Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Энциклопедия народной жизни.






В I раздел вошли произведения наиболее распространённых жанров уст­ного народного творчества: мордовская народная песня, пословицы, загадки, сказки.

При работе с мордовскими народными песнями необходимо обратить внимание детей на то, как в песнях отразилось творчество мордовского народа, его поэтическое восприятие мира, его трудовой опыт, нужды и заботы; помочь Детям лучше осмыслить их, почувствовать эмоциональность народных песен, уловить их тон: радостный, светлый, грустный, тоскливый. В старину люди в мордовских сёлах любили петь, играть на музыкальных инструментах. Народная песня была неотъемлемой частью сельского быта, звучала во время полевых и домашних работ, семейных и общественных праздников. Так, в песне «Уйду, матушка» отражены мечты и стремления мордвы найти на стороне лучшую долю, сытую счастливую жизнь. В песне о солдатчине, о рекрутчине «Ой, море, море» рассказывается об одной из самых горестных сторон жизни народа. В армии служили 25 лет. Жена лишалась мужа, дети - отца, семья - кормильца. Плачь и стон стоял в деревне, где забирали в рекруты. Эрзянская песня «По тропинке лесной» запечатлела ещё одну драматическую страницу в истории мордвы - участие в войнах, сражениях. Смертельно раненый боец думает не о себе, а о том, как спасти оставшихся на поле боя друзей.

На уроках, посвященных данной теме, уместно послушать песни в исполнении профессиональных фольклорных ансамблей или известных солистов.

Работу с пословицами целесообразно начинать с выявления знаний учащихся об этом виде устного народного творчества, с обобщения, позволяющего детям перейти к изучению мордовских пословиц, и на основе работы с ними помочь ученикам увидеть, как в пословицах отразилась жизнь мордовского народа, его взгляды и представления. Учитель подбирает пословицы, которые могут рассказать о многих сторонах жизни: о жизни в прошлом и настоящем мордовского народа, о природе, о Родине, о том, каким должен быть человек.

Учитель поясняет, что в далёкие времена, когда пословица была создана, люди не могли объяснить взаимосвязь многих явлений, но, накапливая опыт, они отразили свои наблюдения в пословицах.

В 3-м, 4-м классах работа с пословицами углубляет представления об этом жанре. Дети наблюдают, как пословицы передают молодым людям опыт и мудрость старших поколений

Приступая к чтению мордовских сказок, необходимо пояснить детям, что мордовская сказка - это не простая выдумка сказочников, а отражение давних верований, в них отражена жизнь народа, что сказки, как правило, сказываются, а не читаются, эта традиция сохранилась с древних времён, когда люди ещё не знали письменности. Среди мордовского народа было много талантливых сказителей. Имена некоторых из них хорошо известны и сейчас. Это Фёкла Игнатьевна Беззубова (1880 -1966), Серафима Марковна Люлякина (1922 -1993).

Ученики познакомятся с волшебными, бытовыми сказками, сказками о животных. В волшебных сказках «Девушка и лебедь», «Варда» отразились представления о добре и зле, воплощение мечты народа о светлой жизни, в которой царит справедливость, а положительные герои оказываются победителями в жизненной борьбе, они советуют не мириться со злом, неправдой.

Уклад народной жизни, находчивость, смекалка, дружба и согласие отражены в бытовых сказках: «Врозь - плохо, вместе - хорошо», «Пяльхкеня», " Кaк мужик перехитрил барина». Сказочный мир мордовских сказок необыкновенен, он живой, он одушевлён. Иносказательное изображение острых социальных конфликтов (борьба за существование среди птиц и зверей) воспроизводится в мордовских сказках о животных: «Сойка», «Лиса и Медведь».

Произведения мордовского фольклора помогут детям глубже осознать, что такое добро и зло, справедливость, доброжелательность, честность. И отрицательные, и положительные фольклорные персонажи с детства формируют в каждом своеобразный нравственный стержень.

II. Судьба и Родина едины!

Основная задача раздела - патриотическое воспитание.

Название темы раздела ориентирует учащихся на ознакомление с тем, что Родина - это самое дорогое, что есть у человека.

Ученики познакомятся с произведениями о своей малой родине, о героях Великой Отечественной войны, о наших земляках, которые до сих пор живут в памяти народа.

В суровые годы войны мордовский народ вместе со всем народом встал на защиту Родины. Всеми руководило единое желание - спасти свою Родину, защитить свою семью, свою землю, на которой родился. Особое внимание необходимо обратить на то, что люди и на войне, и в тылу проявляли высочайшие человеческие качества: умение думать о других, способность к единению, мужество и твёрдость, самоотверженность. Рассказ Н.М. Арсентьева, Т.С. Барговой, К.И. Шапкарина «Девятаев» повествует о мужестве Девятаева, Героя Советского Союза, уроженца Мордовии, который совершил подвиг в совершенно безвыходной обстановке, будучи в плену, фактически приговоренный к смерти, сумел вместе с товарищами улететь на немецком самолете из фашистского плена. Художественное изображение героизма, самоотверженности и духовной. красоты мордовского народа, который сражался на оккупированных фашистами территориях (кн. «Партизанская Слава»), расширяют и обогащают понятие Родины, активизируют патриотические чувства школьников. Произведения А. Ежова «Родничок», Н. Эркая «Тише, ветер», В. Гадаева «Маленькая родина», И. Девина «Саранск», В. Терехина «Ручей» углубляет и обостряет формирующееся чувство Родины. Поэтический пейзаж, картины мордовской природы открывает перед детьми красоту и привлекательность родных мест.

Работая с произведениями мордовских писателей и поэтов о родине, необходимо заострить внимание детей на то, что любовь к своей земле возникает всегда, когда видишь её' красоту, а чтобы увидеть прелесть родного края, нужно узнавать его, изучать пристально, внимательно всматриваться в природу. Надо научиться видеть это прекрасное, чтобы восхищаться родиной. Сила этого чувства настолько велика, что побуждает человека беречь природу и охранять её, совершать подвиги, защищать Отечество.

В методическом плане следует продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.