Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: «Принципы обучения.

Семинарское занятие № 3

Тема: «Обучение и развитие в гуманистической дидактике»

Теоретические вопросы

1. Проблемы взаимосвязи обучения и развития личности в теории и практике отечественного образования (Л.В. Выготский).

2. Концепции развивающего обучения:

- концепция Л. В. Занкова;

- концепция развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина;

- концепция поэтапного формирования умственных действий, разработанная на основе соответствующей теории П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной;

- концепция З.И. Калмыковой;

- концепция Л. М. Фридмана;

- концепция Н.Н. Поспелова;

- концепция Е. Н. Кабановой-Меллер.

3. Личностно-ориентированное обучение.

Задания для самостоятельной работы. Ответьте на вопросы.

1. Назовите основные принципы дидактической концепции Л. В. Занкова.

2. Что такое проблемная ситуация? Назовите основные приемы создания проблемных ситуаций.

5. В чем заключается специфика продуктивного мышления в соответствии с концепцией З.И. Калмыковой?

6. Каковы основные принципы дидактической концепции Л.М. Фридмана?

7. Почему Н.Н. Поспелов и И.Н. Поспелов рассматривают формирование мыслительных операций как условие и средство развивающего обучения?

8. Какие основные условия развивающего обучения выделяет Е. Н. Кабанова-Меллер?

9. Почему в обучении ребенка нельзя ограничиваться принципами, ориентированными лишь на его психическое развитие?

10. Охарактеризуйте основные дидактические идеи педагогов-новаторов.

11. В чем состоит инновационность личностно-ориентированного подхода в обучении?

Литература:

а) основная:

1. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн. 1 Общие основы. Процесс обучения: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Рек. МО РФ / И.П. Подласый. — М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2013.

2. Пидкасистый, П.И. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. (2-е изд., перераб. и доп.) учебник – М.: Издательский центр " Академия», 2014. – 624 с.

3. Маркова, С.М. Дидактическая система и модели обучения. – Н. Новгород: ВГИПА, 2009. – 100 с.

4. Селиверстова, Е.Н. Современная дидактика: от школы знания. – к школе созидания. – Владимир, 2009.

б) дополнительная

1. Жилин, Д. М. Инструктивизм и конструктивизм - диалектически противоположные стратегии обучения / Д. М. Жилин // Педагогика: научно теоретический журнал. – 2011. – N 5. - С. 26-36: табл.

2. Краевский, В.В. Общие основы педагогики (4-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Издательский центр " Академия», 2013. –2008 – 256 с.

 

 

Семинарское занятие № 4

Тема: «Принципы обучения.

Диагностика, контроль и самоконтроль в обучении»

Теоретические вопросы

1. Понятие «принципы обучения».

2. Система дидактических принципов (принцип природосообразности обучения, принцип наглядности; принцип сознательности и активности в обучении; принцип доступности; принцип прочности; принцип научности; принцип систематичности и последовательности; принцип связи теории с практикой; принцип воспитывающего обучения; принцип индивидуального подхода к обучающимся).

3. Эволюция принципов обучения.

4. Диагностика, контроль и самоконтроль в обучении.

5. Важнейшие принципы диагностирования и контроля обученности (успеваемости): объективность, систематичность, наглядность. Функции контроля: диагностическая, образовательная, воспитательная, развивающая, проверочно-оценочная.

6. Основные виды контроля: предварительный, текущий, тематический, периодический, итоговый.

7. Методы контроля и проверки учебных достижений обучающихся:

- методы устного контроля (беседа, рассказ ученика, комментированное чтение текста учебника, чтение технологической карты, схемы и т.д.);

- методы письменного контроля (домашние письменные работы, контрольные работы, изложение, сочинение, диктант, реферат и др.);

- выполнение практических работ (ситуационная ролевая игра, имитация, составление учебных кроссвордов и др.);

- наблюдение за работой обучающихся с целью оказать помощь; тестирование и др.

8. Дидактические тесты.

9. Проблема объективного контроля знаний, информатизация контроля знаний.

10. Проверка и оценка знаний обучающихся, критерии оценки как педагогическая проблема.

11. Система оценивания в РФ. Безотметочное обучение.

12. Неуспеваемость обучающихся и ее причины. Преодоление формализма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Семинарское занятие № 6 | Синдромы поражения желудка




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.