Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последовательность логопедических занятий






В настоящее время существует несколько методов логопеди­ческого воздействия для устранения заикания у детей. Но все они так или иначе подчиняются одной цели: воспитать у детей умение говорить нормальной, свободной от заикания речью.

Для реализации этой задачи необходимо наличие системы по­следовательных упражнений, при которой дети могли бы говорить с самых первых занятий и до конца обучения свободно, без заика­ния. Только благодаря очень постепенному усложнению детской речи от занятия к занятию можно воспитать навыки здоровой речи. Малейшее усложнение детских высказываний без учета возмож­ностей ребенка приведет к проявлению заикания. И тогда не будет условий для выработки рефлекса на правильную речь.

Итак, для успешного преодоления заикания прежде всего необ­ходимо, чтобы все занятия подчинялись основному дидактическому принципу систематичности и последовательности.

В чем же должна состоять последовательность занятий, которые обеспечивали бы заикающимся детям возможность с самого на­чала говорить без запинок? Как должна осуществляться система­тичность, создающая детям условия, при которых они говорили бы изо дня в день, от занятия к занятию свободной от заикания речью?

В 1958 г. Р. Е. Левина выдвинула идею развития коммуника­тивной функции речи у заикающихся детей и обосновала непро­дуктивность использования заученной речи.

Н. А. Чевелева разработала систему занятий, которая позво­ляет воспитать у детей на протяжении 8—9 мес. Самостоятельную речь, лишенную запинок, начиная с самой легкой, доступной ситуационной речи и кончая контекстной речью. Таким образом, развитие речи заикающихся детей должно протекать в указанной выше последовательности. Почему же именно ситуационная речь, т. е: речь по поводу наглядных предметов или действий, оказывается сразу же доступной для заикающегося ребенка? • Это происходит потому, что все, что видят, осмысливают, де­лают дети, они без труда и называют, так как все предметы или совершаемые действия находятся перед их глазами и как бы сами подсказывают свои названия. В случае же затруднений в подыс­кании нужного слова наглядная ситуация позволяет ребенку заме­нить его местоимением (это, тот, такое и др.) или просто жестом, указывающим на тот или иной предмет («Я взял вот это»; «Я положил сюда»; «Вот здесь»). И при этом заикание, как правило, не проявляется.

Постепенно уменьшая наглядную опору, можно усложнять речь детей. Упражняя ребенка в ответах, когда наглядная опо­ра речи все больше уменьшается, можно развивать у него способность пользоваться контекстной речью, вовсе лишенной наг­лядной опоры.

Последовательность развития самостоятельной связной речи заикающихся детей должна состоять в том, что с первых занятий они отвечают на вопросы логопеда простыми, короткими фразами, называя игрушки; геометрические формы различных предметов, их величину, - цвет; разнообразные действия с предметами («Это машина»; «Это листок»; «Листок синий»; «Я приклеиваю»; «Я рас­крашиваю» и т. п.).

Затем в условиях такой же полной наглядности предметов и выполняемых действий дети отвечают уже простыми распростра­ненными предложениями («Я взял свой кружочек»; «Я загибаю уголок»; «Сейчас я разрезаю свою полоску»; «Я катаю шарик из пластилина»). Постепенно предложения становятся все более раз­вернутыми, и, наконец, дети отвечают сложными предложениями («Это треугольник, потому что у него три угла»; «У меня получился грязный флажок, потому что когда я клеил, то взял много клея на кисточку»; «Я долго мял пластилин руками, чтобы он стал мягкий и легче было бы лепить из него»). И наконец, дети ов­ладевают умением говорить без заикания, отвечая на самые слож­ные вопросы логопеда, задавая вопросы товарищам; в самостоя­тельных рассказах (как изготавливали поделку, как будут иг­рать с ней, кому подарят; как готовятся к предстоящему утрен­нику и т. д.).

Такое систематическое и последовательное развитие связной речи дошкольников приводит к тому, что ребенок приобретает умение легко и быстро подбирать нужные слова, точно формулиро­вать мысль, говорить без пауз и остановок. Кроме того, постоянные упражнения в плавной, свободной от заикания речи закрепляют рефлекс на нормальную, здоровую речь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.