Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1: Старшая Эдда






1. Пространство эпоса и положение в нем героя.

- Мидгард – «огорожденный двор»

- Утгард - «пространство за оградой».

- Асгард - «усадьба богов-асов».

2. Выполнение долга как основа героики и событийности.

- Героини эпоса: природа трагического и сверхъестественного:

а) долг любви,

б) долг мести.

- Герои эпоса:

а) презрение к смерти как основа героического начала.

б) нарушение долга, предательство и братоубийство как основа природы трагического.

3. Понятие о героическом смехе.

4. Время в эпосе. Переживание, развивающееся во времени.

5. Фольклорные черты и мотивы.

- обмен обликами.

- борьба с карликами и великанами.

- карлик, охраняющий клад.

- мотив Спящей красавицы.

- предсказание судьбы.

- обычай «Божьего суда».

- гиперболизация.

 

ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты

1. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах / Вст. ст. ЛЯ. Гуревича. М.: Художественная литература, 1975. (Библиотека всемирной литературы). С. 5-26, 181-356.

2. Старшая Эдда: Древнеисландские песни о богах и героях / Пер. А.И. Корсуна. М.; Л., 1963. Серия «Литературные памятники».

Критические работы

1. Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. – М., 1979

2. МелетинскийЕ.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. – М., 1968.

3.Стеблин-Каменский М.И. Примечания к «Старшей Эдде» // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М.: Художественная литература, 1975. (Библиотека всемирной литературы). С. 661-706.

Тема 2: Героический эпос Средневековья

1. «Песнь о Роланде» в свете проблемы жанра.

- Эпическое произведение в фольклоре и литературе.

- «Песнь о Роланде» как произведение фольклора (теории возникновения «Песни», проблема авторского начала, эпическая идея «Песни» и отражение в ней общественного идеала).

- Художественные средства «Песни о Роланде» как памятника устного творчества.

2. Эпический мир «Песни о Роланде» и действительность.

- «Песня о Роланде» и история (характер отражения исторических событий, феодальных отношений, быта и нравов, материальной культуры, религиозных представлений).

- Эпический мир «Песни о Роланде» и способы его создания (пространство и время; природа и человек; проблема чуда и чудесного; гиперболизм; характер изображения борьбы; общие тенденции построения эпического мира).

- Проблема создания образа эпического героя (выделение главных героев, способы их обрисовки; образы Роланда, Оливье, Турпена, других славных французов; образы Ганелона и мавров, образ Карла; проблема замены героев).

3. Историческая действительность и эпическая правда в «Песне о моем Сиде».

4. Источники германского героического эпоса «Песни о Нибелунгах». Сходство и различие с героическими песнями «Старшей Эдды».

5. Традиционные мотивы и образы в европейском героическом эпосе.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. \ М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский. – М.: Высшая школа, 2000. – С. 54-78

2. Федотов О. И. История западноевропейской литературы средних веков: Учебник-хрестоматия: Идеограммы, схемы, графики. – М.: Флинта: Наука, 1999.

3. Черноземова Е.Н. Луков В.А. История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения. Практикум: Планы. Разработки. Материалы. Задания. / Е.Н. Черноземова, В.А. Луков. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2004. – С. 25-46, 21-23.

4. Штейн А.Л. Героический эпос, «Песнь о моем Сиде». // Штейн А.Л. История Испанской литературы. (Средние века и Возрождение). – М.: Высшая школа, 1976 – С. 8-15.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.