Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! СЛОВАРЬТРУДНЫХТЕРМИНОВ 1 страница
Анкетирование — вопросно-ответная форма организации текста. Бесповторный отбор (non-repeated selection) — отбор по схеме невозвращаемого шара: каждая отобранная единица не возвращается в генеральную совокупность, следовательно, вероятность попадания в выборку оставшихся единиц все время меняется. Биографическое интервью — метод сбора данных об истории жизни индивидов; заключается в устном рассказе о своей жизни исследователю в процессе интервью и последующем анализе текста путем выстраивания биографических эпизодов в определенной последовательности (хронологической, тематической и т.д.). Вариация — разброс значений; изменение величины признака в статистической совокупности, т.е. принятие единицами совокупности разных значений признака. Измеряется системой показателей вариации, к которым относятся: размах вариации, среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, дисперсия, коэффициент вариации. Верификация — подтверждение научной теории всем множеством эмпирических фактов, которые к ней относятся. Вероятность — числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях. Вторичные данные — информация, которая уже была кем-то получена и обработана. Примером служат официальная статистика, письма, автобиографии, статьи в журналах и газетах или результаты исследования других социологов. Выборка (sample) — группа людей, подобранная для исследования, репрезентирующая тех, кого социолог намерен изучить. Выборка мнений (суждений) (judgment samples) — разновидность невероятностной выборки, где критерием отбора единиц служит мнение квалифицированных специалистов (экспертов), которые и выносят суждение о том, кого следует включать в состав выборки. Выборочная совокупность (sampling population) — люди, которыми социолог интересуется как исследователь и которые реально включены в опрос; синоним термина «выборка». Выборочное обследование (наблюдение) (sample observation) — в социологии, способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Выделение факторов (extraction of factors) — первоначальный этап факторного анализа; ковариационная матрица воспроизводится посредством небольшого числа скрытых факторов или компонент. Генеральная совокупность — множество людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании. Гипотезы (hypothesis) — научные предположения, выдвигаемые для объяснения изучаемых явлений и процессов, которые надо подтвердить или опро- вергнуть; непротиворечивое множество предположений, относящихся i распределению генеральных совокупностей или выборок. Нулевая гипотез предназначена для определения согласованности данных с выдвинуть» предположением. Альтернативная гипотеза определяет согласованност данных с нулевой гипотезой и опровергает последнюю. Различают гипоте зы о частоте распределения, гипотезы о средних величинах и гипотезы < пропорциях. Гипотезы о средних (hypothesis about means) — гипотезы относительно оценки сред ней величины генеральной совокупности на основе выборочных данных. Со ответствующая статистическая проверка осуществляется с помощью Z-крите рия либо с помощью /" -критерия Стьюдента. Гипотезы о частоте распределения (hypothesis about frequency distributions) — ги потезы относительного согласия между наблюдаемым и ожидаемым рас пределениями. Для определения соответствия между распределениями ис пользуются критерии согласия. Главные компоненты (principal components) — линейная комбинация наблюдае мых переменных, обладающая свойством ортогональности; первая главна компонента воспроизводит наибольшую долю дисперсии исходных данных вторая — следующую по величине долю и т.д. Государственная статистика — централизованная система сбора и обработк] статистической информации. Руководящим организационным центром осуществляющим централизованное руководство делом учета и статистики является Госкомстат России. В субъектах Федерации имеются территориаль ные комитеты государственной статистики. Низовыми органами государ ственной статистики являются структурные подразделения территориальны комитетов в районах и городах. Группировка данных (grouped data) — один из основных методов обработки пер вичной статистической информации, представляющий собой процесс обра зования групп единиц совокупности, однородных в каком-либо отношении а также имеющих одинаковые или близкие значения изучаемого признака Группировочные признаки (grouping variables) — признаки, принимаемые за ос нову образования групп в процессе статистической группировки. В марке тинговых исследованиях в основе группировок лежит деление признаков н 2 группы: характеристики потребителей и оценка их отношения к товар} Разграничение сегментов обычно требует комбинирования этих групп. Данные — информация, представленная в формализованном виде, позволяющег передавать или обрабатывать ее при помощи средств вычислительной тех ники. Дельфи-метод (the Delphi method) — метод экспертных оценок, основанный н предположении, что обобщенная оценка экспертов будет иметь наименьшую дисперсию, а медианное значение индивидуальных оценок стремится к фак тическому значению прогнозируемого показателя. Дескриптивные исследования (descriptive research) — исследования, построенны на простом описании изучаемого объекта. Диалоговое интервью — форма глубинного интервью, протекающего в форм свободного диалога исследователя и исследуемого, в котором оба занимаю одинаково активную позицию и равноправно обмениваются мнениями от носительно обсуждаемых проблем. Дискриминантная функция (discriminant function) — статистика, служащая для построения правила классификации объектов по группам. Дискриминантами анализ (discriminant analysis) — статистический метод, который позволяет изучать различия между двумя и более объектами по нескольким признакам одновременно. Дисперсия — средняя из квадратов отклонений значений признака от их средней величины. Дневник (diary) — метод исследования, при котором респонденты в течение некоторого времени (от недели и дольше) заполняют специальные дневники. В дневниках может фиксироваться информация о просмотре телепрограмм или прослушивании радиостанций и т.п. Доверительная вероятность (confidence level) — вероятность того, что оцениваемый параметр в генеральной совокупности будет находиться в установленном интервале. Зависимые переменные — переменные, на изменение которых влияют другие переменные. Закон больших чисел — утверждение, гласящие, что совокупное действие большого числа случайных факторов приводит, при некоторых весьма общих условиях, к результату, почти не зависящему от случая. Закономерность — мера вероятности наступления какого-то события или явления либо их взаимосвязи. Измерение — сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Индекс — относительная величина среднего измерения двух состояний одного и того же явления, состоящего из совокупности элементов (товаров, услуг, ресурсов и т.п.). Отчетные данные, оцениваемые с помощью индексов, сопоставляются с базисными данными прошлого периода, нормативами и договорами, данными по другой совокупности или территории. В зависимости от изучаемой совокупности индексы подразделяются на индивидуальные и сводные. Исследовательские вопросы — гипотезы, построенные на основе сформулированных научных проблем. Исследовательский проект — концептуальный аппарат, процедура сбора и анализа данных. История жизни —тактика исследования, использующая биографические данные, а также другие источники. Индивидуальная история жизни может стать основой и при изучении способов «проживания» жизненных событий: индивидуальных кризисов, поворотных моментов биографического пути, социально-исторической ситуации, а также при исследовании жизненного мира личности в целом. Разные подходы используют историю жизни также при изучении культуры отдельной группы или в антропологическом исследовании. Кабинетные исследования (Desk research) — в маркетинге, вторичные исследования, т.е. обработка уже существующей информации, которая была собрана для других обследований, но может быть полезна для нового изучения. Качественное исследование — исследование, где результаты получены не путем статистических процедур или другими методами математического подсчета, а путем раскрытия смысла и интерпретации номинальных ответов, вы- ражающих субъективную ценность данного предмета с точки зрения самой субъекта. Цели такого исследования состоят в понимании и интерпретацш субъективного аспекта социальных процессов. Качественные данные — это ответы на анкету, протоколы наблюдений и друга записи, отражающие взгляд на мир тех, кого изучают (представляются i письменном виде). Квалификация — перевод на уровень количественного измерения. Квотная выборка (quota sampling) — невероятностная выборка, сконструирован ная из единиц определенных категорий (квот), которые должны быть пред ставлены в заданных пропорциях. Кейс-стади — глубинное, детальное исследование одного объекта (фабрики школьного класса, семьи, подростковой группы, села, племени), имеющей четкие временные и пространственные границы. Цель — изучить его уни кальную структуру, скрытые пружины его функционирования, совокупност: его взаимосвязей как системы или динамику его развития. Результаты обычн< имеют прикладной характер как рекомендации относительно данного фено мена, а также других объектов, относящихся к этому же классу и находящихс: в сходных условиях. Классификация — процесс организации эмпирических данных и приведения и: к обобщенным понятиям (категории, классы, субкатегории) для последую щего выявления формальных связей между ними. Кластерная (серийная) выборка (cluster sampling) — один из методов вероятност ной выборки, при котором сплошному обследованию подвергаются rpynnt (серии, гнезда) единиц, отобранные первоначально в случайном порядке Серийная выборка широко используется там, где генеральная совокупност состоит из обособленных групп единиц. Такая выборка часто производите; внутри уже сложившихся территориальных образований (районов, городов кварталов), когда степень однородности выделенных групп не поддается ре гулировке со стороны исследователя. Кластерный анализ (Cluster Analysis) — группа технических процедур, исполь зуемых для объединения объектов или людей, похожих между собой по двур и более классификационным признакам. Его цель состоит в классификаци] объектов или людей по нескольким общим группам так, чтобы те, кто попа ли в одну группу, были похожи друг на друга настолько, насколько это воз можно: все единицы, попавшие в один кластер, должны быть однородны, i существенно отличаться от тех единиц, которые попали в другой кластер. Клиринг профессиональный — оптимальное соотношение работников и рабочи мест; для его достижения необходимо знать, что представляет собой данньи работник, что он хочет, какие требования к нему предъявляет рабочее мест* и что может предложить администрация, отвечающая за это место. Кодирование — процесс соотнесения текстовых данных с более общим поняти ем путем присваивания им обобщенного короткого названия (кода). Количественная методология — идеология научного исследования, гипертрофи рующая роль статистических и математических методов в социологии. Количественные данные — данные, отражающие количественные характеристик] изучаемых объектов (представляются в статистической форме, т.е. таблии графиков, диаграмм). Контролирование репрезентативности — сравнение средних генеральной и выбороч ной совокупностей с целью определения ошибки выборки и ее уменьшения. Корреляция (correlation) — линейная зависимость между случайными переменными, не имеющая строго функционального характера, при которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению математического ожидания другой. Коэффициент ассоциации (coefficient of association) — оценка степени тесноты связи между качественными признаками, каждый из которых представлен в виде альтернативного признака. Коэффициент вариации (variation) — отношение среднего квадратического отклонения к величине соответствующей ему средней. Коэффициент корреляции (correlation coefficient) — числовая характеристика совместного распределения двух случайных величин, выражающая их взаимосвязь. Если коэффициент больше нуля, то при увеличении значений одной из величин, вторая имеет тенденцию к увеличению; если меньше нуля — к снижению. Коэффициент множественной детерминации (multiple determinant coefficient) — общий показатель тесноты связи всех входящих в уравнение регрессии факторов с результативным показателем. Представляет собой отношение части вариации результативного признака, объясняемой за счет вариации включенных в уравнение факторов, к общей вариации результативного признака. Критерии (tests) — в статистике, решающее правило, по которому на основе результатов выборки принимается решение о задаче статистической проверки гипотез. Критерии (меры) близости (closeness measures) — статистические показатели, используемые для измерения сходства объектов и надежности их группировки. Различают следующие меры близости (сходства): коэффициенты корреляции, меры расстояния, коэффициенты ассоциативности, вероятностные коэффициенты сходства. Критерии согласия (goodness-of-fit tests) — статистические критерии, предназначенные для проверки гипотезы о том, что выборочный ряд наблюдений образует случайную выборку из генеральной совокупности, где общий вид функции распределения считается известным, а параметры распределения могут быть известными или неизвестными. Наиболее распространенными критериями согласия являются критерий Пирсона и критерий Колмогорова-Смирнова. Критерий Пирсона (%2) (Pearson's chi-squared test) — наиболее распространенный критерий согласия, предназначенный для проверки гипотезы о том, что случайная выборка извлечена из генеральной совокупности Хс функцией распределения F{X), вид которой считается известным, а параметры — неизвестными. Используется для определения степени согласия между наблюдаемым и ожидаемым распределениями. Критерий Стьюдента (/-критерий) — критерий, предназначенный для проверки гипотез о средних величинах. Используется для малый выборок (я< 30). Критерий Z (Z-test) — статистический критерий для проверки гипотез о средних величинах. Используется там, где выборка достаточно большая и взята из нормальной генеральной совокупности. Линейная комбинация (linear combination) — сумма, в которую переменные входят с постоянными весами. Лонгитюдное исследование — исследование некоторой группы людей через некоторый период времени. Маркетинговое исследование (Marketing Research) — система поиска, сбора, обработки данных, необходимых для решения маркетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне. Маршрутная выборка — выбор объектов исследования по особой схеме, согласно которой случайным образом меняются направления движения, подъезды, этажи и т.д. В такой схеме город разбивается, к примеру на 20 участков, в каждом из них случайным образом выбирается начальная точка маршрута. После этого с большим случайным шагом выбирается первый многоэтажный дом, внутри него — с небольшим случайным шагом отбираются респонденты, но не более 5 человек. После чего ищут следующий дом, меняя маршрут. Медиана (median) — величина варьирующего признака, делящая совокупность на две равные части, со значениями больше и меньше медианы. Метод (в социологии) — основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. Метод мозгового штурма (method of brain storm) — метод экспертных оценок, при котором выводы делаются в ходе заседания экспертов. Последние разделяются на две группы: одна группа вырабатывает идеи, а другая — их анализирует. Метод наименьших квадратов (least-squares solution) — решение, для которого минимизируется сумма квадратов отклонений между наблюдаемыми и предполагаемыми значениями; в факторном анализе — метод получения первоначального факторного решения. Метод снежного кома (snowball sampling) — способ формирования неслучайной выборки, когда предыдущие респонденты называют последующих, как правило, тех, кого они знают. Используется в ситуациях (например, в маркетинговом исследовании), где ничего неизвестно о генеральной совокупности, к примеру, курильщиков сигарет «Кент». Методика — организационный документ, основанный на совокупности методов, связанных общностью решаемой задачи. Выполняет функцию методической инструкции. Методология: 1) совокупность исследовательских процедур, техники и методов; 2) система принципов научного исследования. Методология анализа социологических данных — совокупность принципов, выполнение которых является необходимым для того, чтобы анализ данных был корректен: отслеживание свойств реальности, моделируемых при измерении; обеспечение органической связи всех этапов исследования друг с другом, однородности множества изучаемых объектов и т.д. Механическая выборка (systematic sampling) — вероятностный метод выборки, при котором наблюдению подвергаются единицы, находящиеся на равном расстоянии в определенной последовательности расположения единиц генеральной совокупности. При ее проведении следует установить: а) шаг отсчета (т.е. расстояние между отбираемыми единицами) как отношение размера совокупности к размеру выборки; б) начало отсчета, т.е. номер той единицы, которая должна быть обследована первой. Многомерная группировка (multi-way grouping) — один из приемов образования сходных в определенном смысле групп единиц совокупности, если у каждой единицы изучается несколько признаков одновременно. Многомерная средняя (multiple grouping) — средняя величина нескольких признаков для одной единицы совокупности. Поскольку нельзя рассчитать среднюю величину по абсолютным значениям разных признаков (выраженных в разных единицах измерения), то многомерная средняя вычисляется из относительных величин, как правило, из отношений абсолютных значений признаков для единицы совокупности к средним значениям этих признаков. Мода (mode) — величина признака, которая встречается в изучаемой совокупности чаще, чем другие величины данного признака. Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. Наблюдение статистическое — планомерный, научно организованный сбор данных о явлениях и процессах социально-экономической жизни путем регистрации по заранее разработанной программе наблюдения их существенных признаков. Данные наблюдения статистического представляют собой первичную статистическую информацию о наблюдаемом объекте, которая является основой для получения его обобщающих характеристик. Нарративное интервью — представляет собой свободное интервью, рассказ о жизни без вмешательства со стороны интервьюера, задающего лишь общее направление ожидаемого рассказа. Предполагается, что в ходе свободного изложения в памяти рассказчика ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые имеют для него наибольшую субъективную ценность. Невероятностные методы выборки (non-probability sampling methods) — методы выборочного наблюдения, которые предусматривают отбор специфических единиц из генеральной совокупности в неслучайном порядке. При формировании выборки здесь не используется теория вероятностей. К невероятностным методам выборки относятся удобная, квотная выборки, выборка снежного кома и выборка мнений (суждений). Независимые переменные — переменные, на изменение которых не влияют другие переменные. Номографическая наука — теоретическая наука, призванная описывать социальные или математические законы. Согласно Н. Кондратьеву, она включает статику, динамику и генетику. А.А. Чупров полагал, что «наука номографическая стремится схватить то, что есть в явлениях вечного». Нормальное распределение (normal distribution) — непрерывное, симметричное распределение, имеющее форму колокола, в котором средняя, мода и медиана равны одной и той же величине. 68 % наблюдений попадают в интервал Х+о; около 95 % наблюдений — в интервал Х±2а; а 99 % — в интервал Х±Зо. Обработка социологической информации — математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации. Объект исследования — в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком — люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Объем выборки — количество единиц выборочной совокупности. Основание (основа) выборки (sampling frame) — полный и точный перечень единиц выборочной совокупности, т.е. списка имен респондентов. Относительная ошибка выборки (relative sampling error) — величина относительной погрешности, выраженная в процентах к средней. Ошибка выборки (sampling error) — отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности. Ошибка репрезентативности — мера отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности. Панель (panel) — группа людей, отобранная для проведения исследования. Суть панельного исследования состоит в том, чтобы непрерывно получать в течение некоторого периода времени информацию от каждого респондента. Так изучается телевизионная и радиоаудитории. Информация может собираться при помощи дневников, а в случае измерения телевизионной аудитории при помощи специальных приборов — people meter. Паспортичка — совокупность демографических, экономических и профессиональных сведений, находящихся в конце анкеты. Первичные данные — информация, лично полученная социологом в ходе интервью или наблюдения, прошедшая известную математическую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов. Переменная — понятие в социологии, которое может принимать различные значения. Повторный отбор (repeated selection) — отбор по схеме возвращенного шара. При этом вероятность попадания каждой отдельной единицы в выборку остается постоянной, так как отобранная единица после обследования снова возвращается в генеральную совокупность и снова может быть выбранной. Показатели (социальные) — качественные и количественные характеристики изучаемых социальных объектов, явлений, процессов, отражающих их структуру или динамику развития. Полевое исследование (Field research) — в социологии, крупномасштабное изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях; в маркетинге, первичные исследования, т.е. сбор и обработка данных специально для конкретного маркетингового анализа. Полуструктурированное интервью — интервью, которое состоит из тематических блоков и содержит перечень обязательных аспектов, относительно которых должна быть получена информация. Предел ошибки выборки (allowable sampling error) — величина возможных отклонений показателей генеральной совокупности от показателей выборочной совокупности. Предельная ошибка (Д) зависит от средней ошибки выборки (ц) и от величины вероятности, с которой гарантируется результат выборочного наблюдения. Обычно вероятность принимается равной 0, 954 или 0, 997, которой соответствуют коэффициенты (/), равные 2 или 3. Между названными показателями существует взаимосвязь: Д= /и. Предмет исследования — те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Прикладные исследования — маломасштабные и нерепрезентативные исследования, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. Проверка статистических гипотез (statistical testing) — проверка, позволяющая рассчитать вероятность наступления какого-либо события. Выделяют следу- ющие этапы процесса: выдвижение нулевой и альтернативной гипотез; выбор соответствующих статистических критериев; разработка правил принятия решений — выбор уровней значимости; расчет величины статистического критерия и сравнение ее с критической величиной критерия. Программа социологического исследования — изложение концепции, общей схемы, инструментария и рабочего плана всего исследования. Проект выборки — указание принципов выделения из объекта той совокупности людей (либо иных источников информации), которые впоследствии будут охвачены опросом. Процедура — последовательность всех операций, общая система действий по организации исследования. Разведывательные исследования (intelligence research) — исследования, направленные на сбор предварительной информации, которая предназначена для определения проблем и проверки гипотез. Размах вариации (range) — один из показателей вариации, характеризующий пределы колеблемости индивидуальных значений признака в статистической совокупности. Представляет собой разность между наибольшим и наименьшим значениями признака в вариационном ряду. Размер выборки (sample size) — число единиц, образующих выборочную совокупность. Необходимый размер (объем) выборки рассчитывается по особым формулам, различающимся в зависимости от способа отбора и метода выборки. Рандомизация (randomization) — процедура отбора признаков для исследования (или получения сопоставимых групп в эксперименте), когда совокупности и каждая комбинация признаков заданного размера имеет равные с другими шансы на попадание в выборку. Распределение частот — показывает число случаев появления каждого значения признака, который измеряется. Репрезентативность выборки (sample reliability) — свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной. Зависит от объема выборки: чем больше объем выборки, тем меньше ошибка репрезентативности, точнее данные выборочного наблюдения. Респондент — опрашиваемый. Санитарная статистика — отрасль социальной статистики, изучающая количественные характеристики состояния здоровья населения, развития системы здравоохранения, определяет степень интенсивности влияния на них социально-экономических факторов, а также занимается приложением статистических методов к обработке и анализу результатов клинических и лабораторных исследований. Секвенции (англ.) — в контексте качественных методов понимается как содержательно-законченные эпизоды, следующие в определенной последовательности друг за другом. Являются элементарной единицей анализа биографи -ческого текста и содержат внутренне законченный сюжет. В зависимости от целей исследования могут быть выстроены по темам, по хронологической или причинно-следственной связи и т.д. Система показателей — совокупность взаимосвязанных качественных и количественных характеристик, отражающих с разных сторон одно явление, процесс, объект. Систематические ошибки — ошибки при опросе, допускаемые социологом в силу недостаточного профессионализма или незнания параметров генеральной совокупности. Случайная выборка (simple random sampling) — вероятностный метод выборки, при котором отбор производится из всей массы единиц генеральной совокупности без предварительного расчленения ее на какие-либо группы, и каждый элемент имеет одинаковую вероятность попадания в выборку (Р), которую можно рассчитать как отношение размера выборки к размеру генеральной совокупности.
|