Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учреждения государственной статистики






Госкомстат России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой. В его состав входят 89 территориальных комитетов и 2, 2 тысячи районных отделов, а также Главный межрегиональный центр (ГМЦ), Научно-исследовательский и проектно-тех-нологический институт статистической информационной системы, Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики, учебные заведения (Межотраслевой институт повышения квалификации руко-

водящих работников и специалистов в области учета и статистики, 22 колледжа и техникума, 58 учебных центров). Подготовкой специалистов для этой отрас­ли занимаются Московский государственный университет экономики, статис­тики и информатики и 8 региональных учебных заведений. В настоящее время в системе государственных статистических органов нашей страны работают свыше 50 тыс. человек, причем 94% из них — в российских регионах.

За этот период была существенно изменена действующая система статис­тических показателей, создана система национальных счетов, положено на­чало международным сопоставлениям валового внутреннего продукта, при­ведены в соответствие с международной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, включая таможенную, бюд­жетную и банковскую статистику, заложена основа Государственного статис­тического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, а также Единой системы классификации и кодирования технико-экономичес­кой и социальной информации5.

Госкомстат России стал центром не только организации, но и методологии проведения статистических разработок, тесно связанных с переходом крыноч­ной экономике. Начался процесс реформирования российской статистики.

В связи с этим на первый план выдвинулась задача — решить проблему охвата статистическим учетом быстро увеличивающегося числа хозяйствен­ных объектов, прежде всего в рамках негосударственного сектора экономи­ки. Традиционный способ сбора информации с помощью системы обязатель­ной сплошной государственной статистической отчетности, которая господ­ствовала в нашей стране в условиях директивной экономики, оказался не адекватным новым условиям.

В российских министерствах и ведомствах собирается и обрабатывается довольно большое количество статистической информации. К настоящему моменту в организации статистической деятельности в Российской Федера­ции осуществляется переход на систему национальных счетов (СНС). Ста­тистические сведения, собираемые системой государственной статистики, — важный источник информации. Российская государственная статистика не только решает текущие задачи обеспечения информационных потребностей общества, но и работает над комплексом проблем с целью ее адаптации к ры­ночной экономике. Организационной основой реформирования статистики в новых условиях стала рассчитанная на 1993—1995 гг. Государственная про­грамма перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями разви­тия рыночной экономики. Разработана Федеральная целевая программа «Ре­формирование статистики в 1997-2000 годах».

В целях завершения системного реформирования государственной стати­стики, приведения ее в соответствие с международными статистическими стандартами Госкомстатом России была разработана и утверждена «Программа развития государственной статистической системы до 2005 года». Стратегичес­кие цели и пути развития российской государственной статистики намечены в этом документе в соответствии с «Программой социально-экономического

5 Подробнее см.: Организация государственной статистики в Российской Федерации. М., 2002; httpv /www.saslib.ro/ref/arh/25/STATIST/Index.txt; Российская Государственная статистика // https:// www.gks.ru/history/

развития РФ на среднесрочную перспективу (2002—2004)», «Доктриной инфор­мационной безопасности РФ» и другими основополагающими документами. В качестве стратегической цели на долгосрочную перспективу рассматрива­ется задача завершения комплексного реформирования федеральной системы государственной статистики в целях обеспечения получения объективной, ка­чественной, оперативной и общедоступной статистической информации о состоянии экономики и социальной сферы страны и поддержания доверия об­щества к официальной статистике. Для реализации этой задачи в утвержден­ной Правительством РФ «Программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу» предусмотрено дальнейшее внедрение системы национальных счетов на основе создания интегрированных информационных ресурсов федеральных органов государственной власти, адаптированных к международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности. Разработку официальной статистической информации планируется осуществить на основе «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности», гар­монизированного с международными классификациями. Статистическое на­блюдение за состоянием экономики страны и отдельных ее секторов будет базироваться на проведении раз в 5—10 лет сплошных обследований — эконо­мических переписей, в промежутках между которыми будут осуществляться периодические выборочные обследования по широкому спектру проблем. В «Программе развития государственной статистической системы до 2005 года» определены приоритетные направления развития системы государственной статистики, реализующие в статистике достижения науки и техники, органи­зующие работу структурных подразделений центрального аппарата, террито­риальных органов Госкомстата России, научно-исследовательских организа­ций и других организаций, ведущих научно-исследовательскую и методоло­гическую деятельность в области статистики6.

К недостаткам организации современной статистики специалисты7 относят:

♦ ведомственную разобщенность; специалисту сложно представить, ка­кая вообще информация существует или собирается, где ее нужно искать и как ее получить. На государственном уровне ведомственная разобщенность приводит к тому, что невозможно получить полную и исчерпывающую ин­формацию в нужном разрезе;

♦ Госкомстат России нерегулярно и изредка (бессистемно) воспроизво­дит фрагменты ведомственной статистики;

♦ трудно вообще получить представление о том, кто реально (ведомства или Госкомстат) отвечает за сбор той или иной статистической информации и кто является ее первичным источником.

♦ ведомственная информация и информация Госкомстата могут отличаться.Современную социальную и экономическую статистику, которая может

пригодиться социологу в его профессиональной деятельности, собирают и обобщают следующие организации8:

Министерство труда и социального развития. Собирает важную информа­цию, характеризующую социальное развитие, ситуацию на рынке труда и мате-

Соколин В.Л. Статистика экономического роста // https://www.mediatext.ru/docs/12814 Былов Г.В. Возможность использования различных индикаторов для оценки региональной соци­ально-экономической асимметрии // https://ieie.nsc.ra: 8101/~tacis/bylov.htm 8 Там же.

риальное благополучие жителей. В частности, регулярно собирало, рассчиты­вало и публиковало статистику по официальной безработице и ее структурным особенностям, а также рассчитывало уровень безработицы по методологии МОТ.

Министерство имеет значительные массивы информации, например: де­тальную статистику по числу пенсионеров, их структуре (пенсионеры по возрасту, инвалидности и т.п.), размеру назначенных и выплаченных пен­сий (также с разбивкой по видам пенсий), и все это в региональном разрезе при помощи динамических рядов (вплоть до поквартальных показателей).

Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ) при Министерстве труда и социального развития — достаточно авторитетный источник информации по уровню жизни населения в стране и регионах. Обладает разработанной ме­тодикой расчета, анализа и оценки уровня жизни, а также масштабной се­тью респондентов в регионах страны. Центр занимается также оперативным мониторингом уровня жизни в стране и регионах и активно публикует ре­зультаты своих исследований. Совместно с Госкомстатом ВЦУЖ ежеквар­тально издает «Мониторинг социально-экономического потенциала семей», наиболее авторитетный и подробный источник информации по уровню жиз­ни населения России и ее регионов, собираемый на основе детальных обсле­дований бюджетов домашних хозяйств.

Министерство экономики. Являясь ключевым ведомством в области ис­следования и управления экономикой страны, министерство обладает боль­шим объемом статистической информации, в том числе в региональном раз­резе. В этом министерстве находятся довольно интересные и ценные масси­вы данных по производству и торговле продукцией, в том числе матрицы межрегиональных товаропотоков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.