Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я сомневаюсь в пользе социальной






инженерии'

Придя в социологию, я неожиданно увидел, что у социологов работа заканчивается там, где для меня, инженера ВПК, она только начиналась. То есть для меня конечный продукт — это когда «изделие» полетело и попало туда, куда надо, а у них конечный продукт — текст. Написал, напе­чатал — и все. В такой ситуации они постоянно спорят о том, кто что и когда (первым!) что-то сказал, написал, а поскольку «опытной провер­ки» истинности, как правило, нет, то дискуссия довольно быстро переходит в личную склоку и т.п. Я тогда (по неопытности и молодости) пред-Задорин Игорь Вениаминович — начальник отдела исследования и анализа общественного мнения Администрации Президента РФ, в не­давнем прошлом генеральный директор Фир­мы «Адапт» (ЦИРКОН), ныне научный руко­водитель Исследовательской группы ЦИРКОН.

ложил: давайте-ка продолжим социологию в об­ласть прикладной деятельности и попытаемся дополнить науку инженерным делом. К сожале­нию, мне много позже довелось узнать, что та­кое понятие (социальная инженерия) уже дав­но существует в литературе. Но тогда я не знал абсолютно никаких работ по этой теме, у меня сам термин возник исключительно из моей быв­шей практики. Социальные исследования (ана­лиз и описание социальной реальности) — со­циальная инженерия (проектирование и созда­ние инструментов деятельности в этой социальной реальности). Потом, года через полтора — два, я начал серь­езно сомневаться в правильности сочетания в одном проекте исследовательских и инженер­ных работ. Если одни и те же люди (предприя­тие) получают деньги сначала за то, чтобы вы­яснить что-то о социальной реальности, а потом за то, чтобы эту реальность изменить (предло­жить инструмент изменения) в соответствии с полученным знанием, то весьма вероятно, что результат исследования будет неосознанно под­гоняться под априори существующий образ бу-

рованием нововведений и социологическим обеспечением организационно? перестройки, а также с технологией инновационного социологического ис­следования, которое по целям и структуре существенно отличается от иссле­дований описательного плана92.

В 80-е гг. произошла качественная переоценка логики, структуры и це­лей прикладного исследования. Из побочного метода познания, растворен­ного в других видах исследования, оно становится самостоятельным mnoiv деятельности. Прикладные исследования, т.е. разработки, ориентированные на проектирование и внедрение нововведений, должны иметь:

а) собственный язык и терминологию;

б) специфический вид гипотез, которые формируются на основе не тео­рии, а практических соображений и представляют «веер» альтернативных ва­риантов;

в) наряду с детально проработанной системой практических рекоменда­ций, план сроков и этапов их внедрения;

г) свои методы и организацию исследования;

д) особую систему этических норм, профессиональную подготовку уче­ных-прикладников, пакет заказов и принципы оплаты труда (хоздоговортворческое содружество);

е) четкую систему оценки практической эффективности результатов вне­дрения93.

Наиболее трудоемким видом прикладного исследования являются соци­альные технологии (подобный термин введен в начале 80-х гг.). В отличие от традиционного социологического исследования, программа и инструмента­рий которого создаются каждый раз практически заново, социальная техно­логия дает возможность многократно использовать отработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач социального управления, например, i

дущего инструмента (или затем задним числом интерпретироваться «в соответствии» с уже созданным инструментом). Кроме того, я почувствовал, что пока находишь­ся на исследовательском этапе, тебя может не волновать нравственная нагрузка, связанная с последствиями работы. Исследователь, на мой взгляд, не должен нести ответственности за то, кто и как использовал знания, ставшие резуль­татом его работы. Более того, результаты соци­альных исследований, по всей видимости, дол­жны быть известны и принадлежать всем, все­му обществу. А вот социальный инженер должен десять раз подумать, для кого он создает инст­румент изменения социальной реальности (на­пример, давая рекомендации, основанные на результатах социологических исследований), и с какими целями этот инструмент будет исполь­зоваться. Моральная ответственность социолога

(исследователя) и политконсультанта (имидж мейкера), например, в рамках предвыборное кампании, существенно разная, и я не всегда го тов потянуть ответственность второго.

Интервью с Игорем Задориным // «Кентавр». 1998 № 19: https://www.zircon.rU/russian/publication/6; 98030000.shtml

Пригожий А.И. Социология организаций. М., 1980; Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф Теория и практика социального планирования. М., 1975. Андреева Г.М. Социальная психология М., 1980. С. 374-391.

аттестации, подборе кадров и их расстановке. Это позволяет тиражировать при­меняемые заводскими социологами методические приемы.

Социальная технология достаточно проста в употреблении, поскольку внедренцы идут накатанным путем, но сложна в изготовлении. На ее созда­ние уходят многие годы. Социальные технологии различаются по типам тру­доемкости, оригинальности, простоте и доступности, эффективности, сфе­ре применения. Сегодня применяются два главных типа: технология подго­товки решений (социальная диагностика и проектирование) и технология их реализации. К нашему времени заводские социологи накопили значитель­ный опыт решения прикладных задач в сфере социального управления и социальной инженерии: уменьшение текучести кадров и сокращение числа конфликтов, внедрение прогрессивных систем адаптации молодежи, новых форм организации труда и другие программы, созданные социологами (Ти-распольское швейное объединение, производственного объединения «Кур-ганприбор», Днепропетровский машиностроительный завод, автомобильные объединения АЗЛК, ВАЗ, ЗИЛ, КамАЗ).

В последние годы социальная инженерия как сфера теории и научно-практической деятельности приобретает все более широкое распространение. Опубликованы десятки книг и статей, в том числе работы Г.А. Антонюка, А.К. Зайцева, А.И. Кравченко, И.Н. Поповой, А.И. Пригожина, Л.Д. Сысое­вой, Ж.Т. Тощенко, В.В. Щербины и др., развиваются кафедры, внедренчес­кие центры. Во второй половине 1990-х гг. (с 1997 до 2001 г.) в Москве суще­ствовал учебный Институт социальной инженерии (ИСИ МГУДТ, директор — проф. Ю.М. Резник)94, издававший журнал «Личность. Культура. Общество»95. Идеология деятельности ИСИ заключается в ориентации на создание и раз­витие первой в России высшей школы гражданского профессионального гу­манитарного образования. Специальности (специализации), по которым про­исходила подготовка кадров в ИСИ, включали: менеджмент (операционный менеджмент, управление маркетингом); психология (организационная пси­хология, психология менеджмента); социология и социальная антропология (социология организаций, антропология организаций и управления). Особое внимание уделялось при этом социальной и культурной антропологии.

Согласно самому общему определению социальная инженерия понимает­ся сегодня, и это положение зафиксировано в программных установках ИСИ, как совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориенти­рованы на целенаправленное изменение организационных структур, опреде­ляющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним, или — комплексный подход к изучению и изменению социальной реальности, осно­ванный на использовании инженерного подхода и наукоемких технологий.

Специалисты в области социальной инженерии занимаются, главным об­разом, социальными проблемами на производстве или в сфере взаимодей­ствия с общественностью, и, как правило, имеют комплексную подготовку

94 1 октября 2001 г. Институт социальной инженерии МГУДТ покинула прежняя команда— ушлидиректор, а также ведущие специалисты и преподаватели. Причиной такого шага послужило рас­торжение договора о совместной деятельности между Институтом социальной инженерии и адми­нистрацией Московского государственного университета дизайна и технологии. Ныне директоромИнститута социальной инженерии Московского государственного университета дизайна и техно­логий является В.А. Семенякин.

95 Веб-адрес: https://www.lko.ru/news.htm

по ряду наук, применяя в своей исследовательской и практической деятель ности данные социологии, социальной психологии, физиологии, психоло гии, экономики и др. Наиболее часто применяются такие методы, как лабо раторные и полевые исследования, наблюдения и моделирование (включа использование макетов и тренажеров), исследование критических (экстре мальных) ситуаций, эксперимент, теория игр, линейное программирование теория информации, тестирование и т.д. Главным отличием социальног инженера от узкого специалиста является именно методологическая и тех нологическая широта подготовки. Социоинженерный подход определи, выбор основного направления развития этих специальностей в ИСИ — фор

мирование управленческой элиты стра

ны путем качественного профессио

нального образования и его интеграци!

с прикладными научными исследова

ниями и консультационными услугами

Нередко социальная инженерия мыс

лится как междисциплинарная облает

знаний, формирующаяся на пересечении трех гуманитарных специальностей

социология, психология и социальная антропология.

Сегодня социальной инженерией занимаются в основном частные фирмы m «управленческому консультированию». При этом предметом исследования ста новятся факторы стимулирования и повышения трудовой мотивации, удовлет воренностьусловиями и организацией труда, атакже стиль руководства. Социо инженерный подход используется также и в сфере Public Relations, когда необхо димо определить технологию коррекции социальных установок, выявит: механизмы формирования общественного мнения. Полученные в ходе исследо ваний результаты оформляются в научном отчете в виде процентных распреде лений, эмпирических закономерностей и обобщаются в систему практических ре комендаций по улучшению политики в сфере трудовых отношений. Научньк выводы консультант обязательно обсуждает с менеджерами и руководством пред приятия, формулируя это на языке, доступном для их понимания. В отличие о-других специалистов-прикладников социальный инженер имеет дело главным об разом не с рядовыми сотрудниками, а с верхним эшелоном менеджеров96.

Итак, социальная инженерия сегодня представляет собой комплекс прак тически ориентированных знаний в области управления социальными струк турами и процессами, развивающийся по следующим направлениям:

1) строительство социальных институтов, например, государственное строительство, реорганизация системы высшего образования и т.д. («социе тальный» блок);

2) региональное строительство (региональный блок);

3) формирование местных сообществ (муниципальный блок);

4) строительство организаций или «организационная инженерия» (орга­низационный блок);

5) формирование целевых групп и команд («групповая» инженерия).

*-м.: Резник Ю.М. Социальная инженерия: предметная область и границы применения// Социоло­гические исследования. 1994. № 2; Современная западная социология: Словарь. М., 1990. Автор А-И. Кравченко; Социальная инженерия. Курс лекций / Под ред. Ю.М. Резника, В.В. Щербинь м-, 1994; Энциклопедия по безопасности и гигиене труда. МОТ. М., 1986. Т. 2; Encyclopedia о management. N. Y., 1963; Appied sociology: opportunities and problems. N. Y., 1965.

Избирательные технологии и другие способы продвижения лидеров или их команд являются составной частью всех блоков социоинженерной дея­тельности.

В образовательной практике идеи социальной инженерии реализуются по следующим направлениям: теория и методы социальной инженерии; диаг­ностика организаций; прогнозирование и моделирование развития органи­заций; организационное проектирование и программирование; социальное планирование; внедрение социальных новшеств в организации и т.д.; прак­тикум по социальным технологиям; методы разрешения конфликтов97.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.