Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прикладные методы психотехники в социальной ин>кенерии






Деятельность по совершенствованию социального управления не ограничи­валась социологическими разработками, не меньшую роль сыграли методы пси­хологии труда, или психотехники. Именно ее нередко считают предшественни­цей нынешней социально-психологической службы на предприятиях. Специ-алисты-психотехники трудились на заводах или промышленных объектах, а сотрудники научно-исследовательских учреждений осуществляли связь с про­изводством через систему хоздоговоров или научного шефства. Они решали воп­росы профотбора и профконсультации, обучали работников рациональным при­емам труда, занимались снижением утомления и профессионального травма­тизма, применяя методы психогигиены и психотерапии. Первые советские психотехнические лаборатории появились в Москве, Ленинграде, Харькове, Ка­зани и Свердловске в 1922— 1924 гг.

Большинство психотехнических лабораторий ориентировалось на отбор бу­дущих работников. Наиболее распространенным методом определения профпри -годности в 30-е годы было тестирование. По данным специалистов, в стране на­считывалось 42 конкретные системы тестов: 25 отечественных и 17 иностранных. Однако количественные показатели сами по себе еще ни о чем не говорят, так как попытки превратить тестирование в строго научный метод оказались тщетны м и. Основные принципы западной психотехники принимались нередко без всякой критики, не выполнялись очевидные методические требования. Например, ме­тоды, пригодные лишь для отбора молодых работников, применялись к опытным кадровым рабочим. Начавшиеся в 1932 г. тестовые испытания профессиональной пригодности железнодорожников привели к их массовым увольнениям под пред­логом, что многие из них, даже хорошо справляющиеся со своими обязанности-

Nelson D. Frederick W. Taylor and the rise of scientific management. Madison, 1980. P. 149.

ми, «профнепригодны». И это в то время, когда в стране ощущался острый дефи­цит квалифицированной рабочей силы. В 1934 г. специальным приказом Нарко­мата Путей сообщения «научные» испытания были прекращены, а уволенные машинисты возвращены на рабочие места.

Увлечение психотехникой у нас в стране происходило в момент, когда многие зарубежные фирмы убедились в неспособности данной науки строго экспериментальным путем изучить психологические качества, необходимые для той или иной профессии. Опираясь на разработки ЦИТ, Гастев предло­жил иной путь — развитие собственных, оригинальных методик и программ. Его точки зрения придерживались и другие советские психологи, напри­мер, Л.С.Выгодский, В.Н.Мясищев, С.Г.Геллерштейн. Так, сотрудник ЦИТ Н.А.Бернштейн доказал ограниченность господствовавшего в зарубежной науке подхода, который сводил сложнейшую проблему человеческого факто­ра на производстве к упрощенной схеме приспособления работника к орудию труда, машине. Ученый обратил внимание на перспективность другого направ­ления — приспособления орудий производства к способности работающего.

В 20-е гг. психотехники решали задачу рационального распределения и использования трудовых ресурсов, основное внимание уделяя исследованию психологических особенностей профессиональной деятельности. Если в на­чальный период (1921—1925 гг.) широко заимствовался зарубежный опыт ме­тодики Г. Мюнстерберга, О. Липмана, Д. Древера, В. Штерна), то во второй половине 20-х гг. разрабатывается собственная методическая дисциплина — профессиография (Б.Г. Ананьев, С.Г. Геллерштейн, И.Н. Шпильрейн). Она описывает технические и психофизиологические характеристики различных профессий. По результатам исследования составлялись профессиограммы — сводки знаний о профессии и организации труда. Они представляли своего рода психологический «портрет» профессии, который создавался на основе операционно-технологического анализа процесса труда. Профессиографи-ческий подход предполагал использование самых разных приемов — в схе­мы, содержащие перечень вопросов для изучения профессиональной деятель­ности, методы сбора анализа информации о данной профессии, эксперимен­тальные исследования профессионально значимых качеств.

В конце 20-х — начале 30-х гг. советские психотехники изучают тенден­ции изменения профессионального труда в связи с реконструкцией техни­ки. Решение такой задачи начинается с психотехнической рационализации профессий, которое проводилось в двух направлениях:

1) «малой рационализации» (реконструкция техники с учетом психофи­зиологических требований к организации рабочего места);

2) «большой рационализации» (проектирование нового оборудования и рабочих мест).

Ученые, выявив психофизиологические функции, которые нужно было изъять из конкретного вида работы, устанавливали оптимальные сочетания квалифицированных и малоквалифицированных операций с целью рекон­струкции состава профессий, рационализации трудового процесса и рекон­струкции орудий труда.

Еще в 1918 г. в петроградском институте по изучению мозга и психоло­гической деятельности действовали лаборатории рефлексологии труда, экс­периментальной психологии, психологии профессиональных групп, а так­же центральная лаборатория по изучению труда. По инициативе и при уча-

стии В.М.Бехтерева на базе биржи труда возникло первое в стране Бюро по профконсультации, которым руководил А.Ф.Кларк. За время его суще­ствования было обследовано более 7 млн человек, организована широкая сеть консультационных служб в РСФСР.

Другим крупным научным центром в эти годы был Казанский институт НОТ, где изучалась зависимость скорости работы человека от его настроения, темперамента, мышечного напряжения, исследовались вопросы трудоспособ­ности женщин, утомляемости при занятиях умственным трудом. Немалую известность приобрели работы А.РЛурия, И. М.Бурдянского и других.

На фабриках и заводах Ленинграда, Украины, Урала действовала развет­вленная сеть психотехнических и психофизиологических лабораторий. Ве­дущим научно-практическим центром была в эти годы Москва. В лаборато­рии Московского электрозавода проводился психофизиологический анализ работы на агрегатах, изучались санитарно-гигиенические условия труда. На другом московском предприятии — заводе «Шарикоподшипник» адми­нистрация и общественные организации сотрудничали с учеными лабо­ратории психологии труда ВНИИ охраны труда ВЦСПС. К середине 30-х годов была закончена серия экспериментов по ритмизации трудового про­цесса, позволившая повысить производительность труда в шлифовальном цехе на 163%. Изыскивая наиболее экономичные способы обучения новым приемам труда, ученые сравнивали работу передовиков-стахановцев с отстающими. На заводах «Серп и молот» и «АМО» изучались проблемы социальной активности, мотивации труда, организации соревнования и удов­летворенности трудом. Широко применялись методы наблюдения, хроно­метраж, а также эксперимент, анкетные опросы, анализ документации и статистических данных. В 1932 г. при Горьковском автозаводе открыта одна из крупнейших психофизиологических лабораторий, которая имела ка­бинеты производственной физкультуры, санитарно-гигиенический, по учету и анализу травматизма и заболеваемости, исследовательский сектор. Выпол­няя заказы предприятия, лаборатория АвтоГАЗа развернула свою деятель­ность во многих направлениях, осуществляя составление физиологических паспортов рабочих мест, рационализацию труда женщин и подростков, про­фотбор, а также рационализацию режима труда и отдыха.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.