предположения, выдвигаемые для объясне­ния изучаемых явлений и процессов, которые надо подтвердить или опро-

вергнуть; непротиворечивое множество предположений, относящихся i распределению генеральных совокупностей или выборок. Нулевая гипотез предназначена для определения согласованности данных с выдвинуть» предположением. Альтернативная гипотеза определяет согласованност данных с нулевой гипотезой и опровергает последнюю. Различают гипоте зы о частоте распределения, гипотезы о средних величинах и гипотезы < пропорциях.

Гипотезы о средних (hypothesis about means) — гипотезы относительно оценки сред ней величины генеральной совокупности на основе выборочных данных. Со ответствующая статистическая проверка осуществляется с помощью Z-крите рия либо с помощью /" -критерия Стьюдента.

Гипотезы о частоте распределения (hypothesis about frequency distributions) — ги потезы относительного согласия между наблюдаемым и ожидаемым рас пределениями. Для определения соответствия между распределениями ис пользуются критерии согласия.

Главные компоненты (principal components) — линейная комбинация наблюдае мых переменных, обладающая свойством ортогональности; первая главна компонента воспроизводит наибольшую долю дисперсии исходных данных вторая — следующую по величине долю и т.д.

Государственная статистика — централизованная система сбора и обработк] статистической информации. Руководящим организационным центром осуществляющим централизованное руководство делом учета и статистики является Госкомстат России. В субъектах Федерации имеются территориаль ные комитеты государственной статистики. Низовыми органами государ ственной статистики являются структурные подразделения территориальны комитетов в районах и городах.

Группировка данных (grouped data) — один из основных методов обработки пер вичной статистической информации, представляющий собой процесс обра зования групп единиц совокупности, однородных в каком-либо отношении а также имеющих одинаковые или близкие значения изучаемого признака

Группировочные признаки (grouping variables) — признаки, принимаемые за ос нову образования групп в процессе статистической группировки. В марке тинговых исследованиях в основе группировок лежит деление признаков н 2 группы: характеристики потребителей и оценка их отношения к товар} Разграничение сегментов обычно требует комбинирования этих групп.

Данные — информация, представленная в формализованном виде, позволяющег передавать или обрабатывать ее при помощи средств вычислительной тех ники.

Дельфи-метод (the Delphi method) — метод экспертных оценок, основанный н предположении, что обобщенная оценка экспертов будет иметь наименьшую дисперсию, а медианное значение индивидуальных оценок стремится к фак тическому значению прогнозируемого показателя.

Дескриптивные исследования (descriptive research) — исследования, построенны на простом описании изучаемого объекта.

Диалоговое интервью — форма глубинного интервью, протекающего в форм свободного диалога исследователя и исследуемого, в котором оба занимаю одинаково активную позицию и равноправно обмениваются мнениями от носительно обсуждаемых проблем.

Дискриминантная функция (discriminant function) — статистика, служащая для построения правила классификации объектов по группам.

Дискриминантами анализ (discriminant analysis) — статистический метод, кото­рый позволяет изучать различия между двумя и более объектами по несколь­ким признакам одновременно.

Дисперсия — средняя из квадратов отклонений значений признака от их сред­ней величины.

Дневник (diary) — метод исследования, при котором респонденты в течение некоторого времени (от недели и дольше) заполняют специальные дневни­ки. В дневниках может фиксироваться информация о просмотре телепрог­рамм или прослушивании радиостанций и т.п.

Доверительная вероятность (confidence level) — вероятность того, что оценивае­мый параметр в генеральной совокупности будет находиться в установлен­ном интервале.

Зависимые переменные — переменные, на изменение которых влияют другие переменные.

Закон больших чисел — утверждение, гласящие, что совокупное действие боль­шого числа случайных факторов приводит, при некоторых весьма общих условиях, к результату, почти не зависящему от случая.

Закономерность — мера вероятности наступления какого-то события или явле­ния либо их взаимосвязи.

Измерение — сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

Индекс — относительная величина среднего измерения двух состояний одного и того же явления, состоящего из совокупности элементов (товаров, услуг, ресурсов и т.п.). Отчетные данные, оцениваемые с помощью индексов, со­поставляются с базисными данными прошлого периода, нормативами и до­говорами, данными по другой совокупности или территории. В зависимос­ти от изучаемой совокупности индексы подразделяются на индивидуальные и сводные.

Исследовательские вопросы — гипотезы, построенные на основе сформулирован­ных научных проблем.

Исследовательский проект — концептуальный аппарат, процедура сбора и ана­лиза данных.

История жизни —тактика исследования, использующая биографические данные, а также другие источники. Индивидуальная история жизни может стать ос­новой и при изучении способов «проживания» жизненных событий: индиви­дуальных кризисов, поворотных моментов биографического пути, социально-исторической ситуации, а также при исследовании жизненного мира лично­сти в целом. Разные подходы используют историю жизни также при изучении культуры отдельной группы или в антропологическом исследовании.

Кабинетные исследования (Desk research) — в маркетинге, вторичные исследо­вания, т.е. обработка уже существующей информации, которая была собра­на для других обследований, но может быть полезна для нового изучения.

Качественное исследование — исследование, где результаты получены не путем статистических процедур или другими методами математического подсче­та, а путем раскрытия смысла и интерпретации номинальных ответов, вы-

ражающих субъективную ценность данного предмета с точки зрения самой субъекта. Цели такого исследования состоят в понимании и интерпретацш субъективного аспекта социальных процессов.

Качественные данные — это ответы на анкету, протоколы наблюдений и друга записи, отражающие взгляд на мир тех, кого изучают (представляются i письменном виде).

Квалификация — перевод на уровень количественного измерения.

Квотная выборка (quota sampling) — невероятностная выборка, сконструирован ная из единиц определенных категорий (квот), которые должны быть пред ставлены в заданных пропорциях.

Кейс-стади — глубинное, детальное исследование одного объекта (фабрики школьного класса, семьи, подростковой группы, села, племени), имеющей четкие временные и пространственные границы. Цель — изучить его уни кальную структуру, скрытые пружины его функционирования, совокупност: его взаимосвязей как системы или динамику его развития. Результаты обычн< имеют прикладной характер как рекомендации относительно данного фено мена, а также других объектов, относящихся к этому же классу и находящихс: в сходных условиях.

Классификация — процесс организации эмпирических данных и приведения и: к обобщенным понятиям (категории, классы, субкатегории) для последую щего выявления формальных связей между ними.

Кластерная (серийная) выборка (cluster sampling) — один из методов вероятност ной выборки, при котором сплошному обследованию подвергаются rpynnt (серии, гнезда) единиц, отобранные первоначально в случайном порядке Серийная выборка широко используется там, где генеральная совокупност состоит из обособленных групп единиц. Такая выборка часто производите; внутри уже сложившихся территориальных образований (районов, городов кварталов), когда степень однородности выделенных групп не поддается ре гулировке со стороны исследователя.

Кластерный анализ (Cluster Analysis) — группа технических процедур, исполь зуемых для объединения объектов или людей, похожих между собой по двур и более классификационным признакам. Его цель состоит в классификаци] объектов или людей по нескольким общим группам так, чтобы те, кто попа ли в одну группу, были похожи друг на друга настолько, насколько это воз можно: все единицы, попавшие в один кластер, должны быть однородны, i существенно отличаться от тех единиц, которые попали в другой кластер.

Клиринг профессиональный — оптимальное соотношение работников и рабочи мест; для его достижения необходимо знать, что представляет собой данньи работник, что он хочет, какие требования к нему предъявляет рабочее мест* и что может предложить администрация, отвечающая за это место.

Кодирование — процесс соотнесения текстовых данных с более общим поняти ем путем присваивания им обобщенного короткого названия (кода).

Количественная методология — идеология научного исследования, гипертрофи рующая роль статистических и математических методов в социологии.

Количественные данные — данные, отражающие количественные характеристик] изучаемых объектов (представляются в статистической форме, т.е. таблии графиков, диаграмм).

Контролирование репрезентативности — сравнение средних генеральной и выбороч ной совокупностей с целью определения ошибки выборки и ее уменьшения.

Корреляция (correlation) — линейная зависимость между случайными перемен­ными, не имеющая строго функционального характера, при которой изме­нение одной из случайных величин приводит к изменению математическо­го ожидания другой.

Коэффициент ассоциации (coefficient of association) — оценка степени тесноты связи между качественными признаками, каждый из которых представлен в виде альтернативного признака.

Коэффициент вариации (variation) — отношение среднего квадратического откло­нения к величине соответствующей ему средней.

Коэффициент корреляции (correlation coefficient) — числовая характеристика совме­стного распределения двух случайных величин, выражающая их взаимосвязь. Если коэффициент больше нуля, то при увеличении значений одной из вели­чин, вторая имеет тенденцию к увеличению; если меньше нуля — к снижению.

Коэффициент множественной детерминации (multiple determinant coefficient) — общий показатель тесноты связи всех входящих в уравнение регрессии фак­торов с результативным показателем. Представляет собой отношение части вариации результативного признака, объясняемой за счет вариации включен­ных в уравнение факторов, к общей вариации результативного признака.

Критерии (tests) — в статистике, решающее правило, по которому на основе ре­зультатов выборки принимается решение о задаче статистической проверки гипотез.

Критерии (меры) близости (closeness measures) — статистические показатели, используемые для измерения сходства объектов и надежности их группиров­ки. Различают следующие меры близости (сходства): коэффициенты корре­ляции, меры расстояния, коэффициенты ассоциативности, вероятностные коэффициенты сходства.

Критерии согласия (goodness-of-fit tests) — статистические критерии, предназна­ченные для проверки гипотезы о том, что выборочный ряд наблюдений об­разует случайную выборку из генеральной совокупности, где общий вид функции распределения считается известным, а параметры распределения могут быть известными или неизвестными. Наиболее распространенными критериями согласия являются критерий Пирсона и критерий Колмогоро­ва-Смирнова.

Критерий Пирсона (%2) (Pearson's chi-squared test) — наиболее распространенный критерий согласия, предназначенный для проверки гипотезы о том, что слу­чайная выборка извлечена из генеральной совокупности Хс функцией рас­пределения F{X), вид которой считается известным, а параметры — неизве­стными. Используется для определения степени согласия между наблюдае­мым и ожидаемым распределениями.

Критерий Стьюдента (/-критерий) — критерий, предназначенный для провер­ки гипотез о средних величинах. Используется для малый выборок (я< 30).

Критерий Z (Z-test) — статистический критерий для проверки гипотез о сред­них величинах. Используется там, где выборка достаточно большая и взята из нормальной генеральной совокупности.

Линейная комбинация (linear combination) — сумма, в которую переменные вхо­дят с постоянными весами.

Лонгитюдное исследование — исследование некоторой группы людей через не­который период времени.

Маркетинговое исследование (Marketing Research) — система поиска, сбора, об­работки данных, необходимых для решения маркетинговых проблем и обес­печения маркетинговой деятельности на любом ее уровне.

Маршрутная выборка — выбор объектов исследования по особой схеме, соглас­но которой случайным образом меняются направления движения, подъез­ды, этажи и т.д. В такой схеме город разбивается, к примеру на 20 участ­ков, в каждом из них случайным образом выбирается начальная точка мар­шрута. После этого с большим случайным шагом выбирается первый многоэтажный дом, внутри него — с небольшим случайным шагом отби­раются респонденты, но не более 5 человек. После чего ищут следующий дом, меняя маршрут.

Медиана (median) — величина варьирующего признака, делящая совокупность на две равные части, со значениями больше и меньше медианы.

Метод (в социологии) — основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фак­тами, гипотезами и теориями.

Метод мозгового штурма (method of brain storm) — метод экспертных оценок, при котором выводы делаются в ходе заседания экспертов. Последние раз­деляются на две группы: одна группа вырабатывает идеи, а другая — их ана­лизирует.

Метод наименьших квадратов (least-squares solution) — решение, для которого минимизируется сумма квадратов отклонений между наблюдаемыми и пред­полагаемыми значениями; в факторном анализе — метод получения перво­начального факторного решения.

Метод снежного кома (snowball sampling) — способ формирования неслучайной выборки, когда предыдущие респонденты называют последующих, как пра­вило, тех, кого они знают. Используется в ситуациях (например, в маркетин­говом исследовании), где ничего неизвестно о генеральной совокупности, к примеру, курильщиков сигарет «Кент».

Методика — организационный документ, основанный на совокупности мето­дов, связанных общностью решаемой задачи. Выполняет функцию методи­ческой инструкции.

Методология: 1) совокупность исследовательских процедур, техники и методов; 2) система принципов научного исследования.

Методология анализа социологических данных — совокупность принципов, вы­полнение которых является необходимым для того, чтобы анализ данных был корректен: отслеживание свойств реальности, моделируемых при изме­рении; обеспечение органической связи всех этапов исследования друг с другом, однородности множества изучаемых объектов и т.д.

Механическая выборка (systematic sampling) — вероятностный метод выборки, при котором наблюдению подвергаются единицы, находящиеся на равном расстоянии в определенной последовательности расположения единиц гене­ральной совокупности. При ее проведении следует установить: а) шаг отсчета (т.е. расстояние между отбираемыми единицами) как отношение размера со­вокупности к размеру выборки; б) начало отсчета, т.е. номер той единицы, которая должна быть обследована первой.

Многомерная группировка (multi-way grouping) — один из приемов образования сходных в определенном смысле групп единиц совокупности, если у каждой единицы изучается несколько признаков одновременно.

Многомерная средняя (multiple grouping) — средняя величина нескольких при­знаков для одной единицы совокупности. Поскольку нельзя рассчитать сред­нюю величину по абсолютным значениям разных признаков (выраженных в разных единицах измерения), то многомерная средняя вычисляется из от­носительных величин, как правило, из отношений абсолютных значений признаков для единицы совокупности к средним значениям этих признаков.

Мода (mode) — величина признака, которая встречается в изучаемой совокуп­ности чаще, чем другие величины данного признака.

Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действи­тельности.

Наблюдение статистическое — планомерный, научно организованный сбор дан­ных о явлениях и процессах социально-экономической жизни путем регис­трации по заранее разработанной программе наблюдения их существенных признаков. Данные наблюдения статистического представляют собой пер­вичную статистическую информацию о наблюдаемом объекте, которая яв­ляется основой для получения его обобщающих характеристик.

Нарративное интервью — представляет собой свободное интервью, рассказ о жиз­ни без вмешательства со стороны интервьюера, задающего лишь общее на­правление ожидаемого рассказа. Предполагается, что в ходе свободного из­ложения в памяти рассказчика ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые имеют для него наибольшую субъективную цен­ность.

Невероятностные методы выборки (non-probability sampling methods) — методы выборочного наблюдения, которые предусматривают отбор специфических единиц из генеральной совокупности в неслучайном порядке. При форми­ровании выборки здесь не используется теория вероятностей. К невероятно­стным методам выборки относятся удобная, квотная выборки, выборка снеж­ного кома и выборка мнений (суждений).

Независимые переменные — переменные, на изменение которых не влияют дру­гие переменные.

Номографическая наука — теоретическая наука, призванная описывать соци­альные или математические законы. Согласно Н. Кондратьеву, она включа­ет статику, динамику и генетику. А.А. Чупров полагал, что «наука номогра­фическая стремится схватить то, что есть в явлениях вечного».

Нормальное распределение (normal distribution) — непрерывное, симметричное распределение, имеющее форму колокола, в котором средняя, мода и меди­ана равны одной и той же величине. 68 % наблюдений попадают в интервал Х+о; около 95 % наблюдений — в интервал Х±2а; а 99 % — в интервал Х±Зо.

Обработка социологической информации — математико-статистическое преобра­зование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации.

Объект исследования — в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком — люди или объекты, способные дать социологу необхо­димую информацию.

Объем выборки — количество единиц выборочной совокупности.

Основание (основа) выборки (sampling frame) — полный и точный перечень еди­ниц выборочной совокупности, т.е. списка имен респондентов.

Относительная ошибка выборки (relative sampling error) — величина относитель­ной погрешности, выраженная в процентах к средней.

Ошибка выборки (sampling error) — отклонение средних характеристик выбороч­ной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности.

Ошибка репрезентативности — мера отклонения статистической структуры вы­борки от структуры соответствующей генеральной совокупности.

Панель (panel) — группа людей, отобранная для проведения исследования. Суть панельного исследования состоит в том, чтобы непрерывно получать в те­чение некоторого периода времени информацию от каждого респондента. Так изучается телевизионная и радиоаудитории. Информация может собирать­ся при помощи дневников, а в случае измерения телевизионной аудитории при помощи специальных приборов — people meter.

Паспортичка — совокупность демографических, экономических и профессио­нальных сведений, находящихся в конце анкеты.

Первичные данные — информация, лично полученная социологом в ходе интер­вью или наблюдения, прошедшая известную математическую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.

Переменная — понятие в социологии, которое может принимать различные зна­чения.

Повторный отбор (repeated selection) — отбор по схеме возвращенного шара. При этом вероятность попадания каждой отдельной единицы в выборку остает­ся постоянной, так как отобранная единица после обследования снова воз­вращается в генеральную совокупность и снова может быть выбранной.

Показатели (социальные) — качественные и количественные характеристики изучаемых социальных объектов, явлений, процессов, отражающих их струк­туру или динамику развития.

Полевое исследование (Field research) — в социологии, крупномасштабное изу­чение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за по­ведением людей в реальных жизненных ситуациях; в маркетинге, первичные исследования, т.е. сбор и обработка данных специально для конкретного маркетингового анализа.

Полуструктурированное интервью — интервью, которое состоит из тематических блоков и содержит перечень обязательных аспектов, относительно которых должна быть получена информация.

Предел ошибки выборки (allowable sampling error) — величина возможных откло­нений показателей генеральной совокупности от показателей выборочной совокупности. Предельная ошибка (Д) зависит от средней ошибки выборки (ц) и от величины вероятности, с которой гарантируется результат выбороч­ного наблюдения. Обычно вероятность принимается равной 0, 954 или 0, 997, которой соответствуют коэффициенты (/), равные 2 или 3. Между названны­ми показателями существует взаимосвязь: Д= /и.

Предмет исследования — те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

Прикладные исследования — маломасштабные и нерепрезентативные исследо­вания, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения.

Проверка статистических гипотез (statistical testing) — проверка, позволяющая рассчитать вероятность наступления какого-либо события. Выделяют следу-

ющие этапы процесса: выдвижение нулевой и альтернативной гипотез; вы­бор соответствующих статистических критериев; разработка правил приня­тия решений — выбор уровней значимости; расчет величины статистического критерия и сравнение ее с критической величиной критерия.

Программа социологического исследования — изложение концепции, общей схе­мы, инструментария и рабочего плана всего исследования.

Проект выборки — указание принципов выделения из объекта той совокупно­сти людей (либо иных источников информации), которые впоследствии бу­дут охвачены опросом.

Процедура — последовательность всех операций, общая система действий по организации исследования.

Разведывательные исследования (intelligence research) — исследования, направ­ленные на сбор предварительной информации, которая предназначена для определения проблем и проверки гипотез.

Размах вариации (range) — один из показателей вариации, характеризующий пределы колеблемости индивидуальных значений признака в статистичес­кой совокупности. Представляет собой разность между наибольшим и наи­меньшим значениями признака в вариационном ряду.

Размер выборки (sample size) — число единиц, образующих выборочную совокуп­ность. Необходимый размер (объем) выборки рассчитывается по особым фор­мулам, различающимся в зависимости от способа отбора и метода выборки.

Рандомизация (randomization) — процедура отбора признаков для исследования (или получения сопоставимых групп в эксперименте), когда совокупности и каждая комбинация признаков заданного размера имеет равные с другими шансы на попадание в выборку.

Распределение частот — показывает число случаев появления каждого значения признака, который измеряется.

Репрезентативность выборки (sample reliability) — свойство выборочной совокуп­ности представлять характеристики генеральной. Зависит от объема выбор­ки: чем больше объем выборки, тем меньше ошибка репрезентативности, точнее данные выборочного наблюдения.

Респондент — опрашиваемый.

Санитарная статистика — отрасль социальной статистики, изучающая количе­ственные характеристики состояния здоровья населения, развития системы здравоохранения, определяет степень интенсивности влияния на них соци­ально-экономических факторов, а также занимается приложением статис­тических методов к обработке и анализу результатов клинических и лабора­торных исследований.

Секвенции (англ.) — в контексте качественных методов понимается как содер­жательно-законченные эпизоды, следующие в определенной последователь­ности друг за другом. Являются элементарной единицей анализа биографи -ческого текста и содержат внутренне законченный сюжет. В зависимости от целей исследования могут быть выстроены по темам, по хронологической или причинно-следственной связи и т.д.

Система показателей — совокупность взаимосвязанных качественных и количе­ственных характеристик, отражающих с разных сторон одно явление, про­цесс, объект.

Систематические ошибки — ошибки при опросе, допускаемые социологом в силу недостаточного профессионализма или незнания параметров генеральной совокупности.

Случайная выборка (simple random sampling) — вероятностный метод выборки, при котором отбор производится из всей массы единиц генеральной совокупности без предварительного расчленения ее на какие-либо группы, и каждый элемент имеет одинаковую вероятность попадания в выборку (Р), которую можно рас­считать как отношение размера выборки к размеру генеральной совокупности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.