Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обследование речи детей






Обследование речевого развития детей дошкольного возраста предусматривает выявление навыков связной речи; объема пас­сивного и активного словарного запаса; степени сформирован­ность грамматического строя речи; произносительных навыков, фонематического слуха и восприятия. Обследование рекомендуется проводить в процессе игровых ситуаций.


Важно не только выявить у ребенка отклонения в формиро­вании каждого из компонентов языковой системы, но и проанали­зировать характер данного нарушения в сопоставлении с нормой.

Приступая к обследованию ребенка, необходимо 'иметь сведе­ния о состоянии его физического слуха, интеллекта (заключения специалистов), ознакомиться с данными раннего речевого развития (когда появились первые слова, предложения, развернутая фразо­вая речь).

В предварительной беседе с родителями логопед выясняет, в какой семье воспитывается ребенок, посещает ли детский сад, благополучное ли речевое окружение, как занимаются родители воспитанием ребенка, что их беспокоит в его речевом развитии (плохое понимание речи, неумение пользоваться синтаксическими конструкциями, грамматическими формами, ошибки в звукопроизношении). Важно знать, обращались ли ранее к логопеду и каков был результат логопедической работы.

Первые впечатления о речи ребенка логопед получает, беседуя с ним. Вопросы для беседы подбирают с учетом возраста и индиви­дуальных особенностей детей. Прежде всего, они должны быть направлены на выявление навыков ориентировки в окружающей действительности (о самом ребенке, о его семье, детском саде, то­варищах, игрушках и т. д.).

Вопросы должны предусматривать не только односложные ответы, но и развернутые, например: «Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет? Где ты живешь? Как ты едешь в детский сад? Сколько членов в вашей семье? Чем занимаются твои мама и папа? Сколько у тебя сестер, братьев? Сколько им лет? Какая сегодня погода? Как ты одет? Что ты ел сегодня дома (в детском саду)? Какую одежду носят летом... зимой? В какие игры и с кем ты любишь играть летом... зимой? Какие звери живут в лесу? Почему заяц меняет зимой мех?» И т. п.

В процессе беседы выявляется, как быстро ребенок вступает в контакт, есть ли у него простая фразовая речь или он говорит лишь отдельными словами. Беседу можно построить так, чтобы выявить правильность употребления грамматических форм, объем словаря, состояние звукопроизношения. Рекомендуется использо­вать при этом знакомые ребенку тематические циклы («Домашние и дикие животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Транспорт» и др.). Так, при рассматривании картин, на которых изображены животные, ребенку задают вопросы, направленные на выявление пассивного и активного словаря, грамматических навыков. На­пример: «Назови, каких ты" знаешь домашних и диких животных. Покажи, где медведица, бельчонок, зайчата... Скажи, чем покрыто туловище медведя, где живут белка, лиса. Как называются дете­ныши собаки, свиньи, коровы, лошади? Кто чем питается? Кто как и чем защищается? Кто охотится за животными? Как можно ска­зать про лису? Она какая?»

При обследовании лексического запаса важно не только выявить количественный запас существительных, глаголов, прилагательных, но и проверить самостоятельное употребление их в речи. Для этого ребенку предлагают закончить предложение, добавить недостающее по смыслу слово. Например: «У лисы хвост длин­ный, а у зайца... короткий. Белка по веткам прыгает, а змея по земле... ползает. Петух кукарекает, а кошка... мяукает».

При обследовании грамматической правильносречи ребенку дают задание составить, используя необходимые грамматические формы, предложение по картине, по вопросам, описать действие, которое ему демонстрируют; дополнить предложение, употребив заданное слово в нужном падеже. Например:

В лесу живет (кто?) медведь.

В лесу живут (кто?) медведи.

У медведицы родился (кто?) медвежонок.

Около медведицы сидят (кто?) медвежата. Сколько мед­вежат? — Три медвежонка.

Медвежата живут (где?) в берлоге.

Медведица наблюдает (за кем?) за медвежатами.

Медведи питаются (чем?) мясом, ягодами, медом.

Проверяются умения согласовывать прилагательные, числи­тельные с существительными, образовывать притяжательные при­лагательные от существительных, существительные с уменьши­тельно-ласкательным значением.

Можно провести с детьми такие игры:

1. «Один — много». Ведущий называет один предмет, например шишка, а ребе­
нок называет форму множественного числа: много шишек.

2. «Наоборот». Ведущий бросает ребенку мяч и называет признак предмета,
например высокое дерево, а ребенок, возвращая мяч, называет противоположный
признак: низкое дерево.

3. «Найди свою маму». Дети надевают маски животных с изображением животных и детенышей. По команде ведущего маленькие детеныши подбегают к своим «мамам» и называют себя: «Я (мы) —козленок (козлята)»; «Моя (наша)
мама — коза»; «Я (мы) —ежонок (ежата)»; «Моя (наша) мама—ежиха». И т. п.

4. «Большой»— маленький». Детям раздают картинки с изображением пред­метов разного размера. По сигналу ведущего каждый разыскивает свою пару и называет: «У меня гнездо»; «А у меня гнездышко»; «У меня дерево»; «А у меня
деревце».

5. «Угадай, чей домик». Логопед загадывает загадку типа: «В лесу большая нора, в ней живет лиса. Чей домик?» (Лисий.)

В процессе наблюдения за детьми вырисовывается и состояние звукопроизношения. (Специальные приемы для обследования фо­нетики подробно описаны в гл. «Дислалия» настоящего пособия.)

Для проверки фонематического слуха ребенку предлагают сле­дующие задания:

а) запомнить и повторить ряд слогов из правильно произносимых звуков типа па-ба-па, да-та-да;

б) узнать слово с заданным звуком среди других слов;

в) отобрать картинки с заданным звуком;

г) самостоятельно придумать слова с определенным звуком.
При обследовании связной речи можно использовать статичные

и динамичные картины. Материал для составления рассказов по картине, серии картин, по представлению (рассказов-описаний) подбирают с учетом возраста ребенка, программных требований данной и нижестоящих возрастных групп, а также речевых и пси­хических особенностей малыша. Предварительно дается время на рассматривание картины, проводится беседа по ее содержанию, уточняется значение отдельных слов. Далее предлагается план рассказа. Если у ребенка возникают затруднения (он может и не понять задание), логопед дает образец рассказа. Ребенок повторяет его. Затем предлагается аналогичное задание на другом материале.

Для обследования связной речи можно рекомендовать картины из серии «Мы играем», «Домашние и дикие животные», а также картины из «Дидактического материала по исправлению недостат­ков произношения у детей дошкольного возраста». Образцы детской речи записывают в речевой карте — как пра­вильно, так и неправильно построенные.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.