Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лучше совершенно точно ошибаться, чем приблизительно верно утверждать правильный ответ.






Дж. Тьюки

Эксперимент. Основное отличие и достоинство данного метода в том, что исследователь может по желанию вызвать какой-то психичес-

 

кий процесс или свойство, проследить зависимость проявлений пси­хики от внешних условий. Эксперимент может быть применен не ко всякой исследовательской задаче. Например, характер и сложные виды способностей экспериментальным методом изучить и познать трудно, а иногда и невозможно.

Примером эксперимента может служить проба " Знаешь ли ты таб­лицу умножения? ", на основе которой изучаются закономерности рас­пределения внимания.

Пример: " Знаешь ли ты таблицу умножения? "

Необходимо письменно перемножить два трехзначных числа и одновременно прослушать отрывок из художественного произведе­ния.

Задача испытуемого правильно произвести вычисления и близко к тексту пересказать услышанное.

В результате такого эксперимента можно реально увидеть низкое качество выполнения заданий. Это связано с тем, что распределять внимание, когда виды деятельности не связаны между собой логичес­ки или один из видов деятельности частично (полностью) не автома­тизирован, сложно или порой просто невыполнимо.

Представленный эксперимент дает возможность наглядно понять само явление — распределение внимания и определить условия ус­пешности и эффективности в познавательной деятельности. Результа­ты эксперимента можно экстраполировать на многие сенсорно-мотор­ные действия, трудовые операции.

Эксперимент от наблюдения всегда отличается активным вмеша­тельством в ситуацию со стороны исследователя. Правильно постав­ленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-след­ственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи между переменными.

Метод беседы. Он применяется на разных стадиях исследования: как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полу­ченных другими методами, особенно методом наблюдения. Умелое применение метода беседы может дать весьма ценные результаты.

Этот метод широко применяется в различных областях психоло­гии: педагогической, медицинской, юридической, спортивной, воен­ной, являясь основным способом введения испытуемого в ситуацию психологического экспериментирования — от строгой инструкции в психофизиологическом исследовании до свободного общения в психо­терапии. В качестве специфических видов беседы можно выделить следующие: " введение в эксперимент" — привлечение к сотрудничест­ву; " экспериментальная беседа", в ходе которой проверяются рабочие гипотезы; интервью. Беседа органично взаимосвязана с наблюдением.

Методическое требование к беседе — " близость", контакт испытуе­мого с психологом, т.е. взаимность общения.

Выделяют такие формы беседы: диалогическая; автобиографичес­кая, в которой выясняется жизненный путь человека; клиническая, где исследуются патологические факторы.

Метод тестов. Тесты — стандартизованные кратковременные ис­пытания свойств личности. Хорошо обоснованный тест является ре­зультатом большой предварительной экспериментальной проверки. Тесты можно условно разделить на тесты достижений, критериально-ориентированные тесты, личностные тесты.

Тесты достижений выявляют степень владения испытуемыми кон­кретными знаниями, умениями, навыками. Иногда такие тесты назы­вают тестами специальных способностей. Тесты достижений разделя­ют на три группы: тесты действия, тесты письма и тесты устные; тесты интеллекта — предназначены для выявления умственного потенциала индивида; тесты креативности — с их помощью изучают и оценивают творческие способности личности, способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Тесты критериально-ориентированные выявляют, насколько ис­пытуемый владеет знаниями, навыками умственных действий, кото­рые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий.

Тесты личностные — методики психодиагностики, с помощью ко­торых исследуются различные стороны личности: мотивационные, эмоциональные и поведенческие.

К личностным тестам относятся и так называемые проективные тесты. Изучение личности с их помощью основано на психологичес­кой интерпретации результатов проекции. Один из наиболее распро­страненных проективных тестов разработан Г. Роршахом. Он отобрал 10 стимулов — чернильных пятен, реакции на которые оказались наи­более характерными для лиц как с патологическим, так и с нормаль­ным уровнем развития (мышление, воображение). Пятна одно за дру­гим предъявляются испытуемому, который должен сказать, на что они похожи, что они ему напоминают. Исследователь проводит количест­венную и качественную оценку образов, увиденных в пятнах. Резуль­таты могут свидетельствовать об интеллектуальном и возрастном раз­витии индивида.

Тест " Кто я есть в этом мире? " иллюстрирует метод тестов:

Перед вами 10 горизонтальных линий со словесными индексами в начале и в конце каждой линии. Сосредоточьтесь, пожалуйста, и представьте, что на каждой из этих линий вы располагаете всех людей, живущих сейчас на земле. Люди, конечно, разные. Среди них есть больные и здоровые, робкие и смелые, умные и глупые, словом, обладающие множеством разных особенностей. Представленные вам линии условно изображают 10 наиболее важных черт-характеристик личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.